Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ, ОГЭ 2015г


Психолого-педагогического сопровождение ГИА Готовность выпускников к сдаче ГИАпонимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА могут быть выделены следующие составляющие: информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.); предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания); психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).



Психолого-педагогическое сопровождениеЦель: создание психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ученика, его потенциальные ресурсы, способствующих личностному и интеллектуальному развитию учащегося.
Задачи психолого-педагогического сопровожденияпоиск, адаптация и разработка необходимых методик психолого-педагогического сопровождения выпускников;создание психолого-педагогических условий для развития познавательных возможностей учащихся и их успешного обучения;систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого ученика; развитие психотехнических навыков саморегуляции и управления стрессом у учащихся;оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам подготовки учащихся к ГИА; разработка психолого-педагогических рекомендаций.


Деятельность классного руководителя направлена на:информирование и осуществление постоянной связи между субъектами системы (обучающимися, учителями-предметниками, родителями, администрацией);формирование позитивного отношения к данной форме аттестации;оказание всесторонней поддержки выпускников на протяжении всего периода подготовки к ГИА, во время проведения, а также после окончания процедуры;ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения данной формы аттестации.


Деятельность учителей-предметниковобеспечение предметной готовности выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА (организация повторения изученного материала по отдельным темам содержания образования; ознакомление учащихся с требованиями оформления тестов (КИМов), критериями оценивания работы и др.) Формы и методы работы:проведение предметной диагностики с целью оценки уровня усвоения учащимися учебной программы;проведение групповых занятий в рамка базисного учебного плана;проведение тренинга, способствующего совершенствованию у учащихся навыка работы с КИМами;проведение пробного тестирования.



Что такое психологическая поддержка?Психологическая поддержка – это процесс:в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;который помогает поверить в себя и в свои способности;который помогает избежать ошибок;который поддерживает при неудачах.Необходимо:забыть о прошлых неудачах;помочь обрести уверенность в том, что человек справится с данной задачей;помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.




Как оказывать психологическую поддержку?Правила для взрослых Опираться на сильные стороны.Избегать подчеркивания промахов.Уметь помочь выпускнику разбить большие задания на долее мелкие, такие, с которыми он может справиться.Проводить больше времени.Знать обо всех попытках справиться с заданием.Уметь взаимодействовать.Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.Принимать индивидуальность ребенка. Демонстрировать оптимизм.




ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ.   Будь внимателен! Соблюдай правила поведения на экзамене! Сосредоточься! Прочь страх!Начни с легкого!Пропускай! Читай задание до конца!  Думай только о текущем задании!  Исключай!  Запланируй два круга!  Проверяй!  Верь в успех! 
Упражнения для снятия стрессаЭто упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на ко­тором можно сосредоточить свое внимание.1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длин­нее вдоха.)2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задержи­вая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, пред­ставляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.3.  Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теп­лые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спо­койно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помо­щи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через не­делю — от 30 и так до 50.  ЛИТЕРАТУРА1.      Беспалько В. Педагогический анализ ЕГЭ / Педагогическая диагностика. 2008. - № 6. 2.      Валентьев А. ЕГЭ и успешность учеников в социуме. Народное образование. – 2008.- № 6. 3.      Ерхова М.В. Психологическая подготовка школьников к ГИА. Ульяновск: УИПКПРО, 2004 5.      Макарова Г.Н. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ГИА и ЕГЭ выпускников и их родителей.// Завуч. 2003. №46.      Материалы семинара по подготовке участников образовательного процесса к итоговой аттестации (www.orenipk.ru)7.      Центр развития «Белый слон». Материалы семинара о проблемах готовности субъектов образовательного процесса к ЕГЭ (www.wslon.ru)9.      Чибисова М. Методический инструментарий психологической подготовки. Народное образование. 2008. № 9. Спасибо за внимание!