Исследовательская работа по созданию школьной клумбы


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
с. Грушевского Александровского района
Ставропольского края
Ландшафтный дизайн школьной клумбы.
Автор работы: Матвейчук Сергей-
ученик 10 класса.
Руководитель: Горгосова Любовь Николаевна-
учитель биологии.
2016г.
Оглавление
I. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Актуальность проекта……………………………………………………2-4
1.2. Место, материал и методика исследования…………………………..5-6
1.2.1. Природно-климатические условия территории объекта проектирования ..................................................................................................5
Географическое положение
Климатические условия
Рельеф
Характеристика почв окрестностей посёлка
1.2.2. Материал для исследования………………………………………..6
1.2.3. Результаты исследования………………………………………... …6
1.3. Паспорт проекта……………………………………………………….6-7
II. ЭТАПЫ ПРОЕКТА
2. 1. Организационно-подготовительный этап
2.1.1. Общие сведения о клумбах………………………………………7.
2.1.2. История клумбовых растений………………………………….7-8 2.1.3. Разработка эскизов будущей клумбы и выбор варианта…….. 9
2.1.4. Измерить школьную территорию, вычертить план клумбы…..9
2.1.5. Определить площадь и вычертить основные элементы клумбы.9-10
2.1.6. Нарисовать эскиз клумбы и отдельных элементов…………….10
2.1.7. Подобрать растения для клумбы………………………………..10-11
2.2. Деятельностный этап
2.2.1. Посев однолетников и уход за рассадой…………………………11
2.2.2. Удаление весенне-цветущих растений (тюльпаны, нарциссы, крокусы)……………………………………………………………………11
2.2.3. Перекопка участка по периметру клумбы………………………..11
2.2.4. Разбивка участков и высадка растений……………………………11
2.2.5. Правила работы и техника безопасности на приусадебном участке……………………………………………………………………12-13
2.2.6.В течение летнего периода уход за растениями …………………13
2.3. Заключительный этап………………………………………………………
2.3.1. Экономическое обоснование……………………………………….14.
2.3.2. Дизайн-анализ и самооценка полученных результатов……… 15
Заключение………………………………………………………………..9
I. Введение
1.1 Актуальность проекта.
Жизнь каждого из нас начинается со школьного двора, со школы. Долгое время она служит нам защитой, очагом, опорой, центром нравственного, эстетического, экологического и физического воспитания. Это наш быт, а с ним и стиль, и образ жизни. И от того, как мы сумеем организовать его, зависит наше мироощущение и душевное состояние.
Хочется использовать элементы ландшафтного дизайна, которые придадут необыкновенную красоту и современность нашему школьному двору
Цель проекта: Научиться создавать и оформлять цветочные клумбы.
Задачи проекта:1. Ознакомиться с профессией оформителя в садово-парковом и ландшафтном строительстве.
2. Полученные на уроках биологии и технологии навыки и умения отразить в выполнении своего проекта.3. Научиться различать виды цветов.
4.Научиться сочетать цвета и подбирать по ним цветы.
Планируемые результаты
1.Благоустройство и озеленение школьной территории.
2.Повышение экологической культуры учащихся.
3.Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды.
4.Расширение практического представления о некоторых профессиях (цветовод, озеленитель, флорист, фитодизайнер).
Актуальность: школа должна быть красивой и уютной не только изнутри, но и снаружи, а действующие клумбы не соответствуют современным требованиям. Поэтому хочется попробовать свои силы в оформительском деле, применить свои знания, полученные на уроках ,из книг, Интернета на практике.Объектом исследования: шесть сортов цветов, отобранные из широкого ассортимента: 1) Циния георгиноцветная 2) Бархатцы
3) Сальвия 4) Петуния 5)Астра 6) Львиный зев.
Выбраны по оптимальной цене и массе упаковки.
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, проведение опыта. Срок выполнения: апрель 2016 - октябрь 2016.
1.2Место, материал и методика исследования
1.2.1. Природно-климатические условия территории объекта проектирования
Географическое положение
Село Грушевское расположено на севере Александровского района на расстоянии45 км. Севернее с.Грушевского ,на расстоянии 15 км расположено с. Гофицкое.Южнее, на расстоянии 9км находится хутор Розлив.Юго-западнее ,на расстоянии 14 км. ,находится с.Калиновское. Протяженность с севера на юг 2км. Село вытянуто вдоль ручья Грушевого с северо-востока на юго-запад на3.750 км. Его координаты: 44о 56´ северной широты , 43о02´ восточной долготы.
