Тематический первый урок Моя земля — земля героев


ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия №11 имени Кирилла и МефодияТематический урок
«Моя земля – земля героев»
Подготовили:
классный руководитель 4-В класса
Ляхова А.А.,
классный руководитель 3-Б класса
Скобялко О.Я.

2016 – 2017 учебный год
Разработка первого урока для начальной школы
«Моя земля - земля героев»
Форма проведения: устный журнал
Цель:
Расширить знания учащихся об истории родного города и Республики , о людях которые прославили наш край; развивать у учащихся уважение к истории , культуре и традициям своего Отечества , воспитывать активную жизненную позицию , направленную на участие подрастающего поколения в социальной , культурной , экономической жизни своей Республики и города.
Задачи:
- расширить знания учащихся о главных исторических событиях Республики; о судьбах выдающихся людей Луганщины – государственных, политических, военных, культурных деятелей; - воспитывать у учащихся уважительное отношение к героям прошлого и настоящего; - содействовать формированию у учащихся активной жизненной позиции, соизмерению поступков с нравственными ценностями общества, осознанию обязанностей перед семьей и Отечеством.
Оборудование:
−выставка литературы по проблеме;
−портреты выдающихся деятелей Луганщины;
−мультимедийная презентация « Памятники Луганщины»;
−аудиозапись песни Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова «Журавли»
−видеороллик «С днем города, Стаханов!»
Ученик:
Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным.
Как объясненье вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным.
Ученик:
Донбасс – мое Отечество, Донбасс!
Тебя века на крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!
Ученик:
В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который все осилит и все сможет!
Ученик:
Донбасс! Мое Отечество - Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести , Мужества и Славы!
Учитель:
Не случайно наш урок мы начали такими прекрасными стихами Владимира Зайцева. Тема нашего первого урока «Моя земля - земля героев». Что вы знаете о нашем родном крае , о людях , которые прославили его?
Выслушиваются ответы учащихся.
Учитель:
Вы много знаете , а чтобы знать еще больше давайте перелистаем страницы нашего устного журнала.
Приложение 1 ( Видеороллик « С днем города , Стаханов!» с участием местных активистов)
https://www.youtube.com/watch?v=3N-1XwbiX3Учитель : Конечно же вы узнали наш родной город. По каждому городу и краю можно судить по его памятникам , по тому , что дорого людям , где в камне запечатлен их дух. И в памятниках нам открывается подлинная Луганщина.
Луганск - город славных боевых и трудовых традиций. Его революционное прошлое нашло свое отражение в памятниках А. Пархоменко , К. Ворошилову , братьям Цуповым и др.
Слайд 1 ( Конный памятник К.Е.Ворошилову в г.Луганске)
Ученик:
Климент Ефремович Ворошилов - выдающийся революционер, советский военачальник , участник Гражданской войны , Великой Отечественной войны , один из первых маршалов Советского союза , дважды Герой Советского союза , Герой Социалистического Труда.
Родился в селе Верхнее Бахмутского уезда ( ныне г. Лисичанск). Работал шахтером , на Юрьевском металлургическом заводе ( ныне Алчевский металлургический комбинат) , на Луганском паровозостроительном заводе.Город Луганск дважды носил имя Ворошиловград : с 1935 г. по 1958г. и с 1970 г. по 1990 г.
Учитель:
На Луганщине много памятников , посвященных ратному подвигу наших земляков в Великой Отечественной войне. Оккупация Луганска фашистскими захватчиками продолжалась 212 дней - с 17 июля 1942 г. по 14 февраля 1943 г. Однако город остался непокоренным. Именно так - «Непокоренные» - назвал свою книгу наш земляк Борис Горбатов.
Знакомство с выставкой литературы по теме урока
Учитель:
Тяжелые бои за Луганщину отняли жизни более 100 000 солдат и офицеров. В 19 братских могилах Луганска покоится прах более полутора тысяч воинов. Их память увековечена в монументах на Острой Могиле , парке Горького , названиях улиц и площадей.
В каждом городе , испытавшем на себе тяготы войны уже много лет горит Вечный огонь на Могиле неизвестного солдата. Наш родной город Стаханов не является исключением.

Слайд 2 ( Могила неизвестного солдата и вечный огонь в городе Стаханове)
Ученик :
Каждый год 9 мая сотни жителей нашего города приходят сюда , чтобы почтить память героев и принести цветы к Вечному огню .
Ученик:
Стоим у вечного огня,
Молчанье строгое храня.
Лишь горны тихо здесь поют –
Героям Родины, героям Родины,
Героям Родины - салют,
Салют!
Ученик:Мы вспоминаем всех солдат –
Они в Курганах Славы спят.
Они сражались до конца,
И вечным пламенем, и вечным пламенем
Горят солдатские сердца.
Учитель:
Глубоко символичным является то , что главная площадь Луганска носит имя Героев Великой Отечественной войны. На гранях возведенного на площади обелиска , увековечены имена генерал - лейтенанта авиации луганчанина А.Молодчего , командира мотострелкового батальона , бывшего шахтера из Свердловска майора Н. Горюшкина , сына шахтера из г. Алмазная , летчика гвардии подполковника И.Михайличенко и других воинов , особо отличившихся в борьбе с врагом.
На могиле Неизвестного солдата в г. Луганске на площади Героев Великой Отечественной войны установлена скульптурная композиция «Журавли» . Одноименная песня из кинофильма «Летят журавли» , которую написал композитор Ян Френкель на стихи Расула Гамзатова любима многими поколениями .

