Урок по обслуживающему труду на тему Праздники и традиции


Обслуживающий труд
8 класс
Тема урока: Праздники и традиции
Тема практической работы: Изготовление подарка-сувенира к празднику
Цель урока: ознакомление учащихся с традициями и праздниками, проводимыми у нас в стране.
Задачи:
сформировать представления о национальных, семейных традициях, их формировании и сохранении, классификации праздников;
развивать творческую фантазию, художественное мышление, эстетический вкус;
научить изготавливать сувенир-подарок к празднику;
воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что еще осталось
Тип урока: комбинированный
Оборудование: цветной картон, клей, ножницы, цветная бумага, рецепты масленичных блинов
Межпредметные связи: русская литература, ИЗО, музыка
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная
Оформление доски: эпиграф, рефлексия — лестница успеха
Ход урока
1.Создание благоприятной психологической атмосферы. Погружение в тему урока
Учащиеся входят в класс с песнями, приплясами:
А мы Масленицу встречали
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Маслом гору поливали.
1 девочка: Масленица-кривошейка, встретим тебя хорошенько!
2 девочка: С блинами, каравайцами, с варениками, с сыром,
3 девочка: Маслом, калачом и с печеным яйцом.
4 девочка: Приехала Масленица, приехала сырная.
Разгульная, а не смирная!
5 девочка: Прощайся, народ, с тоской!
Праздник общий, мирской!
1 девочка: И все-таки самый важный
Праздник семейный, домашний.
2 девочка: Ведется порядком строгим давно
Не нами, а умными заведено.
3 девочка: Здравствуй, Масленица! Праздник проводов зимы холодной,
Праздник встречи весны ясной.
Учитель: Если спросить у любого прохожего, что такое Масленица, каждый, наверное, ответит — это блины. Так оно и есть. «Блин - символ солнца. красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей», — говорил писатель Александр Иванович Куприн.
А еще это веселый, озорной, сказочный и очень древний праздник.
Bce вместе:
Как на масляной неделе
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
На поднос она кладет,
И сама на стол несет,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины наши готовы,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
4 девочка: Знаете, почему на Масленицу готовили именно блины?
Этот обряд связан с огнем и солнцем, которое обожествлялось с древних времен. Чтобы ускорить пробуждение природы, люди стремились помочь солнцу забраться повыше на небо. Для этого Яриму-солнце задабривали блинами, по форме напоминающими солнечный круг.
5 девочка: А знаете ли вы, что каждый день масленичной недели имеет свое название, которое как бы подсказывает, что в этот день полагается делать.
1 девочка: Понедельник — «Встреча». В этот день делали из соломы большую куклу Маслену, наряжали ее в женские одежды и отводили на старую высокую гору, чтобы Маслена видела, откуда придет весна.
2 девочка: Вторник — «Заигрыши». Ходили друг к другу в гости, причем по старшинству, молодые к более взрослым, приглядывали невест.
3 девочка: Среда — «Лакомка». В этот день тещи угощали своих зятьев. Сохранилось много поговорок на этот счет: «Придет зять — где сметаны взять», СЛАЙД 10 «Нетчерта в доме - пригласи зятя.»
4 девочка: Четверг — «Разгуляй». Все шли на гулянье. Катались на тройках, устраивали кулачные бои, пели песни.
5 девочка: Пятница — «Тещины посиделки». В этот день зятья угощали своих тещ блинами. Причем вечером зять сам должен был пригласить тещу в гости.
1 девочка: Суббота — «Золовкины посиделки». В этот день все ходят в гости к родственникам, конечно же, самое главное угощение — блины.
2 девочка: Воскресенье — «Прощенный день». В этот день просят прощение за нанесенные обиды у родственников, друзей. А восстановив хорошие отношения, идут праздновать, провожая широкую Масленицу.

Все вместе:
А мы Масленицу повстречали,
Сыром гору набивали,
На широк двор зазывали
Да блинами угощали.
А в прощеное воскресенье
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!
Вас, гости дорогие, приглашаем!
Давайте вместе праздник отмечать.
Горячими блинами угощаем,
С весной друг друга будем поздравлять!
Учитель читает эпиграф: «Каков будет человек через тысячу лет, но, если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов — тогда он все забудет, и всему разучится, и должен будет все начать сначала»,— утверждал русский историк Василий Осипович Ключевский.
- Девочки, подумайте, какой теме будет посвящен наш урок?
- Правильно. Тема нашего урока «Праздники и традиции».
