Разработка урока с использованием электронной формы учебника

Урок по ОсРКиСЭ
Тема: Культура, рождённая религией
-Знакомство с видами религий и особенностями храмов в многообразии культур народов России
-Развитие сравнительного анализа у детей.
-Развитие коммуникативности детей.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)



·. Актуализация знаний.

1-2 мин:
Солнечный круг. Приветствие и настрой на урок.

5 мин
ЭФУ: Дан текст «Традиционные религии народов России».
Учащиеся читают и выделяют одно понятие, которое связано с основной темой текста












СЛОВО «Религия». ( приём-составление синквейна и зачитывание его)
-А теперь сравним Ваше представление о понятии «Религия» с понятием из словаря Ожегова( работа по словарям, которые лежат на отдельном столе, дети свободно к ним подходят)

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.

1-2 мин
- Ребята, пред Вами лежит шифровка, ставлю задачу: расшифруйте её с использованием определённого места буквы в алфавите( зашиф слово КУЛЬТУРА)
– Сегодня на уроке это слово является ключевым словом.
– Сформулируйте тему и цель урока. ( Тема: Культура , рожд религией.
Цель: познакомиться с различными культурами, рождёнными определёнными религиями: православием, исламом, буддизмом) с их особенностями.
( открывается на доске)
4 мин
– Давайте составим план урока. (План-алгоритм ( висит на доске и показывается после совместного обсуждения)
- чтение текста ( выделение методом помет: знаем, не знаем, хотели бы узнать больше)
-Представление каждой религии одним или группой детей ( на выбор учащихся-спикеров)
-Сделать сравнительный анализ каждой религии по диаграмме Вена. ( диаграмма Вена лежит у каждого в группе)

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

2 мин
- Сегодня я Вам предлагаю побыть монахами и монашками. Кто такие монахи? Загляним всё в тот же словарь. ( Групповая работа)
- Прошу подойти ко мне и взять священные книги. ( На книгах отпечатаны обложки: БИБЛИЯ, КОРАН, ТРИПИТАКА). Кому какая книга досталась, тот и будет освещать религию этой книги.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебного текста
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

III. Развитие умений.
5 мин
Цель у нас единая, а задачи каждой группы монахов разная. ( запись на доске)
На столах каждого ребёнка лежат короткие тексты из ЭФУ с описанием каждой религии ( текст печатный, потому что на столах нет комп)















Учащиеся с помощью помет изучают и спикер заносит в ЛИСТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ записи, которые необходимо при представлении религиозной культуры.
( Лист совместной деятельности см. в приложении 1).
Ребята, покажите, кто справился с первым пунктом нашего плана - чтением методом помет?
( показывают значки готовности)
Переходим ко второму этапу нашего плана-алгоритма. Пока будут выступления и дополнения, каждый из Вас выполняет третий этап плана. Перед Вами диаграмма Вена. Необходимо в трёхпространственных окружностях выделить различия в религиях и найти общие признаки в верах. ( дети по мере слушания –заполняют диаграмму)
15 мин ( на каждую по пять)
Выступление монахов:
Православие(библия) рассказывает с помощью листа совместной деятельности и ЭФУ( я показываю через проектор). Вывод делают в группе после выступления: Что каждая религия имеет свою культуру












Ислам( КОРАН). Вывод делают в группе после выступления.






Буддизм ( Трипитака). Вывод делают в группе после выступления.



1 мин
Минутка РЕЛАКСАЦИИ.

6 мин
- А теперь задание для всех: Выберите верное высказывание
У каждой группы лист Рефлексии с заданиями для ислами и будды, а для православия внимание на экран








( см.приложение 2, лист составлен только для ислама и буддизма, для провославия будут задания тестов.характера из ЭФУ, используются цифры при проверке-поднимают правил цифру при ответе на вопрос)

Вопросы к группам, выполнявшей работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что Вам нужно было сделать?
– Удалось ли выполнить задание?
–Вы сделали всё правильно или были недочёты?
– Вы составили всё сами или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку Вы бы себе поставили?
– Сейчас мы вместе с группами учились оценивать свою работу




Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.

IV. Итог урока
3 мин
– Вспомните, какая была цель урока? Какие особенности каждой религии узнали?


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
Сегодня на уроке я узнал..
Мне понравилось..
Хотел бы больше узнать..
Рефлексия «Уборка в доме»: Корзина, Чемодан, Мясорубка: дети сами подходят к доске и прикрепляют магнит к понятиям уборки и сразу выходят из класса.

























Приложение 1
Лист совместной деятельности:
Религия__________________
Место молебен и молитв_____________________________
Отличительные особенности храма:
-постройка
-купол
-внутреннее убранство
4.Основатель религии_______________
5.Священная книга__________________

Приложение 2
Рефлексивный лист:
Выбери верное высказывание и покажи правильный ответ с использовании ряда цифр.
1.Типитака- св книга ислама
2. Коран-св.книга христианства
3. Основатель ислама Синнхартка Гваутема
4. Истинные носители буддийской мудрости-монахи.
Приложение 3
Диаграмма Вена
Нарисую три круга пересечённых с общим пространством.Задача: Прописать общие и различные особенности каждой из регигий





15