Космический тур: Земля во Вселенной

Технологическая карта урока физики и географии по теме:
«Космический тур : Земля во Вселенной
Пояснительная записка
Уважаемые коллеги!
На современном этапе общество и государство ставит перед образованием новые цели, а именно: в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели. Выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы решения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным. Поставленные государством образовательные задачи требуют радикальных перемен в организации учебного процесса и направлены на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом достигаются:
– смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);
– формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);
– выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, любовь к труду;
– эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);
– приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений.
Предлагаем вашему вниманию разработку интегрированного урока «Космический тур по Солнечной системе» (география-физика) для 6-го класса, проведённого при обобщении знаний раздела «Земля во Вселенной».
При подготовке данного урока использовался принцип преемственности, т.к. у детей есть первоначальное представление о Вселенной, полученное на уроках природоведения и окружающего мира. На уроке географии они расширяют свои знания в этой области, которые в дальнейшем получат развитие на уроках физики в старших классах, на занятиях элективного курса «Изучение Вселенной» по разработанной нами программе. Таким образом, мы решаем целеполагания предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей, на уровне учебных действий. Поэтому для достижения учащимися планируемых образовательных результатов нами решаются следующие задачи, которые:
– способствуют освоению ведущей деятельности;
– формируют учебную деятельность учащихся (организовывают постановку учебных целей, создают условия для конкретизации целей учениками; побуждают и поддерживают детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывают усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществляют функции контроля и оценки постепенно передавая их ученикам);
– создают условия для продуктивной творческой деятельности ;
– создают пространство для социальных практик детей и приобщают их к общественно значимым делам.
Нашей технологической находкой стали уроки в режиме Онлайн.
Для понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, для развития познавательной компетенции учащихся была использована технология открытого пространства в режиме Онлайн между образовательными учреждениями МБОУ «Ерзовская СОШ» и МБОУ «Новорогачинская СОШ»
Любой Онлайн - урок это вариант проведения занятия в режиме реального времени через Интернет под руководством учителя. Все участники процесса одновременно собираются у своих компьютеров, независимо от местонахождения. Онлайн уроки могут быть полезными и даже необходимыми практически для любого участника процесса. Область их применения постоянно расширяется, включая как уроки изучения нового материала, так и при обобщении полученных знаний, при организации викторин, эрудиционов, КВН, а так же при использовании разнообразных педагогических технологий, способствующих развитию познавательных компетенций учащихся. Одно из самых ярких достоинств уроков в режиме онлайн – это сотрудничество учащихся нескольких школ, получение актуальной информации от своих собеседников в ходе общения. При этом в режиме реального времени можно задавать интересующие вопросы, т.е. вести себя так, будто все участники находятся в одной аудитории.
Сначала мы провели несколько научно-практических конференций для МБОУ «Ерзовская СОШ» и МБОУ «Новорогачинская СОШ», во время которых учащиеся знакомили друг друга своими достижениями в области естественных наук, отвечали на интересующие вопросы своих собеседников. Далее попробовали провести состязания, используя игровые технологии и интеграцию предметов. Обращение к нескольким областям знаний позволяет взглянуть на рассматриваемую проблему с разных сторон, может включать в себя смежные научные области. Одним из путей развития творчества в процессе обучения, на наш взгляд, являются интегрированные уроки, проводимые в режиме Онлайн. Именно на таких уроках учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события и явления. Все это стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Это сопровождается приобретением навыков общения с незнакомой аудиторией, умением быстро ориентироваться в открытом пространстве, сопереживать и находить общие пути решения возникающих проблем в тесном сотрудничестве. Проводим интегрированные уроки с разными учебными предметами: географией, биологией, физикой, химией, экологией и другими предметами. За многие годы работы с детьми мы убедились, что основным источником познавательной компетенции является процесс сосредоточенной, углубленной деятельности. Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, помогает повысить наглядность обучения. Принцип наглядности можно рассматривать как стимул в организации активной познавательной деятельности учащихся при опоре на представленные в средствах наглядности образы, модели, знаки. Такой подход позволяет использовать эти средства как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, создавать эмоциональную сферу обучения. Нашей технологической находкой явилось использование режима Онлайн, как на уроках, так и во внеурочной деятельности совместно с нашими образовательными учреждениями. Использование данной технологии способствует формированию познавательной компетенции учащихся, позволяет сделать уроки яркими, насыщенными, привлекательными. Они обогащают обратную связь между всеми участниками образовательного процесса, способствуют дифференциации и индивидуализации обучения, мотивируют учебную деятельность обучающихся, способствуют развитию самообразования. Сопровождением к уроку служат применение ИКТ - технологии для поддержания интереса к данной теме в ходе всего урока, построенного с соблюдением здоровьесберегающих технологий, игровой, с использованием загадок, весёлых историй, ребусов. Кроме этого на уроке присутствуют элементы художественного труда и изобразительной деятельности (игра «Моделирование ракеты»), ролевые игры.

Структура и ход урока.

Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время

1.













Организационный блок

Приветствие учащихся, проверка готовности их к уроку.
Сегодня мы скучать не будем.
Про лень, тоску мы позабудем.
Мы оторвёмся от Земли туда,
Где интересно будет нам всегда.
Приветствие учителей, участвующих в подготовке данного урока в режиме Онлайн, подготовка к уроку


1 мин

2.
Мотивационно-целевой блок -
целеполагание

Методы:
Словесный
(диалог);
Наглядный
(видеоролик)
Направить учащихся на самостоятельную формулировку темы, целей урока и обеспечить мотивацию.








