Подготовка учащихся по истории и обществознанию к итоговой аттестации. Обмен опытом.

Подготовка учащихся по истории и обществознанию
к итоговой аттестации.
Любой экзамен - это испытание не только для учеников, но и для их учителей. Передо мной ежегодно встаёт вопрос: как осуществить продуктивную подготовку выпускников к успешной сдаче экзамена? За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно.
С чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ?
Думаю, что с 5 класса. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал.
В 7-м, 8-м классе – использовать тестовые задания развивающего и контролирующего характера при осуществлении контроля знаний учащихся;
В 9-м классе - целенаправленная работа (подготовка учащихся, сдающих экзамены по выбору историю или обществознание) :
на уроках (поурочное решение тестовых заданий; после каждого изученного раздела – проверочная работа, состоящая из заданий частей А,В,С, с последующим подробным разбором наиболее трудных заданий);
на консультациях (блочное повторение теории, в соответствии с кодификатором тем, содержание которых проверяется на экзамене, и практическое выполнение заданий обучающего характера, направленных на формирование определенных навыков, необходимых для выполнении заданий ГИА того или иного типа);
В 10- 11-х классах сложилась система такой подготовки, в которой можно выделить 2 направления:
Охватывает тех учащихся, для которых история и обществознание являются профильными предметами. Достаточное количество часов на изучение этих предметов даёт возможность осуществлять подготовку учащихся в рамках основного школьного курса.
Охватывает тех из них, кто учится не в профильном, а в общеобразовательном классе, но решил сдавать предмет в форме ЕГЭ. Понятно, что в рамках основного курса (2 часа в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на более или менее приличном уровне просто невозможно. Но готовить их надо.

Приступая к работе по организации предэкзаменационного повторения, я стремлюсь исходить из интересов ученика. Для этого я узнаю причину выбора предмета для итоговой аттестации и степень осознанности учащимся такого выбора, анализирую возможности конкретного ребёнка, уровень его знаний,
индивидуальные качества, твердо веря, что успех зависит от результативности моей совместной работы с учеником.



Подготовка к экзамену нового учебного года начинается при получении
результатов сдачи экзамена в мае, ознакомившись с которыми, я анализирую
причины неудач, определяю, над какими темами придётся поработать больше,
какие вопросы и виды заданий вызвали трудность у детей и почему они оказались
сложными, выясняю, правильно ли ученики понимают формулировки заданий.

Для меня это программа действий на будущий учебный год.
Содержание занятий, формы работы на уроке, способы оценивания знаний учащихся, конечно, каждый учитель определит сам в соответствии с этапом прохождения программы, уровнем подготовленности детей, их желанием изучать предмет, своим стилем общения с учащимися и т. д.
Но, на мой взгляд, существуют принципы, которым желательно следовать. По крайней мере, мой личный опыт показывает, что учёт этих принципов ведёт к успеху.
Принципы подготовки учащихся к ЕГЭ
1.Работа на высоком уровне трудности;
2. Работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос.
3. Постоянная тренировка в решении типовых заданий формата ЕГЭ.
4. Большая работа по разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.
5. Не пренебрегать интуицией
6. Перемена педагогической позиции
Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, Для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.
Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов).
Учителя истории и обществознания вначале изучают кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания. Далее составляют примерный тематический план повторения учебного материала.
Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях и определить объём помогает нам мониторинг результатов знаний по основным темам курса.

Для этого составляется диагностическая карта на каждого обучающегося.
Мониторинг качества - системный и комплексный. Он включает следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ. Такую работу проводит учитель, анализирует их, доводит до сведения учеников и родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ.
Также учителя истории и обществознания составляют мониторинг индивидуальной работы с каждым выпускником и ведут дневник индивидуальной работы, где проводят подробный анализ допущенных ошибок.
Проведя поэлементный анализ заполненной диагностической карты , я могу сделать для себя ряд выводов относительно следующих моментов:
а) какие вопросы и задания наиболее успешно выполнены уч-ся, а значит, остаточно отработаны и усвоены;
б) какие задания вызвали затруднения у большинства учеников, поэтому требуется их дальнейшая отработка;
в) как конкретный ученик справился с работой, каков уровень усвоения материала;
г) над какими вопросами целесообразно продолжить индивидуальную работу.
Эта работа позволяет получить необходимую информацию об уровне обученности учащихся по теме и планировать дальнейшую работу по подготовке к итоговой аттестации.
Нам важно добиться того, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися. С этой целью при организации учебного
процесса старшей школы особое внимание уделяется повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы. Необходимо обращать внимание на практическую направленность курса.
В системе подготовки к ЕГЭ все таблицы, рисунки, схемы рассматриваются и изучаются.
В течение года учителя проводят текущий контроль в форме пробных работ в тестовой форме, проверяющих как знание текущего материала, так и пройденного ранее.
При подготовке учащихся к экзамену мы рекомендуем следующий план самостоятельной подготовки к ЕГЭ:
1.   Познакомьтесь с экзаменационной работы прошлого года.
2.   Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.
3.  Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.



4.   Выберите учебное пособие, по которому вы будете заниматься.
5.  Определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса.
6.  Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.
7.  Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте.
8.  Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.
9.  Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал.
10. Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ.
11. Желательно проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.

Отработка _навыков выполнения учащимися наиболее сложных и трудоёмких
заданий Единого государственного экзамена: работа с документальным источником,
ответы на вопросы к нему и написание эссе на консультациях не всегда
эффективны. Умения, необходимые для выполнения заданий формируются
постепенно, по мере изучения школьного курса обществознания, при опоре на опыт
работы с документами, полученный на уроках истории и обществознания в
основной школе. Ныне действующие учебники позволяют организовать данный вид
работы и в классе и дома.
В целях создания у учащихся мотивации на работу с документом, объясняю,
как оценивается этот вид работы: за его выполнение можно получить максимальное количество баллов. Стараюсь убедить выпускников в том, насколько значителен вклад успешного выполнения составного задания по источнику в общий результат
экзаменационной работы .
Как же лучше подготовиться к выполнению составных заданий к тексту
источника, чтобы получить высокий результат?
Ступенькой к желаемому результату является умение учащихся работать с
учебником, который учитывает возможности ученика. Если выпускник школы не
в состоянии правильно понять текст учебника, то велика вероятность того, что он не справится с оригинальным источником.
Для выполнения заданий данного типа я советую учащимся следовать
некоторым рекомендациям:
Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно
прочитай текст: ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответа
есть в тексте.
2.определи, к какой содержательной линии можно отнести данный текст.
Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.


3. Лучше всего отвечать на вопросы по порядку. Чаще всего задания строятся
«от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может стать основой для
выполнения следующего задания.
4. Отвечай на поставленный вопрос точно. Ответ должен быть чётким, ясным,
логически связным.
6. Избегай неполных ответов.
7. Сформулировав ответ, проверь его правильность. Для этого найди в тексте
ключевые слова и фразы, которые подтверждают твои выводы.

Не забываем мы и об информационной поддержке учащихся. В кабинетах истории созданы стенды  “Подготовка к ЕГЭ”.

На нем можно разместить сменяемые образцы ученических решений, задания с развернутым ответом и их
оценку с комментариями, тексты тестов ЕГЭ с ответами, список пособий, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ, кодификатор заданий ЕГЭ и перечень проверяемых заданиями ЕГЭ умений, а также знакомить учащихся с элементами спецификации контрольно-измерительных материалов.
На стенде размещаются образцы бланков ЕГЭ, проводятся консультации по их заполнению.
Особое внимание мы обращаем на то, чтобы приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму. Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.
15