Доклад на педагогическом совете Методы и приемы образовательного процесса

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым «Феодосийская специальная школа- интернат».




Выступление на педсовете от 03.11.2016
по теме «Методы и приёмы формирования и совершенствования речевых возможностей воспитанников дошкольного отделения.»



Учитель- дефектолог Князева С.И.
Дошкольное отделение.








2016- 2017 уч.год
В соответствии ФГОС ДО разработана характеристика модели построения коррекционно- развивающей среды у учителей- дефектологовэто система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребёнка и его личностиучебный центр (класс):
а) центр математического развития,
б) центр сенсомоторного развития,
в) игровой центр в форме интерактивных выставок по конкретным тематическим направлениям,
г) методический центр,
д) информационный центр.
На начало 2016- 2017 учебного года наш творческий коллектив дошкольного отделения попытался создать подобие такого учебного центра. В моём классе я организовала слухо- речевую среду, есть уголок математики, развития речи, по РСВ и ФП.
Правильный выбор метода обучения влияет на развитие целостной картины мира ребёнка, его способностей, воспитание его потребностей.
Каждый метод – это совокупность методических приёмов, т.к. приёмэто часть метода.
Один из приёмов, входящих в методы обучения произношению, является фонетическая ритмика.

Все движения, входящие в этот приём, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков.
Для решения данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимальноих слуховое восприятие.
Фонетическая ритмика занимает часть занятия по развитию речи, закрепление произношения переносится на индивидуальные занятия для более тщательной обработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения.
С помощью приёма фонетической ритмики коррегируется навык диафрагмального дыхания и правильное речевое дыхание, т.к. для нормальной речи необходим длительный выдох, а правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосообразование. Произносятся гласные звуки на длительном выдохе, т.е. начинается работа над силой голоса. Большие движения руками (макромоторика) стимулирует артикуляцию (микромоторика).

Приём перекрёстного контроля основывается на тактильно- вибрационных ощущениях.



Дети устанавливают различия между вокализованными и не вокализованными звуками.


Индивидуальные занятия проводятся в «речевом уголке» перед зеркалом.


Применяется приём тактильных вибрационных ощущений.


С маленькими детьми ведётся работа по развитию слухового восприятия: используется экран.
Все достижения, которые дети приобрели в работе над произношением в нашей группеэто информальный путь:
Добиваемся при помощи игровых приёмов и приёмов сопряжённого проговаривания первичного умения воспроизвести фонетический элемент.
Применяется приём тактильных вибрационных ощущений.
Приём перекрёстного контроля, который также основывается на тактильно- вибрационных ощущениях. Дети устанавливают различия между вокализованными и не вокализованными звуками.
Игровой приём способствует выработке увеличения плавного длительного выдоха.
С помощью приёма тактильных ощущений воспринимается струя выдыхаемого при произнесении воздуха: звук «т».
В своей работе по обучению произношения использую мультисенсорный метод.

Во второй подгруппе обучаются три мальчика с диагнозом «гиперактивности» по заключению МПК. Один из них«особый ребёнок», ему присущи признаки аутизма, у «особого ребёнка» 1,5 года поставлен КИ.


У этих детей пока проходит адаптационный период. Обучаю их слухо- зрительному восприятию и глобальному чтению своего имени.

Вместо взгляда «глаза в глаза» сначала вырабатывается фиксация взгляда на табличке, работа с указательным жестом.




Я фиксирую кисть ребёнка в положении жеста и учу чётко устанавливать жест на нужном предмете или картинке. При глобальном чтениичтение автоматизированных энграмм (имя ребёнка).











В общей системе музыкально- оздоровительной работы предполагается использования приёма хоровой декламации под музыкальное сопровождение.




При исполнении песни «Осень» использовались следующие приёмы:
аналитическое чтение;
дыхательная гимнастика;
пальчиковая игра;
фонопедические упражнения;
артикуляционная гимнастика;
подражание.








Один из приёмов здоровьесберегающего методаигра на музыкальных инструментах.
Дополнение к этому методу используется игровой метод. При применении этих методов используются следующие приёмы:
слушание музыкального произведения;
слуховое восприятие тихой и громкой музыки;
ритмическая стимуляция по подражанию.


На празднике «Золотая осень» дети под музыку Эд. Грига «Утро» исполняли музыку «сказочного леса». Каждый инструмент в оркестре имитировал звук животного (птичка- свистулька, мишкибарабаны, зайкаметаллофон, ёжпогремушки).
В своей работе по формированию и совершенствованию речевых возможностей обучающихся, используя всё многообразие известных мне методов и приёмов, стремлюсь к двуединому процессу, построенному на взаимопонимании учителя и маленьких воспитанников.