Климатические условияСело находится на юге умеренного континентального поясаКлимат поселка умеренно-континентальный. Летом сухая жаркая погода, наблюдаются суховеи, ливни и грозы, зима умеренно холодная,имеют место снегопады. Летом средняя температура +25о С -+27°С, зимой – 10о С – ( - 15°С). Количество осадков 370-430 мм. Коэффициент увлажнения 0,4 – 0,5 преобладают западные ветры
Рельеф
Преобладающие формы рельефа: равнинная,балки,овраги. Юго-западная частьсела имеет абсолютную высоту450м.,северо-восточная 430м.
Характеристика почв окрестностей посёлка Советское Руно
Почвы с. Грушевского - одно из важнейших природных богатств. Но богатством почв надо умело пользоваться, а для этого необходимо знать их свойства. На территории поселка сформировались каштановые. Эти почвы формируются в условиях засушливого климата.
1.2.2Материал для исследования
Местом исследования является пришкольный участок МОУ СОШ №8 по улице Ленина 66/1,с.Грушевское. Объектом исследования была почва с участка, отведенного под школьную клумбу.
1.2.3 Результаты исследования
Рассмотрев почву, я обнаружил наличие мелких комочков. Добавил воды, комочки сохранились. Значит, структура почвы мелко-комковая. Влажная почва при подсыхании светлеет и сохраняет форму, при взятии почвы ,рука ощущает влагу, фильтровальная бумага становится влажной от комочков почвы. относится к легким суглинистым почвам.
1.3.ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: Ландшафтный дизайн школьной клумбы.
Учебная направленность проекта (учебный предмет, образовательная область, межпредметные связи): биология, химия, изобразительное искусство, математика, черчение.
Тип проекта: практико-ориентированный
Количество участников: один
Срок работы над проектом: с 01.04.2016 г. по 01.10.2016г.
Цель проекта :выполнить ландшафтный дизайн школьной клумбы
Проблемное поле проекта: для создания красивого облика школы необходимо ландшафтное проектирование территории. Центральная часть перед зданием школы должна быть представлена клумбой и цветником.
Этапы работы над проектом:
Организационно-подготовительный
Деятельностный
Заключительный
Результат проектной работы: создание школьной клумбы
2. Этапы проекта
2.1 Организационно-подготовительный этап
2.1.1 Общие сведения о клумбах и цветниках
Клумба— цветник правильной геометрической формы. Обычно клумба возвышается над окружающим газоном или лужайкой на 15-20 см. Размер клумбы различен: от небольшого (до 1 м в диаметре) до гигантского (диаметром или длиной до 30 м в зависимости от формы клумбы). Клумба может быть округлой, овальной, треугольной, квадратной, ромбической или многоугольной формы. Цветочные растения могут составлять рисунок или сплошную поверхность.Как правило, в клумбы высаживают однолетние, двулетние и луковичные растения. В оформлении клумб используют не только красивоцветущие, но и декоративнолиственные растения. Для усиления декоративного эффекта применяют полную или частичную смену растений: весной — луковичные, летом — летники или ковровые растения. Ковровые растения можно высаживать в виде окантовки по краям клумбы. Необходимо учитывать основные правила составления цветочных клумб.
2.1.2. История клумбовых растений
В Древнем Египте высоко ценили красоту цветов. Многие растения служили предметом религиозных культов. Ближе всего к нашему времени средневековые цветники в виде - прямоугольных грядок, разделенных полоской стриженого самшита. Часто в монастырских садах выращивали лекарственные растения, высаживая каждый на свою грядку. Такие цветники сохранились в Англии и до наших времен.
В эпоху регулярного стиля преобладали партеры. Французское слово «Parterre» дословно переводится как «цветник», хотя он мог быть и просто зеленым прямоугольником, усеянным травой. Однако зачастую партер заполнялся изысканным рисунком из цветов. Высаживали также цветы по периферии партера в виде широкой цветочной грядки (до 1,5 м шириной). А позже в составе партера появились пышные клумбы в виде отдельных цветников, в которых высота растений возрастала в центр. Клумба, приподнятая над плоскостью газона, завершала высокой и особо декоративным растением, зачастую экзотической - агавой, или пальмой.
