Презентация для педагогов Предупреждение неуспеваемости


Внутренние причины по отношению к школьнику. Недостатки биологического развития:А). Дефекты органов чувствБ). Соматическая ослабленностьВ). Особенности высшей нервной деятельности,Отрицательно влияющие на учениеГ). Психологические отклонения Недостатки психического развития:А). Слабое развитие эмоциональной сферы личностиБ). Слабое развитие волиВ). Отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей. Внутренние причины по отношению к школьнику. Недостатки воспитанности личности:А). Недостатки в развитии эмоциональной сферы личностиБ). Недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.В). Недостатки в трудовой воспитанности. Внешние причины по отношению к школьнику. Недостатки образования личности:А). Пробелы в знаниях и специальных уменияхБ). Пробелы в навыках учебного труда. Недостатки опыта влияний личности: А).Недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.Б). Недостатки воспитательных влияний школы(учителей, коллектива учащихся и др.) Недостатки влияний внешкольной среды: А). Недостатки влияний семьиБ). Недостатки влияний сверстниковВ). Недостатки влияний культурно-производственного окружения. Профилактика неуспеваемости. 1 этап урока: В процессе контроля заподготовленностью учащихся. Акценты в обучении: Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставаний. Профилактика неуспеваемости. 2 этап урока: При изложении нового материала.Акценты в обучении:Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащихся основных элементов излагаемого материала.Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях усвоении учебного материала.Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечить разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. Профилактика неуспеваемости. 3 этап урока:В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке.Акценты в обучении: Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений , но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постанову вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. 4 этап урока: При организации самостоятельной работы вне класса.Акценты в обучении: Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы , вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о ходе выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Профилактика неуспеваемости. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями работающими в классе, исключать перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. Оптимальная система по оказанию помощи неуспевающему ученику. 1. Помощь в планировании учебной деятельности(планирование и повторения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности. 1 –ая группа.Посредством Содержания.(содержательные) 1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:А). Эмоционально-образный(эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);Б). Аналитический(разъяснительный, критический, логический, проблемный);В). Деловой;Г). необычный 1 –ая группа.Посредством Содержания.(содержательные) 2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания.А). Важность отдельных частей;Б). Трудность, сложность(простота, доступность);в). Новизна, познавательность материала;Г). Историзм, современные достижения науки;Д). Интересные факты, противоречия, парадоксы. 3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. 1 –ая группа.Посредством Содержания.(содержательные) 1 –ая группа.Посредством Содержания.(содержательные) 4. Показ значимости знаний, умений:А). Общественной;Б). Личностной; 1 –ая группа.Посредством Содержания.(содержательные) 5. Межпредметные связи. 2 – ая группа.Посредством организации деятельности(организационные) 1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач. 2 – ая группа.Посредством организации деятельности(организационные) 2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, алгоритмы, свернутые(указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные. 2 – ая группа.Посредством организации деятельности(организационные) 3. Характер деятельности(копирующий, репродуктивный, творческий). 4. Создание ситуаций различного характера:Интеллектуального(проблемная, поисковая, ссора, дискуссия, противоречие), игрового(познавательной игры, соревнования), эмоционального(успеха, увлеченности темой). 2 – ая группа.Посредством организации деятельности (организационные) 5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи. 2 – ая группа.Посредством организации деятельности (организационные) 2 – ая группа.Посредством организации деятельности (организационные) 6. Контроль за деятельностью учащегося(тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка. 2 – ая группа.Посредством организации деятельности (организационные) 7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий. 3-я группа.Посредством воздействий в плане общения, отношения, внимания(социально-психологические) 1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся. 3-я группа.Посредством воздействий в плане общения, отношения, внимания(социально-психологические) 2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. 3-я группа.Посредством воздействий в плане общения, отношения, внимания(социально-психологические) 3. Проявление учителем личных качеств, данных личности(в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т. д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям. 3-я группа.Посредством воздействий в плане общения, отношения, внимания(социально-психологические) 4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе(взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь) Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Этапы урока Виды помощи в учении В процессе контроля за подготовленностью учащихся Создание атмосферы особойдоброжелательности при опросе.Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащемуся примерного плана ответа.Разрешение пользоваться наглядными помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Этапы урока Виды помощи в учении При изложении нового материала Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.Привлечение и в качестве помощников при подготовке приборов, опытов. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Этапы урока Виды помощи в учении В ходе самостоятельной работы на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, пройденное ранее. Напоминание приёма и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правило и свойства, которые необходимы для решения задач., упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения задания, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибку, проверка, исправление. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Этапы урока Виды помощи в учении При организации самостоятельной работы Выбор для слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использования карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. 1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.3. Индивидуальный подход к учащимся.4. Специальная система домашних заданий.5. Усиление работы с родителями.6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.