Презентация Школьная библиотека в информационном пространстве образовательного учреждения


Вера Викторовна Вяткина,библиотекарьМБОУ «Бабкинская СОШ»E-mail: vvvyatkina@yandex.ru Бабканоябрь, 2012 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Бабкинская средняя общеобразовательная школа» Школьная библиотекав информационном пространстве образовательного учреждения Вяткина Вера Викторовна Нормативно-правовое обеспечение деятельности библиотек образовательных учреждений Декларация прав ребенка, 1959Конвенция о правах ребенка, 1990Конституция Российской Федерации, 1993 Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 ФЗ с изм. и доп. от 1 февраля 2012 г.Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ с изменениями на 27 декабря 2009 г. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ, 2010Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 годаКодекс этики школьных библиотекарей Российской Федерации, 2007Манифест школьных библиотек, 2000Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения, 2006Правила пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, 2008 Вяткина Вера Викторовна Федеральный закон «О библиотечном деле» Федеральный закон «О библиотечном деле» № 78-ФЗ, принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 г. и утвержденный Президентом РФ Б.Н. Ельциным 29 декабря 1994 г. с изменениями на 27 декабря 2009 г. трактует библиотеку как информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организацииЗаконом «О библиотечном деле» в ряде основных понятий определено, чтопользователь библиотеки – это физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки, ибиблиотечный фонд – совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения Вяткина Вера Викторовна Показатели результативности деятельности Показатель 2008-2009 уч. год 2009-2010 уч. год 2010-2011 уч. год 2011-2012 уч. год Результат Пользователи 300 300 300 300 = Посещения 8534 8558 8593 8596 + Документовыдача 12660 12896 13323 13325 + Фонд (общий) 13410 14060 14659 15023 + Фонд учебников 6170 6820 7424 7822 + Фонд аудио, видео, CD, DVD 365 370 375 378 + Реклама информационной культуры-уроки ББЗ 33 33 33 33 = Выставки 40 54 75 67 + Читаемость (оптимальная 17 – 23) 42 42 44 44 + Посещаемость (оптимальная 12) 28 28 28 28 = Периодические издания 26 26 27 28 + Документообеспеченность (оптимальная 8 – 12) 44 46 48 50 + Обеспеченность учебниками I, II, III ступеней 100% 100% 100% 100% = Вяткина Вера Викторовна Направления работы Педагогический потенциал школьной библиотеки реализуется через следующие направления деятельности:формирование информационной культурыдуховно-нравственное воспитаниеформирование здорового образа жизнигражданско-патриотическое воспитаниереализация культурной функциибезопасность жизнедеятельностипреемственность образованияповышение уровня самообразования педагогов Вяткина Вера Викторовна Образовательная функция На современном этапе школьная библиотека является одним из условий реализации федеральных государственных образовательных стандартов через обеспечение:учебниками и (или) учебниками с электронными приложениямиучебно-методической литературойдоступа обучающихся к информационным ресурсамучастия в их духовно-нравственном воспитании, профориентации и социализациисодействия формированию информационной компетентности обучающихся Вяткина Вера Викторовна Документный фонд Вяткина Вера Викторовна Уникальные документы В фонде нашей библиотеки есть книги пермских поэтов с дарственными надписямиНа память о встрече подписала свою книгу Валентина ТелегинаБлагодарил за искренних читателей с пожеланиями счастья, оптимизма, любви праведной и высокой к матери, к Родине и дарил сборники стихов Федор Востриков Вяткина Вера Викторовна Уникальные документы В музейной комнате нашей школы, в кабинете истории, хранятся «Пермские губернские ведомости» 1871 года и «Богослужебная книга», напечатанная в христианской типографии при старообрядческом Преображенском доме в Москве в XVII веке Вяткина Вера Викторовна Формы работы Применяются следующие формы работы: уроки библиотечно-библиографических знаний, интеллектуальные игры, экскурсии, праздники, мультимедийные игры, выставка-вопрос, выставка-хобби, выставка-проект, выставка новых поступлений, беседа, обзор, консультация, обсуждение, викторина, тест, анкетирование, информационный час, литературно-творческая экспедиция Вяткина Вера Викторовна Новые пользователи