В середине XIX в. европейцы ближе познакомились с садово-парковым искусством Востока и в Европу стали проникать идеи пейзажного стиля. Цветники имели более свободную живописную форму, отвечавших сочетанием растений в природе. Сначала яркие пятна цветов на партере оформляли в виде кругов, эллипсов, затем они становились произвольными. В цветники включались камней, водоемы и тому подобное. Композиции становились все выразительнее, острее, оригинальнее.
Дальнейшая история цветников связана с пополнением их новыми растениями. В XIX в. все больше путешественников привозили в Европу раньше неизвестные виды цветов, бурно развивалась селекция новых сортов. Часто виды, которые не выдерживали низких температур, выращивали в оранжереях. Отдельные растения успешно акклиматизировались и дали цветникам необычный экзотический характер.
В 60-х гг прошлого века широко применялись декоративные растения с серебристой листвой, что значительно смягчало цветовые контрасты. В 80-х гг появилась мода на яркую и оранжевую гамму цветников.
С ростом экологического движения получили распространение цветники нового типа – «экосады». Они включали виды растений и кустарников. Поэтому современный цветник - это «мини - сад», в котором совмещен богатый опыт садово-паркового искусства прошлых веков с настоящим.
2.1.3. Разработка эскизов будущей клумбы и выбор варианта
Вариант будущей клумбы показан в презентации «Школьная клумба».
2.1.4. Измерить школьную территорию, вычертить план клумбы
Приступая к оформлению цветочной клумбы, за основание, где будет спроектирована школьная клумба, я взял окружность, радиусом 1,5 метра.
2.1.5. Определить площадь и вычертить основные элементы клумбы
При обдумывании проекта клумбы. За основу брал геометрические фигуры (окружность, ромб). Провел расчеты рассады. Конечно, расчёты получаются с небольшими погрешностями, но здесь нет ничего страшного, т.к. количество растений на единицу площади может быть немного больше.
Расчёты 1 элемента:(1 элемент) имеет форму окружности с радиусом 0,4 м. Вычисляю длину окружности С1 = 2*3,14*0,4 = 2.512м. В первый год на клумбе планируем посадить однолетние цветы, рассаду сажаем на расстоянии 0,15 м.,то есть на одной окружности растёт 2.512: 0,15 = 16.7растений. Таких элементов у нас 3 , тогда на все элементы клумбы нам потребуется 16.7*3 =51 растение.
Расчёты 2 элемента: 2 элемент имеет также форму окружности, но радиуса 0,2 м. Длина данной окружности равна С2= 2*3,14*0,2 = 1.256м. На одну данную окружность потребуется1.256 : 0,15 = 8.4растений. Таких элементов 9, тогда на все элементы клумбы нам потребуется 8.4* 9=76 растений.
Расчет 3 элемента: 3 элемент имеет форму ромба, со стороной 0,6 м. Периметр ромба равен 0,4м. Тогда на один данный элемент потребуется 0,4:0,15 = 3 растений. Таких элементов у нас 9, тогда на все элементы клумбы нам потребуется 3*9=27 растений.
Расчет 4 элемента: 4 элемент имеет форму окружности с радиусом 0,5 м. Вычисляю длину окружности С3 = 2*3,14*0,5 = 3.14м.,3.14м.:0.15=21 растение.
2.1.6. Нарисовать эскиз клумбы и отдельных элементов
После того как я произвела все необходимые расчёты, приступила к вычерчиванию плана основных элементов клумбы. Это необходимо для более точного построения всех элементов будущей клумбы на местности.
2.1.7. Подбор растений для клумбы
При подборе растений для школьной клумбы учитывал:
1 природно-климатические условия территории объекта проектирования;
2 характеристику почвы участка, отведенного под клумбу;
3 продолжительность и непрерывность цветения, декоративность отдельных растений;
4 необходимость выбора неприхотливых растений, а так же то, что участок, выбранный под цветочную клумбу, хорошо освещен, находится на южной стороне пришкольного участка;
5 осуществлять проект при минимальном расходовании средств, так как на территории села нет организаций, которые могут оказать спонсорскую поддержку, а собственное финансирование школы недостаточное.
6 красивые клумбы будут только тогда, если правильно подобрать растения. Необходимо следить за тем, чтобы клумба не была слишком пестрой и чтобы цвета и высота растений сочетались друг с другом.
И поэтому я решил, чтобы клумба оставалась цветущий весь сезон, в первый год высадить на ней однолетние цветы.
