работа с историческими документами и текстом на уроках истории


«Визитная карточка»Солопаева Наталья ВикторовнаМесто работы: МБОУ СОШ № 40 г. Дзержинск Нижегородская областьДолжность: учитель истории и обществознанияДевиз: «Учась сама, учу других» Тема презентации« Работа с текстом и историческими документами на уроках истории как средство формирования умений учащихся» Одним из способов построения урока истории, который стимулировал бы самостоятельную деятельность учащихся, формировал потребность в знаниях, интерес к истории является использование исторических источников. ПроблемаАнализ современного школьного опыта показывает отсутствие интереса у учащихся к историческим источникам. В связи с этим возникает проблема замены текста учебника, сформированными подборками текста источника и поисков путей альтернативного изучения истории.Актуальность темы Актуальность темыВ условиях постиндустриальной эпохи на первое место выходит умение человека работать с большим объёмом информации. Поэтому в настоящее время в школьном историческом образовании обостряется актуальность проблемы формирования умений и навыков работы с историческими источниками. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образованияНаучно-исследовательские условия проявились в области:Образовательных стандартов (основная цель обучения истории)Психологии (возрастные особенности среднего и старшего школьного возраста)Педагогики (выбор методов и приемов при организации работы с источниками)Методические условия отражались в:Целях, задачах и содержании обучения;Роли навыков в обучении работы с источниками;Основных принципах работы;Основных проблемах обучения работы с источниками;Технологии обучения работы с документами;Организационно-педагогические условия реализовались на заседаниях ШМО Актуальность личного вклада педагога в развитие образованияДля обучения работы учащихся с источниками выделяется мало времени на уроке, т.к. обучение работе с документами не является конечной целью изучения истории, но имеет большое значение.Мною разработана серия уроков и внеклассных мероприятий направленных на формирование у учащихся умений работы с документами.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образованияЮ.Л. Троицкий разработал инновационную технологию по предмету с использованием документально- исторических комплексов, которые включают в себя набор исторических источников с методическим оснащениемА.Т. Кинкулькин, считает важно соблюдать ряд требований: точное определение главного, наиболее существенного; соблюдение последовательности, постепенный переход от менее сложного к более сложномуК.Б. Умбрашко предлагает свою методику работы с документами. В результате анализа документа в сознании учащихся формируются исторические понятия


Цели и задачи педагогической деятельностиВедущая педагогическая идея: Формирование практических умений работы с текстом и историческими источниками (документами) на уроках истории.Цель работы: формирование практических умений учащихся через работу с историческими текстом и документами.Задачи:1.Выявить специфику исторических источников, используемых в обучении на основе анализа научной литературы.2. Охарактеризовать приёмы работы с источниками на уроках истории. 3. Проанализировать педагогический опыт организации работы с источниками. 4. Разработать серию учебных занятий, направленных на формирование умений работать с историческими источниками Исторические источники1.Памятники материальной культуры (Музейные экспонаты, архитектурные сооружения и другие)2.Письменные источники: былины, песни, предания, пословицы, законодательства, государственных и частных актов; публицистических и художественных произведений 3.Вещественные источники 4.Этнографические 5.Лингвистические 6.Этнографические7.Устные или фольклорные Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образованияПравила чтения исторических текстов: дифференциальный алгоритм.Квалифицированное чтение исторической литературы предполагает, наряду с отбором необходимой для усвоения информации, её смысловое сжатие, перекодирование и т.п. с целью обеспечения большей глубины понимания и запоминания материала в более жатом и обобщённом виде. Схематично алгоритм выглядит так:1 этап. Выделение ключевых слов в отрезках текста (абзаца) 2 этап. Составление из них смысловых предложений3 этап. Выделение основного смысла отрезка текстаРабота по дифференциальному алгоритму помогает учащимся выделять основной смысл текста или отрезка. Большинство учащихся читая тексты, часто не видят в них смысловой нагрузки, что неизбежно приводит к недостаточно глубокому пониманию прочитанного Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образованияМетод поэтапного изучения источника- один из методов изучения исторической литературы, основанный на ориентировании учащихся в самостоятельном изучении необходимой информации посредством трёхэтапного алгоритма действий. Метод включает в себя три последовательно взаимосвязанных этапа работы.1.Подготовительный2.Усвоение содержания источникаВыполнение обучающихся и практических задачМетод последовательно- текстуального изучения источников- один из методов изучения исторической литературы, основанный на ориентировании учащихся в последовательном усвоении необходимой информации.1.Подбор конкретного примера3.Размышление над возможной реализацией исторического опыта4. Нахождение, в чём эти аналогии получили развитие в современных условиях2.Отбор аналогов из изучаемого источника Приёмы работы с историческими источниками1.Чтение и анализ2.Выписки определений, понятий, основных положений, выделение главной идеи3.Коммпентированное чтение4.Коллективный разбор текста5.Формулирование вопросов к тексту6.Обобщение теоретического и фактического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений7.Выявление различных подходов к общественно- историческому развитию8.Анализ аргументации авторов9.Нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников10.Формирование обобщённых выводов11.Выявление причинно- следственных связей и построение логической цепи суждений.12.Синквейн, кластер, З-Х-У и др.Примеры Примеры использования документов (источников) на урокахУрок по теме: Социально-экономическое развитие России в 1 половине 19 века.Урок- практическое занятие с элементами лабораторной работы.Документ. Начало промышленного переворота в России.«Мы, русские, вовсе не отпускаем машины за границу, а, напротив, в значительном количестве получаем их через наши порты. Получение машин из-за границы началось уже давно, но до последнего времени было достаточно незначительным, частично по причине невежества и предрассудков, частично по причине дешевизны человеческого труда. Но в последнее время привоз машин из-за границы усилился. Особенно с 1856 года….С одной стороны, такое явление очень утешительно…, с другой стороны, тот же факт красноречиво говорит о нашей несостоятельности в деле построения машин; по крайней мере, ясно, то, что наши механические заведения не могут удовлетворить всем потребностям нашей промышленности…» Из обзора различных отраслей мануфактурной промышленности России. 1863год.Вопросы к документу: Объясните, в чём основная причина слабого применения машин до 1850-х гг.? Почему российская промышленность не могла удовлетворить потребность в машинах?Урок в 9 классе по истории РоссииТема: Аграраная реформа П.А. СтолыпинаЗадание:На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.Документ 1. «Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действую миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу.»(Цель: «успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли.) Три уровня познавательной деятельности1уровень- воспроизводящий2 уровень-преобразующий3 уровень-творческо- поисковый Формы работы:1.Урок изучения нового материала2.Урок- игра3.Внеклассное мероприятие4.Комбинированный урок5.Семинары6.Интегрированные уроки7.Групповые формы работы

