Статья Предупреждение неуспеваемости учащихся


В 2016-2017 учебном году в школах ДНР впервые введен в 6 классе переводной экзамен по математике. Для успешной сдачи экзамена необходима тщательная подготовка, которая включает в себя и работу по устранению пробелов в знаниях учащихся.
Пулич Ольга Ивановна учитель ОШ I-III ступеней с. Мануйловка управления образования администрации города Шахтерска ДНР
Предупреждение неуспеваемости учащихся 5-6 классов по математике
Работа по предупреждению неуспеваемости учащихся строится, с одной стороны, на основе совершенствования всего процесса обучения учащихся на уроке и, с другой стороны, на основе изучения и учета индивидуальных особенностей развития и усвоения программы каждым учеником, как сильным, так и слабым.
На уроках при формулировке трудных правил, законов, обобщений следует в первую очередь вызывать сильных учащихся, всемерно поощряя их инициативу, сообразительность и вместе с тем обращая внимание на преодоление выявляемых недостатков.
Для предупреждения неуспеваемости слабых учащихся недостаточно мер по совершенствованию учебного процесса, необходимы еще и специальные меры. Для этого каждому учителю необходимо в начале учебного года в минимальные сроки проверить знания, умения и навыки учащихся с точки зрения соответствия их уровня требованиям новых ГОС. С этой целью необходимо выполнить рекомендации по изучению учащихся на первых уроках математики. В начале сентября полезно провести диагностические контрольные работы. Представления о знаниях и навыках учащихся по результатам диагностической контрольной работы должны пополняться и уточняться на основе наблюдений за их домашними, самостоятельными, тематическими контрольными работами и устными ответами на уроках. Выявленные недостатки преодолеваются в процессе общеклассных и индивидуальных форм работы. Наряду с этим необходимо вести работу по предупреждению образования новых пробелов, по вооружению учащихся навыками учебного труда, формированию положительного отношения к учению.
Для предупреждения образования новых пробелов в усвоении новых знаний необходимо учитывать, что слабые учащиеся испытывают большие затруднения при формировании абстрактных представлений, и широко использовать в работе с ними различные наглядные и дидактические пособия, особенно при усвоении зависимостей между величинами.
На уроке и во внеурочное время следует проводить индивидуальную работу по подготовке учащихся к восприятию трудного материала, при этом определяется обязательный минимум знаний.
Например, чтобы обеспечить активное участие слабых учащихся в решении задачи № 132 «Математика. 6 класс.» С. М. Никольского: «Увеличить число 60 на 10%», полезно на предшествующем уроке, после уроков или перед решением выполнить с учениками в порядке индивидуального задания или во время фронтального опроса такие упражнения:
Дать определение процента;
Повторить правило нахождения процента от числа ;Записать формулу (п.1.6, стр.24)
Какое действие нужно применить , когда число увеличиваем на несколько единиц?
Несмотря на то, что домашние задания в учебнике, как правило, легче классных, все же необходима продуманная система оказания помощи слабому ученику при выполнении домашних заданий. Это может быть организовано как путем личных контактов учителя или сильных учеников со слабыми, так и с помощью специально разработанных карточек - консультаций, которые учитель вручает слабым учащимся. Карточки-консультации могут быть в форме наводящей « подсказки» к решению, в виде решения аналогичной задачи, напоминания важного теоретического положения, разъяснения термина или зависимости.
Например, предлагая домашнее задание из п.1.5 «Математика. 6 класс.» С.М. Никольского № 7
« Пять маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней тот же забор покрасят 10 маляров?»,
можно использовать карточку примерно такого содержания:
При выполнении домашней работы учтите такие советы:
1)Прочитайте п.1.5, стр.18-19.
2) Выучи правила на стр.18.
3) Прочитай условие задачи №77.
4) Рассмотри решение задачи №2 на стр.19.
5) Найди аналогичную задачу в классной работе и рассмотри ее решение.
6) Запиши краткую запись задачи.
7) Определи, какая пропорциональность : прямая или обратная.
8) Составь пропорцию.
9) Повтори на стр. 15,как ее решить.
10) Реши пропорцию.
