ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР ПО ТЕМЕ: « Ледники».


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР ПО ТЕМЕ: « Ледники».
ФИО Попова Ольга Александровна
Место работы МБОУ СОШ №36 г.Шахты ,Ростовской области
Должность учитель географии
Предмет география
Класс 6
Тема и номер урока в теме Ледники.
Урок 42
Базовый учебник Герасимова Т.П., Неклюева Н.П. «Начальный курс географии», Изд. Дрофа, Москва 2013год
Цель урока: Создать условия для формирования знаний о ледниках с использованием ЭОР
Задачи:
  Обучающие -Формировать представление о ледниках и их видах, о «снеговой линии», образовании и значении ледников;
-Научить высчитывать высоту « снеговой линии».
Развивающие Развивать:
-познавательные умения:
работать с текстом, литературой, разными видами карт, проводить исследования хода «снеговой линии»;
-общелогические умения:
умения анализировать, обобщать, конкретизировать;
- коммуникативные умения:
устную монологическую и диалогическую речь;
-поисково-информационные умения:
умения работать с различными источниками информации.
Воспитательные Создать условия для:
-развития интереса к географии, стремления расширять свой кругозор, формирования научного мировоззрения;
-сотрудничества в группе, проявления гуманных отношений детей друг друга в групповой работе, сопереживание чувствам другого человека;
-воспитывать умения слушать друг друга, работать в команде, не бояться высказывать свое мнение.
Тип урока Изучение и первичное закрепление новых знаний
Формы работы учащихся Индивидуальная, фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование Путеводные листы по теме «Ледники», ориентиры-пирамидки5 цветов, фотографии космических снимков ледников- 5 штук, приложение к уроку- 5 штук с ключом для проверки тестового задания и с критериями для выставления оценки, атласы, компьютерный мобильный класс, мультимедийный проектор
Реализация требований к здоровьесбережению участников образовательного процесса: продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения не превышает 25 минут
(СанПины 2011 года)
Структура и ход урока Таблица 1.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку Эмоциональный настрой,
проверка рабочего места, принадлежностей (учебники, тетради, атласы, ручки, линейки ,ноутбуки)
1
2. Проверка домашнего задания.
1
2
3
Организация самостоятельной работы.
Индивидуальная работа на ноутбуках в сети Интернет.
5
3. Изучение нового материала.
Целеполагание.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Читает стихотворение:
Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град
Слой осадков тех велик,
И зовут его … (ледник)
Мы сегодня побудем гляциологами, т.е. учеными, изучающими ледники.
Что вам известно о ледниках?
Что нового вы хотели бы узнать?
(В результате беседы учитель выясняет, что известно учащимся о ледниках. И подводит к постановке учебной задачи)Через диалог с учениками учитель на доске фиксирует:
1.Условия образования ледников;
2.Место образования ледников;
3.Виды ледников;
4.Значение ледников.
Записывают в путеводный лист урока: фамилию, имя, дату.
Делятся своим знаниями о ледниках. Высказывают свое мнение.
3
2
Этап открытия «нового знания».
4
Организация работы по группам.
-Используя свои знания, дополнительную информацию в ЭОР №4,обсудив результаты поиска в группе, зафиксируйте в путеводном листе определение «ледник» и причины образования ледников.
-Есть ли на земле территории с такими условиями?
Откройте карту России (или полушарий), посмотрите в легенду карты, как показывают
ледники?
Приведите примеры территорий, на которых есть ледники.
. Анализируют полученные результаты в группах, каждый индивидуально заполняет задания №1,2,3 в путеводном листе.
(Приложение № 1)
Работа с картой.
Работа с картой.
22
Задание:
Найдите на физической карте полушарий в районе экватора вулкан Килиманджаро, назовите абсолютную высоту и изобразите его на схеме.
1) Найдите на карте Кавказ и его наивысшую точку, изобразите на оси координат.
2) Найдите горы Кордильеры, её высшая точка? Определите абсолютную высоту и нанесите на схему.
3) Вблизи условного полюса изобразите остров Гренландию.
Работа с картой.
(ответ учащихся – 5895 м.)
(ответ – гора Эльбрус, 5642 м.)
(ответ – гора Мак-Кинли).
Анализируют полученные результаты в группах, каждый индивидуально заполняет задание №4 в путеводном листе.