Стала традиционной экскурсия подготовительной группы МДОУ «Центр развития ребенка – Бабкинский детский сад» Вяткина Вера Викторовна Выставочная работа Выставка, как форма библиотечной работы, призвана наилучшим образом решать стоящие перед ней информационные задачи, обеспечивая в комплексе всей библиотечной работы достижение цели деятельности школьной библиотеки: развитие и воспитание ребенка- читателя Вяткина Вера Викторовна Периодические издания Учебный год Количество периодических изданий Из них для обучающихся 2007-2008 14 7 2008-2009 26 14 2009-2010 26 14 2010-2011 27 15 2011-2012 28 18 Вяткина Вера Викторовна Периодические издания Вяткина Вера Викторовна Уроки библиотечно-библиографических знаний Школьная библиотека – участник педагогического процесса, т.к. она взаимодействует с обучающимися с целью передачи социального опыта через индивидуальные, групповые и массовые формы работыПримером групповой формы организации библиотекой педагогического процесса является библиотечный урок, ставший необходимым условием развития информационной компетенции обучающихся, воспитания культуры чтения Вяткина Вера Викторовна Уроки библиотечно-библиографических знаний Через систему уроков библиотечно-библиографических знаний у обучающихся формируются навыки независимого информационного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений Вяткина Вера Викторовна Обучающиеся и библиотека Обучающиеся – это главная целевая группа пользователей библиотекиИнформационная, образовательная и культурная функции способствуют более успешному формированию универсальных учебных действий обучающихся через возможность выполнения в библиотеке домашних заданий, работы над проектами, поиска (самостоятельного и с помощью) и использования информации, формирования портфолиоОрганизована работа с одаренными детьми через участие в конкурсах различных уровней Вяткина Вера Викторовна Читатели-победители Диплом победителя III степениза победу в дистанционном мероприятииВсероссийский конкурс кроссвордов«Мой Пушкин»получила ученица 7 классаВершинина Анастасия Вяткина Вера Викторовна Читатели-победители Диплом победителя II степени за победу в дистанционном мероприятии Всероссийский конкурс рисунков «Осенний букет» - ученица 11 класса Белоногова Полина Вяткина Вера Викторовна Читатели-победители Обладательницей диплома победителя III степени за победу в дистанционном мероприятии Всероссийский конкурс сочинений «Юбилею В. И. Даля посвящается…» является ученица 10 класса Калинина Екатерина Вяткина Вера Викторовна Обучающиеся и библиотека Реализуется видеопроект МЧС России «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» с целью научить детей ориентироваться в сложной обстановке современного мира, развить у них естественную потребность в безопасном образе жизни, сформировать позитивное отношение к действительности Вяткина Вера Викторовна Обучающиеся и библиотека Организована работа с обучающимися, состоящими на различных формах учета. Все они являются пользователями библиотеки. Занятость такой категории детей отслеживается помесячно. Дети вовлечены в работу библиотеки через участие в мероприятиях, помощь в работе библиотеки, чтение вслух с учащимися начальной школы, оказание помощи при подготовке сообщений и рефератов по физической культуре (обучающимся, освобожденным от занятий физической культурой) Вяткина Вера Викторовна Совет командиров На базе библиотеки еженедельно проводит свои заседания совет командиров разновозрастного объединения «Юность» под руководством комиссара школы по решению вопросов самоуправления Вяткина Вера Викторовна Педагоги и библиотека Сотрудничество между педагогами и школьным библиотекарем направлено на: развитие информационных навыков, знанийпроведение проектных заданий, выполняемых в расширенной среде обучениявнедрение информационных технологийдонесение до родителей значения школьной библиотеки в образовательном процессе Вяткина Вера Викторовна Педагоги и библиотека Для информационного сопровождения образовательного процесса, педагогических советов, методических совещаний, родительских собраний, классных часов все участники получают необходимую информацию Информационные подборки 2010-2011 учебный год 1 полугодие 2011-2012уч. года Педагогические советы 8 7 Методические совещания 5 3 Родительские собрания 16 9 Классные часы 40 32 Вяткина Вера Викторовна Педагоги и библиотека Библиотека предоставляет педагогам