Принимают активное участие в формулировке темы и целей урока.

Учащиеся прогнозируют, какой результат они должны получить на уроке и осознать, что полученные знания будут необходимы им при изучении физики, астрономии, а так же пригодятся им в жизни.
3 мин

3.
Актуализация
темы
Демонстрация видеоролика из электронного приложения к учебнику по теме: «Соседи Солнца»

- Я хочу долететь до далёких орбит,
Неизвестных всем нам измерений,
Где загадочный космос хранит –
Много тайн необъятной Вселенной.
На планетах хочу побывать,
О которых наука не знает
Все о чём-то мечтают всегда
И сегодня об этом узнаем







Школы представляют свои экипажи:
«Конструкторы»
«Штурманы»
«Учёные»
и демонстрируют макеты своих ракет. Штурманы знакомят с маршрутом путешествия в виде загадок, разгадав которые, у учащихся создаётся представление о предполагаемых встречах в космосе
Заправлены в планшеты
Космические карты,
И штурман уточняет
В последний раз маршрут.
Давайте-ка, ребята,
Сплотимся перед стартом,
У нас ещё в запасе
Есть несколько минут



3 мин

4
Процессуально-содержательный блок
Методы обучения:
- по способам мыслительной деятельности:
проблемные;
частично-поисковые.
- по логике построения учебного материала:
индуктивные;
дедуктивные.
- по способам передачи усвоения информации:
наглядные;
практические.


Закрепить и углубить знания о Солнечной системе путём организации игровой деятельности. Экипажи двух школ выявляют проблемы во время космического тура и предлагают пути их решения для безопасности дальнейшего полёта.

Мы живем с вами в Солнечной системе, в большой «семье» планет. Все они – разные и по величине, и по природным условиям, и по своему строению. Разными дорогами летят они вокруг Солнца. Одни ближе к нему, другие дальше.
- Какие планеты мы встретим на пути нашего космического тура?
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз Меркурий

Два Венера,


Три Земля,
Организация практикума:
Экипажам выдаются письма в конвертах. На листе напечатан шифр и само зашифрованное письмо.


Во время космического
тура на горизонте появлялось “хвостатое чудовище”.
Как вы объясните это явление?
Экипажи успешно выполнили своё задание и благополучно вернулись на Землю.
Когда последний закруглен виток, Так хорошо сойти на Землю снова. И окунуться после всех тревог. В живую красоту всего земного.
Экипажи школ активно участвуют в обсуждении возникших проблем, предлагают пути их решения, формулируют выводы, обобщают и дают рекомендации

Я верю, друзья, караваны ракет,
Помчат нас вперёд от звезды до звезды.
На пыльных тропинках далёких планет
Останутся наши следы



Выполняют практикум, демонстрируя знания (см. приложение 2)
15 14 12 14 4 9 18 6! 19 13 1 17 10 1 18 1 17 18 16 14 20 1! 13 1 24 1 17 18 6 16 14 9 5 19 15 1 11 13 1 15 11 1 13 6 18 19 3 6 13 6 16 1!
(Экипажи расшифровывают письмо и какой из них первым – зачитывает его.)
ПОМОГИТЕ! У НАС КАТАСТРОФА! НАШ АСТЕРОИД УПАЛ НА ПЛАНЕТУ ВЕНЕРА!
Обмениваются полученной информацией

Рассуждение учеников, выявление причинно-следственных связей


30 мин.


5.
Физминутка (здоровье-
сберегающий компонент)




























«Игра на внимание»
Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.
1.Юпитер-планета-гигант.2.Земля - самая большая планета.
3.Нам известна лишь одна галактика.
4.Луна - естественный спутник Земли.
5.Марс-планета земной группы.
6. Падающие звёзды – это кометы?
7. Планета с гигантскими кольцами, состоящими из камней и льда. Это астероид?
8. Земля - самая дальняя планета нашей Солнечной системы.
У А. Де Сент-Экзюпери, есть такое правило: встал по утру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету
Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться, Но, поднимаясь в небо всякий раз Своей Земле мы оставляем сердце.
Играют, демонстрируя свои знания при обобщении темы Космический тур по Солнечной системе







2 мин.

6.







Домашнее задание






Обеспечить понимание целей, способов выполнения домашней работы. Разъяснить учащимся критерии успешного выполнения Д/З, творческий подход к выполнению работы


Применить знания, умения, навыки в практической деятельности, выбрать способы выполнения Д/З


1 мин.

7.
Итог урока (рефлексия)
Мобилизовать учащихся на умение оценивать свою работу на уроке
(мотивация, способ деятельности, общение),
усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Выяснить, где пригодятся им знания, полученные на уроке, достигнуты ли цели, поставленные в начале урока.
Учащимся предлагается
закончить предложение (интервью) -
Наш день урок подошел к концу, и я хочу сказать
Мне больше всего удалось
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
Что приобрёл? Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что
Что на ваш взгляд удалось?
Что на ваш взгляд не удалось? Почему?
Что учесть на будущее?
Мои достижения на уроке



Подводят итоги урока, обсуждают, что узнали, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Рисунок 14C:\Documents and Settings\geografya\Рабочий стол\К уроку о космосе\откр УРОК фото\SL552623.JPGРисунок 4Рисунок 3110 клРисунок 2C:\Documents and Settings\География\Рабочий стол\10 кл.JPGРисунок 19Рисунок 2C:\Documents and Settings\geografya\Мои документы\Открытые уроки\Открытый урок. Здоровье в процентах\Урок табакокурения\SAM_1468.JPGРисунок 10Рисунок 1Рисунок 1Хђ Заголовок 115