УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ. С. Алексеев «Птица-слава».

Урок внеклассного чтения в 4 классе

Учитель: Шевченко Л.Г.
Тема: С. Алексеев «Птица-слава».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Методы обучения: системно-деятельный подход.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная, групповая;
- фронтальная.
Цели:
1. Образовательные:
- систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 года;
- сформировать понятие «военная слава».
2. Развивающие:
- развивать умение анализировать и обобщать полученные сведения при подготовке к уроку;
- осмысливать исторические факты через чтение произведений;
- развитие навыка участия в дискуссии, обсуждении.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за нашу славную историю, чувство высокого патриатизма;
- вовлекать учащихся в поисково-познавательную деятельность через использование истории, литературы, музыки.
Технологии:
Исследовательская; игровая; личностно-ориентированная, проблемная, здоровьесберегающая.
Оборудование:
портреты героев Отечественной войны 1812 года, портрет С Алексеева музыкальная запись песни Д. Давыдова

- Как называется тема нашего урока?
С Алексеев «Птица-слава».
- Какую цель мы ставим перед собой, приступая к изучению произведения?
Разобраться:
Почему войну 1812 года называют Отечественной войной;
Кто же они – истинные защитники Отечества?
Помните, вы должны говорить то, что думаете, высказать свою точку зрения на рассматриваемые вопросы, не бойтесь ошибиться.
Скажите:
- Читали ли вы раньше книги С. Алексеева и какие?
Об авторе.
Сергей Петрович Алексеев родился в 1922 году в семье сельского врача. История родной земли стала навсегда любовью Сергея Алексеева. Подростком увлекся авиацией. После школы поступил в авиационное училище. В первый же день войны, находясь на границе, вступил в бой с фашистами. В 1945 году из-за контузии его комиссовали. Он закончил пединститут, стал историком.
Автору 1 апреля 2015 года исполнилось бы 93 года.
- Какой теме посвящены книги этого автора?
- Почему автор такое предпочтение отдает исторической теме?
- Вам, как читателям, интересно читать книги этого автора?
- Что привлекает вас в книгах С. Алексеева?
- Итак, война 1812 года. Из кого состояла вражеская армия? (французы, австрийцы, пруссаки, саксонцы, итальянцы, швейцарцы, голланцы, испанцы).
- Какой по численности была французская армия? (полмиллиона).
- Кто возглавлял французскую армию?
Зачитайте описание этого человека.
- Какие планы строил Наполеон относительно России?
- Какие слова служат этому подтверждением?
- Какие эпизоды позволяют нам выяснить характер этого человека?
с. 143, с.145 - вера в свою непобедимость, очень самолюбивый.
с. 154 - беспощаден в достижении цели.
- Кто возглавил русскую армию в войне 1812 года?
- Зачитайте информацию о Кутузове.
- Каков послужной список этого человека? (с.162 глава 2).
- Сравните, каким автор представляет нам Наполеона в начале знакомства и каким мы видим Кутузова?
- Каков характер Кутузова?
с.165 – понимает душу простого солдата;
с. 166 – наказывает офицеров, которые тратят время понапрасну;
с. 168 – спрашивает совета у обыкновенного солдата.
- Чьи интересы он защищал: дворянства или простого солдата?
- Какое решение принял Кутузов относительно графини Нащекиной?
- Назовите имена тех офицеров и генералов, которые своим личным примером вдохновляли солдат, поднимали боевой дух в войсках.
(Багратион, Барклай де Толи, Миларадович с. 185, молодой офицер Бибиков (руку оторвало), генерал Платов).
- Кто же еще помогал Родине в это тяжелое время, без чьей помощи не было бы победы?
- Простой русский солдат.
- Что поразило Наполеона в русских солдатах?
а) смелость (дерзко в лицо говорят, что думают),
б) находчивость,
в) хитрость.
Приведите пример, где проявляется солдатская находчивость (солдат Нерытов, глава на с. 149).
- Кто из солдат удивил вас своей несказанной смелостью? (гренадер Федор Беда, десять казаков с.158; Клим Дуга с.189).
- Кто еще наносил нещадный урон врагу?


Партизанские отряды.
- Кто возглавил первый партизанский отряд в войну 1812 года? (Денис Давыдов!).
- Какие доблестные дела партизана Дениса Давыдова? (зачитайте главу на с.212).
- В этой же главе найдите и зачитайте партизанскую науку Дениса Давыдова (с.213).
- Денис Давыдов был не только смелым военным, но и известным поэтом.
Послушайте одну из песен Дениса Давыдова.
- Назовите еще командиров партизанских отрядов? (крестьянин Герасим Курин, гусар Федор Потапов, Василиса Кожина, Емельянов).
- Кто причинял Наполеону немало хлопот и за поимку кого он назначил большую сумму (Александр Самойлович Фигнер).
Так почему войну 1812 года называют Отечественной войной?
Т.к. на войну встали все от мала до велика.
- То, что взрослые ковали победу – я от вас услышала. А почему вы умалчиваете о детях? (Мотя, мужичок с ноготок).
- Осуждаете ли вы Ванюшу, Марфутку и Фильку и еще 3 ребят за то, что они выходили француза?
В память об этих страшных и мужественных днях остались песни, рассказы, пословицы и поговорки. В них народ отразил свой взгляд на исторические события. Игра «Доскажи пословицу», объясни ее смысл, отдай тому герою, которому она может принадлежать.
«Летит гусь на родную » (Русь)
«Француз боек, а русский .» (стоек)
«Приехал Кутузов бить ..» (французов)
«Наступил на землю русскую, да .» (отступил)
«За косы руками, а в бока и ребра ..» (кулаками)
Свидетельств того, что война 1812 года была Отечественной мы привели достаточно.
Мы гордимся тем, что наши прадеды были такими смелыми, находчивыми.
- Рефлексия.
- Какой смысл вы вкладываете в слово «слава»?

Выставление оценок.








13 PAGE 14415



15