Аудиозапись песни «Журавли»
Слайд 3 (Скульптурная композиция «Журавли»)
Не остался незамеченным подвиг воинов 395 Таманской шахтерской стрелковой дивизии.
Слайд 4 (Памятник воинам 395 – й шахтерской дивизии в городе Луганске)
Ученик :
395 шахтерская стрелковая дивизия была сформирована в г. Луганске из шахтеров и добровольцев. 11 сентября 1941 года дивизия приняла присягу и отправилась на фронт защищать свою Родину от коричневой чумы. Выполняя свой долг , бойцы дивизии дошли до Берлина. Ее костяк составили шахтеры Лисичанска , Красного Луча , Кадиевки , Антрацита , Свердловска и др. городов области.
Слайд 5 ( Памятник молодогвардейцам в городе Краснодоне)
Ученик:
Среди героев Луганщины - подпольная молодежная организация «Молодая гвардия» , которая в годы войны была создана в городе Краснодоне. Пятеро участников организации посмертно удостоены звания Героя Советского Союза: Олег Кошевой , Любовь Шевцова ,
Ульяна Громова , Иван Земнухов и Сергей Тюленин.
Учитель:
В 1980 году , в год 35 –й годовщины Великой Победы , дружественный народ Афганистана обратился к Советскому Союзу за помощью.
И снова наши земляки не остались в стороне. Около 400 жителей города Стаханова были участниками боевых действий в Афганистане. 12 юных стахановчан не вернулись в отчий дом.
Слайд 6 ( Памятник воинам - интернационалистам в городе Стаханове)
Ученик:
Памяти погибших стахановчан посвящается памятник воинам – интернационалистам в центре нашего города. Памятник представляет собой две гранитные стелы , изображающие горное ущелье. Слева находится описание событий в Афганистане , а справа на мраморной плите высечены имена погибших героев. Между стелами установлен гвардейский пулемет.
Слайд 7 ( Памятник воинам - интернационалистам в городе Луганске)
Ученик:
В сквере Памяти на ул.Советской в Луганске также установлен памятник воинам – интернационалистам. - бронзовая фигура скорбящей матери и возносящегося сына. На гранитной плите высечены имена 163 луганчан , погибших в афганской войне.
Учитель:
26 апреля 1986 года весь мир потрясла авария на Чернобыльской атомной электростанции. И снова наши земляки в числе первых поспешили на помощь. Ценой собственного здоровья и жизни они спасли мир от ядерной катастрофы. В ликвидации самой страшной техногенной катастрофы принимали участие более 10 000 луганчан.
Слайд 8 ( Памятник участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в городе Луганске )
Ученик:
В г. Луганске установлен памятник участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС , который представляет собой скульптуру обнаженного человека , закрывающего людей от взрыва. Над головой человека расположен огромный шар.
Учитель:
Наши земляки прославили свой край не только ратными боевыми подвигами , но и доблестным трудом. А примером для всех стал трудовой подвиг Алексея Стаханова , чье имя носит наш город.
Слайд 9 ( Памятник творцам Стахановского движения в городе Ирмино )
Ученик:
К 75-й годовщине Стахановского движения в 2010 году в г. Ирмино (Теплогорск) был открыт памятник творцам Стахановского движения: Алексею Стаханову, Константину Петрову , Дмитрию Концедалову , Владимиру Позднякову и Николаю Дюканову. Это четырехметровая скульптура с бюстами героев на фоне террикона и барельефами шахтера с киркой и шахтера с отбойным молотком.
Учитель:
Многие наши земляки стали продолжателями дела Стаханова. Хотелось бы вспомнить одного из них . Это житель нашего микрорайона Николай Павлович Должиков - Герой Социалистического труда , полный кавалер знака «Шахтерская слава» , почетный гражданин г. Стаханова , почетный шахтер СССР.
Слайд 10 (Фото Должикова Николая Павловича )Ученик:
Родился Николай Павлович 10 января 1932 года, за три года до трудового подвига Алексея Стаханова. Трудовую деятельность начал в 1948 году учеником токаря в г. Люблино. С 1955 г. по 1988 г. работал на шахте им. Сталина ( XXII съезда КПСС) треста « Кадиевуголь» проходчиком , забойщиком , машинистом угольного комбайна , крепильщиком , горнорабочим. Умер Николай Павлович 2 января 2012 года.
Слайд 11 ( Мемориальная доска в память о Должикове Н.П.)
Ученик:
25 августа 2016 на доме , в котором жил герой труда установлена мемориальная доска.
Учитель:
Наше путешествие по страницам устного журнала подходит к концу. Давайте перевернем последнюю страницу и послушаем стихотворение нашего стахановского поэта Виктора Мостового.
Ученик:
Прошлых лет поднимем занавес ,В днях былых большая сила :И ударник , и стахановец –
До сих пор звучит красиво.
Ученик:
Не забыть шахтерской доблести ,Не сломать святых традиций
Вместе в радостях и горестях
Будем жить мы и трудиться.