Представьте себе, что сегодня 22 июня температура воздуха в этот день у подножия:
1.Килиманджаро: +25 градусов по С.
2.Эльбруса: +20 градусов по С.
3.Мак-Кинли: +10 градусов по С.
4.На побережье: Гренландии 0 градусов по С.
-Определите, где на каждой горе будет проходить линия с температурой 0 градусов, то есть снеговая линия?
Учащиеся строят схему и соединяют точки с температурой 0 градусов.
Глядя на схему, дайте определение снеговой линии, а затем сравните с определением в учебнике (с.98).Откорректируйте свое определение. Затем, исследуя ход снеговой линии от экватора к полюсам, сделайте вывод.
Самостоятельная работа.
Исследование хода снеговой линии. «Энергизатор»
5 Смена состава групп.
Каждый член группы возьмите одну часть фотографии и переместитесь
до своего ориентира, согласно цвета фона изображения.
Составьте фотографию из частей.
Демонстрация ресурса.
При показе слайдов учитель зачитывает комментарии к слайду, задает вопросы, обращает внимание на форму горных и покровных ледников.
В одних местах, даже в районе экватора ледники покрывают самые высокие вершины, в районе полюсов – целые острова и материки.
Вопрос. Как эти ледники называются?
Задание каждой группе: - найти и показать на карте один из ледников.
(на столе у группы лежит листок с названием ледника)
Каждый член группы перемещается
до своего ориентира,
составляют фотографию космических снимков ледников,
анализируют полученное изображение.
(Приложение № 2)
Воспринимают информацию, содержащуюся в ресурсе.
Заполняют задание
№ 5 в путеводном листе.

Работа с картой.
Один из членов группы выходит к доске и показывает
на карте горный или покровный ледник, согласно заданию группы. 4,6
- Используя различные источники информации
(учебник, ЦОР)
Выявите:
- значение ледников.
-Как образуются айсберги?
Выполняет 2 группы.
Выполняет 3 группы.
Анализируют полученные результаты в группах. Один из членов группы выступает с докладом. 3
Закрепление изученного материала.
Организация самостоятельной работы.
Индивидуальная работа по выполнению тестового задания № 6 в путеводном листе.
5
4 Подведение итогов. На данном уроке оцениваются:
1.Тестовые работы учащихся (ЭОР № 1,2,3)
2.Путеводный лист.
Осуществляют взаимопроверку путеводных листов в группах, выставляют оценку.
(Приложение № 3) 2
5 Рефлексия. Посмотрите на цели урока:
– считаете ли вы, что материал урока усвоили, стали чуть-чуть гляциологами?
– возьмитесь за руки в группе и выскажите свои ощущения от урока.
Заполняют карточки рефлексии в путеводном листе, задание № 7
Заголовки
«Было трудно»,
«Еще повторить» выносятся как домашнее задание.
3
6 Домашнее задание.
6 Изучить п.32
О разных свойствах ледников можно узнать, прочитав книгу
С.В. Обручева
« В неизведанные края».
Работа с компьютером. Изучите материал урока по теме «Ледники России» по интернет ссылке http://fcior.edu.ru/card/22362/ledniki-rossii.html Ледники России и выполните предложенное задание.
Получают задание по теме «Ледники России» в печатном варианте. 1
Приложения к плану-конспекту урока по географии на тему:
«Ледники».
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 ЭУМ  ФЦОР «Гидросфера (упрощенный вариант)» ПИнтерактивное задание. http://fcior.edu.ru/card/14067/kontrol-gidrosfera-uproshennyy-variant.html2
ЭУМ ФЦОР «Озёра»
ПИнтерактивное задание. http://fcior.edu.ru/card/22266/ozera-kontrolnye-zadaniya.html3
ЕК  ЦОР
З HYPERLINK "http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/fa3bcf6c-d2ad-4fd0-ac6e-decaf989746e/files/2.htm" адания с применением космических снимков при изучении темы «Озера»
ПИнтерактивное задание http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/fa3bcf6c-d2ad-4fd0-ac6e-decaf989746e/m22.htm
4 ЭУМ ФЦОР «Ледники. Многолетняя мерзлота. Болота» И Интерактивная Лекция http://fcior.edu.ru/card/22603/ledniki-mnogoletnyaya-merzlota-bolota.html5 ЕК  ЦОР
З HYPERLINK "http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/fa3bcf6c-d2ad-4fd0-ac6e-decaf989746e/files/2.htm" адания с применением космических снимков при изучении темы «Ледники» И Презентация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1baa141d-9069-4347-bec9-e266627bfeab/037b.pps6 ЭУМ  ФЦОР
«Ледники России»
И Интерактивная Лекция http://fcior.edu.ru/card/22362/ledniki-rossii.htmlПриложение № 1
Путеводный лист по теме «Ледники»
Ф.И._____________________________________________
Класс___________ Дата ___________________________
«Ледник» - это___________________________________________________________
Причины образования ледников__________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните схему образования ледников
1 _______________ 2 __________________ 3 __________________
4.