Методы работы с источниками 1.Составление общего плана, опорного конспекта, тезисов. 2.Задания учащимся реконструировать и интерпретировать исторические события и процессе на основе данных многих источников;3.Сравнивать и анализировать их, выявлять сущность, причины, последствия явлений прошлого и делать прогноз на будущее.4.Обучающиеся должны знать: что представляет собой данный исторический документ; когда и кем он был составлен, о чём они могут узнать из данного исторического документа, для выяснения каких вопросов они могут к нему обращаться. Кейс-технология Ты человек 21 в. попал в 1095 г. и слышишьПризыв папы Урбана 2 об освобожденииГроба Господня в Иерусалиме (текст документа). Ты уже знаешьитоги и последствия крестовых походов.Поддержал бы ты Папу или убедил егоотказаться от походов. Аргументируй ответ.Используй в своём ответе формулу ПОПС:П-позиция, ваша точка зрения; я считаю, что…О-обоснование, потому что…П-пример, факты иллюстрирующие ваш довод; например-…..С-следовательно, вывод, что нужно сделать; поэтому следует… Задания на основе анализа документаИз Манифеста 17 октября 1905 г.«...На обязанность Правительства возлагаем Мы вы­полнение непреклонной Нашей воли:Даровать населению незыблемые основы граждан­ской свободы на началах действительной неприкосновен­ности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.Не останавливая предназначенных выборов в Госу­дарственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остаю­щегося до созыва Думы срока, те классы населения, ко­торые ныне совсем лишены избирательных прав, предо­ставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законода­тельному порядку.Установить, как незыблемое правило, чтобы ника­кой закон не мог воспринять силу без одобрения Госу­дарственной Думы и чтобы выборным от народа обес­печена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от нас властей. Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекраще­нию сей неслыханной смуты и вместе с Нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.»Проанализируй Манифест 17 октября 1905 года и напиши письмо в газету о твоем отношении к изменению государственного строя в России и о перспективах революции от имениА. консервативного члена правительстваБ. крупного заводчикаВ. рабочего- члена ячейки социал-демократов Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты20122013201320141п.2014201520112012СОУ(степень обученности) Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работникаролл{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№п/пНазвание (тема)ДатавыступленияМесто выступления1Современные приёмы работы с источниками на уроках истории (9-11 классы)2.09.2011Педагогический совет школы2Формирование основных универсальных учебных действий на уроках истории10.01.2012Педагогический совет школы3Современные подходы к использованию метода проектов в обучении истории и обществознания06.11.2012ШМО учителей гуманитарного цикла школы №404Использование ИКТ на уроках истории и обществознания10.01.2013Педагогический совет школы5Новые педагогические технологии13.03.2014Педагогический совет школыhttp://Учительский.сайт/Солопаева-Наталья-Викторовнаwww.shool40@bk.ruhttp://multiurok.ru/historyforall/lenta Литература1.Андреевская Т.П., Журавлева О.Н., Лазукова Н.Н. Программа по истории с древнейших времен до наших дней 5-11 классы. М., Вентана-Граф. 2006. С. 138.2.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителя истории. Основы профессионального мастерства. – М.,19983.Вяземский Е.Е. Изучение истории на профильном уровне в современной школе. Сборник учебно-методических материалов. М., 20064.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории// Учебное пособие для студентов ВУЗов. М., ВЛАДОС. 2003. С. 384.5.Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., Просвещение. 1988. С.101.6.Иоффе А.Н., Пахомов В.П. Современные технологии гражданского образования. Самара, 20007. Ильин Е.П., Эмоции и чувства. е умений учащихся. М., Знание. №4. 1981. С. 140. М., Просвещение. 1986. С.237.8.Кирьянов И.К. Россия. 1900-1917. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, 19939.Лернер И.Я. Ознакомление учащихся с методами науки как средство связи обучения с жизнью. Советская педагогика. - М., Педагогика. №10.1983. С. 160.10. Лисова А.К. Использование документов на уроках истории. М., Народное образование. №5. 2001. С.197.11. Манданова Е.С. Изучение исторических источников как средство развития познавательной деятельности учащихся основной школы. М., ПроСофт-М 2007. С. 104.12.Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.13.Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю. Преподавание истории в школе. – 1999. - №14. Интернет- ресурсы