2.2.Практический этап
2.2.1. Посев однолетников и уход за рассадой
Выращивание однолетников — трудоемкая работа. Их надо ежегодно сеять, выращивать рассаду и высаживать. Однако все работы выполняются без применения дорогостоящих орудий и приспособлений, а главное, что тоже важно, — семена их дешевы и доступны.
Посевы цветочных семян однолетников проводят, начиная с февраля (необходима подсветка рассады) и по май (непосредственно в грунт). Я предлагаю средний срок посева семян – конец марта. После того как всходы появятся, уход заключается в проветривании контейнеров с рассадой и поливах. В фазе четырёх листов необходимо провести пикировку растений по отдельным ёмкостям. В дальнейшем, до самой высадки в открытый грунт, уход за рассадой заключается в поливе, подкормке специальным удобрением для рассады (для лучшего развития корневой системы) и закаливания.
2.2.2. Удаление весенне-цветущих растений (тюльпаны, нарциссы, гиацинты)
В конце мая необходимо будет приступить к основному этапу проекта. Когда отцветут весенние цветы, которые также были посажены ранее на данной клумбе, необходимо будет извлечь из почвы луковицы, подсушить и убрать на хранение до сентября. Эта операция необходима для переоформления цветника и посадки летних цветов.
2.2.3. Перекопка участка по периметру клумбы
После того как участок освободили от луковичных растений, приступить к перекапыванию земли согласно плану.
2.2.4. Разбивка участков и высадка растений
Когда территория под будущую клумбу будет подготовлена, приступить к разбивке её на участки согласно разработанному эскизу. В работе использовать бечёвку, колышки речной песок (для определения середины цветника и основных элементов).
Затем высадить рассады однолетних цветов, в заранее подготовленные лунки.Клумбу после посадки, в течение двух недель поливать ежедневно, по истечении этого времени, полив производился согласно потребностям растений, или в соответствии с погодными условиями.
2.2.5 Правила работы и техника безопасности на приусадебном участке
Во время работы на приусадебном участке необходимо соблюдать правила безопасного труда и техники безопасности:
Быть осторожным при работе с лопатой и граблями. Опасными являются острые кромки рабочих инструментов.
Необходимо работать в перчатках. На голове кепка.
Обувь должна быть удобной и непромокаемой.
Нельзя пить воду, предназначенную для полива растений.
Нельзя пробовать на вкус семена, листья и стебли растений.
При получении травмы (укол, порез, заноза) обратиться к учителю за первой помощью.
2.2.6. В течение летнего периода уход за растениями
Регулярный уход включает в себя: полив, подкормку удобрениями, прополку, профилактические обработки от болезней и вредителей), обрезку растений для омоложения и сдерживания роста (прищипка), а при необходимости — подсадку или замену растений.
2.3. Заключительный этап
2.3.1. Экономическое обоснование
Экономическое обоснование оформил в виде таблицы:
Наименование Цена (руб.) Количество (штук) Стоимость (руб.)
Петуния 20 5 100
Астры 20 5 100
Бархатцы 15 5 75
Цинния 15 5 75
Сальвия 20 5 100
Львиный зев 20 5 100
Почва-грунт (20 л) 110 2 220
Всего 770
Семяна бархатцев и циннии есть в фонде школы, отсюда можно сделать вывод, что себестоимость затрат на приобретение необходимого материала для реализации проекта будет значительно ниже.
2.3.2 Дизайн-анализ и самооценка полученных результатов
На мой взгляд, дизайн – проект по созданию школьной клумбы вполне реалистичен, так как:
1 не требует изменений площади и рельефа;
2 структурные компоненты нового ландшафта могут быть преемственно привязаны к местам старого участка;
Результат должен оправдать ожидания
3. ЗаключениеРабота по проекту «Ландшафтный дизайн школьной клумбы» будет способствовать формированию экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно–нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, педагогического коллектива и родителей в благоустройстве пришкольного участка.
Данный проект решит проблему занятости подростков в летний период  и свободное от учебного процесса время, будут способствовать их социальной адаптации.
Позволит научить учащихся не просто запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применить эти знания на практике
В ходе работы, на базе имеющегося опыта организации работы на  пришкольном  участка, у меня возникли предложения:
1 создание аллеи выпускника;
2 создание  альпийской горки;
3 создание цветочных клумб вокруг деревьев
Эти мероприятия сделают школу и её территорию более привлекательной, будут способствовать созданию положительного имиджа школы.