11) Запиши ответ задачи.

Своевременные консультации по выполнению домашнего задания должны предупреждать ошибки учащихся, избавлять их от неквалифицированной помощи и способствовать формирования положительного отношения к домашним заданиям, к учению.
При формировании навыков с целью организации работы слабых учащихся полезно вместе с учащимися составить план работы и пользоваться им. При закреплении приема деления на десятичную дробь можно составить и использовать такой план:
1. Определяем число десятичных знаков делителя.
2.Увеличиваем делитель в 10, 100, 1000, ... раз,перенося запятую слева направо
на 1, 2, 3 , ... цифры.
3. Увеличиваем в 10, 100, 1000, ... раз, т. е. во столько же раз делимое.
4. Выполняем деление полученных чисел.
Еще пример. При закреплении правил сложения положительных и отрицательных чисел в 6 классе полезно слабым ученикам дать такую инструкцию:
Определить, будут ли числа с одинаковыми или с разными знаками
Числа с одинаковыми знаками Числа с разными знаками
Запишите знак сумы Найти число с большим модулем
Сложите модули слагаемых Определите знак числа, имеющего больший модуль
Запишите модуль суммы Запишите этот знак в сумму
Вычтите из большего модуля меньшийЗапишите модуль суммы
Но некоторые учащиеся не усвоили в достаточной мере основные вопросы начального курса математики.Они не умели слушать учителя, а если и слушали, то все равно не слышали; у них не были развиты внимание, память. В связи с этим пришлось внести в работу ряд новых элементов. связанных с необходимостью ликвидировать пробелы в знаниях учащихся. Прежде всего разработаны памятки по применению действий:
Сложение применяем, когда:
1) находим сумму чисел;
2) число увеличиваем на несколько единиц;
3) находим уменьшаемое.
Вычитание применяем, когда:
1) число уменьшаем на несколько единиц;
2) находим остаток или разность;
3) находим неизвестное вычитаемое;
4) узнаем или сравниваем, на сколько одно число больше или меньше другого.
Умножение применяем, когда:
1) находим произведение чисел;
2) увеличиваем число в несколько раз;
3) находим делимое;
4) вычисляем площадь прямоугольника S= ab;
5) повторяем одно и то же число слагаемых несколько раз;
6) находим объем прямоугольного параллелепипеда V= abc.
Деление применяем, когда:
1) число уменьшаем в несколько раз;
2) находим часть числа;
3) узнаем, сколько раз одно число содержится в другом;
4) узнаем или сравниваем, во сколько раз одно число больше другого;
5) находим неизвестный делитель;
6)находим неизвестный множитель.
Работая с новым составом класса, мне пришлось больше внимания уделять работе над ошибками, особенно после проведения контрольных работ. Вот как проходит урок анализа ошибок, целью которого является устранение пробелов в знаниях учащихся.
Вначале кратко дается характеристика результатов работы: называются лучшие работы, отмечаются наиболее типичные ошибки. Всем учащимся раздаются работы, чтобы каждый видел свои ошибки. Затем проводится устный счет или теоретическая разминка, в процессе которых повторяются теоретические вопросы тематической контрольной работы. После этого классу предлагается разработать памятки. Например,
* В каком порядке решать сложные примеры
.* Как найти свою ошибку при делении.
* Закладка с формулами.и т. д.
Затем, обычно, проводится коллективная работа над ошибками, чтобы все видели. что нельзя допускать такой ошибки. С очень слабыми учениками по необходимости работу над ошибками допустимо проводить под руководством учителя
.Совершенствование процесса обучения математики достигается действием многих факторов, в том числе и психологического порядка: преодоление боязни учащихся ошибиться, поощрение их при удачных ответах, своевременное и терпеливое оказание помощи слабому ученику, требовательное и вместе с тем благожелательное отношение учителя к учащимся. Большую помощь может оказывать и шефство старшеклассников над младшими школьниками и товарищеская (такая уже позабытая) взаимопомощь внутри класса под руководством учителя.
В основе всей работы учителя математики должно быть постоянное повышение научного и методического уровня преподавания и заботливое, внимательное отношение к личности каждого ученика.