ресурсы, которые расширяют их предметные знания и улучшают методики обучения. Для каждого педагога оформлена папка газетно-журнальных материалов (25) и рекомендательный список медиаресурсов, имеющихся в фонде, по предметамЗа I полугодие 2011-2012 учебного года выполнено 63 информационные справки Вяткина Вера Викторовна Педагоги и библиотека Педагоги, придерживающиеся более прогрессивных и открытых педагогических принципов, как правило, больше пользуются библиотекой и используют ее как одно из мест обучения Вяткина Вера Викторовна Педагоги и библиотека Педагоги нашей школы воспитывают у обучающихся «привычку к библиотеке», чтобы при подготовке к урокам им было попросту «не избежать» её. Это Вершинина С.А., Панькова Н.П., Гарипова Е.В., Санникова А.Н., Белоногова Н.А., Шестакова Н.Ю., Санникова Г.В., Лекомцев С.С., Санникова О.В., Белоногова В.И., Санникова Н.В., Уткина Н.В.С приходом в школу информационно-коммуникационных технологий многие педагогические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение основано, прежде всего, на диалоге и дискуссии, в ходе которых осуществляется взаимодействие педагога, библиотекаря и обучающегося Вяткина Вера Викторовна Педагоги и библиотека С обучающимися 4 класса и классным руководителем заняли 3 место во всероссийской дистанционной олимпиаде эвристической направленности «Эврика». Результат работы в режиме Web 2.0 и технологии проектной деятельности во внеурочных занятиях – «Словарик сказочных летающих объектов и средств» Вяткина Вера Викторовна Сотрудничество с родителями Библиотека располагает возможностямидля вовлечения родителей в жизнь школы через:поощрение домашнего чтения своих детейдарение книг в школьную библиотеку (370)совместное проведение массовых мероприятий в классе (3)оформление выставок «Вопросы и ответы для родителей» (5)родительских собраний о роли и пользе чтения (2) Вяткина Вера Викторовна Встречаем гостей На базе школы постоянно проводятся семинары, совещания для педагогов, руководителей образовательных учреждений, административного аппарата поселения, района, региона. Библиотека принимает активное участие во всех мероприятиях, транслируя свой опыт работы Вяткина Вера Викторовна Встречаем гостей В рамках краевого семинара-совещания «Становление социальной успешности сельских детей» состоялась экскурсия «Реализация проекта инновационной деятельности средствами образовательной среды школьной библиотеки» с обзором выставок: я информирован -, я здоров -, я креативен -, я посещаю интересные места -, я защищаю природу -, я духовен -, я воспитан -, я чту традиции – значит я успешен! Вяткина Вера Викторовна Библиотека управления образования В образовательном пространстве нашего района создана единая система информационного обеспечения, центральное место в котором занимает библиотека управления образованияРесурсы библиотеки УО позволяют оперативно и качественно удовлетворять самые актуальные запросы пользователей Вяткина Вера Викторовна Подведем итоги Активное сотрудничество педагогов и библиотекаря позволяет повысить интерес обучающихся к той или иной проблеме, вызывает эмоциональное отношение к ней, следовательно, помогает сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Именно такое сотрудничество способствует достижению общей цели – формированию общей культуры личности обучающегося, его интеграции в национальную и мировую культуру, самоопределению и достижению социальной компетентностиШкольная библиотека является важным участником педагогического процесса. Она находится в его центре, объединяя педагогов, обучающихся и их родителейДостигнуть эффективных результатов в формировании интереса к книге, в развитии творческих способностей обучающихся возможно только в тесном сотрудничестве педагога, библиотекаря и семьи Вяткина Вера Викторовна Отзывы обучающихся Вяткина Вера Викторовна Отзывы педагогов Вяткина Вера Викторовна Отзывы родителей Вяткина Вера Викторовна Отзывы администрации ОУ Вяткина Вера Викторовна Мысль в подарок Три вещи никогдане возвращаются обратно – время, слово, возможность.Поэтому,не теряй времени,выбирай слова,не упускай возможность! Вяткина Вера Викторовна Спасибо за внимание! Вяткина Вера Викторовна Вера Викторовна ВяткинабиблиотекарьE-mail: vvvyatkina@yandex.ruМБОУ «Бабкинская СОШ»617180, Пермский край, Частинский район, с. Бабка, ул. 8 Марта, 10Телефакс: 8 (34268) 24523E-mail: moubsosh@yandex.ru Вяткина Вера Викторовна