- Давайте попытаемся определить цели нашего занятия.
- Молодцы! Целью нашего урока будет — ознакомление с праздниками и традициями, проводимыми у нас в стране.
- Толковые словари дают несколько определений слова праздник.
День торжества, установленного в честь какого-либо выдающегося события.
День, особо отмечаемый церковью или в силу сложившихся традиций.
День радости и торжества по поводу чего-нибудь.
Выходной, нерабочий день (от слова «праздность» - ничегонеделание).
- Праздников существует очень много, у них разное назначение и разные поводы. В целях упорядочения праздников в нашей стране издан Указ Президента Республики Беларусь «О Государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь». В данном Указе отмечается, что государственные праздники — это праздники, установленные в Республике Беларусь. В нашей стране отмечаются следующие государственные праздники:
День Конституции — 15 марта;
День единения народов Беларуси и России — 2 апреля;
День Государственного Флага Республики Беларусь — второе воскресенье мая,
День Независимости Республики Беларусь — 3 июня.
В свою очередь праздники подразделяются на несколько групп:
Общереспубликанские (Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь, День женщин),
Религиозные (Рождество, Пасха, Спас, Коляды);
Профессиональные (День учителя, День железнодорожника).
- Каждый праздник имеет свои традиции. Традиции передаются из поколения в поколение: от родителей к детям, от учителей к ученикам. Сохранение национальных традиций позволяет народу остаться самобытным. Традиции сохраняют не только народы, но и семьи. Семья — колыбель духовного формирования человека.
- А какие традиции существуют в ваших семьях?
- Традиции, усвоенные в родительском доме, остаются с человеком на всю жизнь.
2 Практическая часть
- Теперь перейдем ко второй части нашего урока — практической. Целью нашей практической работы является — сделать сувенир-подарок к празднику,
- Мы будем с вами делать поздравительную открытку. Символом Масленицы является солнце. В нашей поздравительной открытке мы сделаем символ «солнце» в технике «вытинанка».
- Узоры вытинанок составляют из различных элементов. Это могут быть геометрические фигуры, растения, животные. В одной вытинанке можно соединить разные элементы. В старину каждый рисунок имел свое значение. Люди верили, что вытинанки не только украшают дом, но и оберегают его. Поэтому будем надеяться, что символ «солнце» в нашей открытке будет служить оберегом для того, кому эта открытка будет подарена.
- А еще вам было дано опережающее задание — разыскать рецепты фирменных масленичных блинов. С одной стороны открытки будет солнце — символ праздника Масленица, с другой — рецепт фирменных блинов.
- Во время практической работы мы будем пользоваться ножницами. Повторим правила безопасной работы с этим инструментом.
Хранить ножницы в определенном месте;
Не держать ножницы концами вверх,
Не подходить к товарищу во время резания,
Не оставлять их раскрытыми на рабочем столе.
Во время практической работы звучит приятная музыка.
- Вот и закончили вы работу над поздравительными открытками. Какие интересные, веселые они у вас получились.
3. Рефлексия
- Наш урок подошел к концу. На доске вы видите «Лестницу успеха». Я предлагаю вам при помощи имеющихся у вас на столах цветных жетонов оценить согласно десятибалльной шкале оценки 4 сектора работы урока.
4. Подведение итогов урока
– Заканчивая наш урок, я хочу сказать, что у нас существует многовековая традиция
— всем гостям, которые присутствуют у нас на уроке, вручать сувениры-подарки. Mы, дорогие гости, вручаем вам открытку-сувенир с символом Масленицы — солнцем, а также с рецептами фирменных блинов.Ну, а чтобы вы не обжигали свои руки во время жарки блинов, мы вам дарим вот такие симпатичные прихватки. Я думаю, что сегодня вы стали «добрее сердцем, теплее душой, возвышенные духом».
Инструкционная карта для выполнения практической работы
“Изготовление поздравительной открытки в техник “вытинанка”
№ Название операции Графическое изображение
1. Сложить лист картона пополам
2. Разрезать на две части. Разрезанную часть сложить наполовину.
3. Лист белой бумаги сложить как показано на рисунке и согнуть по углом 45°
4. Ножницами вырезать узор на этом уголке. 5. Полученный узор вытинанки аккуратно приклеить к лицевой стороне вырезанной открытки, полученной в пункте 2.
6. Вовнутрь открытки аккуратно вклеить рецепты масленичных блинов.
7. Убрать рабочее место.