М
800
700
600
500
400
300
200
100
0
Линия экватора
Снеговая линия - это__________________________________________________________
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды ледников
5.Заполни схему



6.Выполни тест
1. Где образуются ледники?
а) на реках и озерах;б) в морях и океанах;в) на суше.
2. Как быстро образуется ледник?
а) в течение зимы;б) за много лет.
3. О каком леднике идет речь: снеговая линия находится на значительной высоте над уровнем океана.
а) горный;б) покровный.
4. О каком леднике идет речь: снеговая линия низко, иногда на уровне океана.
а) горный;б) покровный.
5. О каком леднике идет речь: имеют форму щитов или куполов.
а) горный;б) покровный.
6. О каком леднике идет речь: по форме разнообразны ( одни похожи на шапку, другие – на реку)
а) горный;б) покровный.
7. О каком леднике идет речь: движутся со скоростью до 80 метров в сутки.
а) горный;б) покровный.
8. О каком леднике идет речь: движутся очень медленно.
а) горный;б) покровный.
9. О каком леднике идет речь: снабжают водой реки.
а) горный;б) покровный.
10. О каком леднике идет речь: образуют морену.
а) горный;б) покровный.
Эксперт_____________________
Ф.И.
Количество баллов_______
Оценка _______

7.Карточка рефлексии

Планируемые знания Теперь знаю ……… Было трудно
(поставить + или -)Еще повторить
(поставить + или -)Условия образования ледников. Где образуются ледники. Виды ледников. Значение Приложение № 2
«Энергизатор»
Это применение здоровьесберегающей технологии в форме упражнения,который не только позволил сменить состав групп, но, и являлся логическим продолжением, «переходным мостиком», к следующему этапу урока.
Именно «энергизатор» помог детям расслабиться, снять напряжение, а затем снова включиться в работу.
На столах лежат 5 разных частей фото.
Каждый член группы выбирает одну часть фотографии и перемещается
Линии разреза
до своего ориентира согласно цвета фона изображения.
Составьте фотографию космических снимков ледников из частей.
Ориентир-пирамидки5 цветов,которые учитель распределяет до начала урока.
Приложение № 3
Ключ для проверки: 1-в; 2-б; 3-а; 4-б; 5-б; 6-а; 7-а; 8-б; 9-а; 10-а.
Критерии для выставления оценки: 5–6 б – “3”; 7–8 б. – “4”; 9–10 Б. – “5”.

Приложение № 4
Домашнее задание по теме «Ледники России»
Самостоятельно изучи ЭУМ  ФЦОР «Ледники России» http://fcior.edu.ru/card/22362/ledniki-rossii.html и заполни таблицу.
Чем отличаются горные и покровные ледники ?  Горный ледник Покровный ледник
Размеры    
Форма    
Высота снеговой линии    
Скорость движения    
Значение    
Приложение № 5
Практическая работа