Структурные этапы деятельности классного руководителя в системе нравственного воспитания школьников

Структурные этапы деятельности классного руководителя в системе нравственного воспитания школьников
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России [2].
В российской школе достаточно много разнообразных воспитательных методических средств и организационных форм. Лучшие воспитательные технологии имеют определенную структуру, состоящую из следующих технологических компонентов и подструктур: общей концептуальной основы; общих целевых ориентаций; комплекса методических средств, адекватных поставленным целям; подсистемы деятельности, обеспечивающей реализацию целей; подсистемы отношений между всеми участниками воспитательного процесса и освоенной ими окружающей средой; управления, обеспечивающего интеграцию компонентов в целостную систему.
Разнообразие методов и форм – один из путей активизации и интенсификации нравственного воспитания: классные часы, деятельностные игры, школьные СМИ, детские общества, организации, экспедиции, походы (лагеря, связи с социумом), международные связи, диагностика (самодиагностика), рефлексия [4].
В деятельности воспитателей и воспитуемых существует шесть системных линий, реализующихся через подсистемы, целью которых является воспитание нравственности, духовно богатой личности ребенка. Данные подсистемы образуют определенную воспитательную структуру.
Первая из этих подсистем – логика возрастного развития методов и форм воспитательной работы, заложенная в программах воспитательной работы классных руководителей. Для каждой группы классов выделяются специфические воспитательные задачи: в начальной школе ставится опора на ведущие виды деятельности (познавательную, игровую, общественно - полезную), а также создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни групп, правилам поведения.
В 5-6 классах происходит переориентация с детских норм поведения на взрослые; в основе появляются виды деятельности, способствующие самоутверждению (общественные, спортивные, художественно-эстетические), а также происходит развитие деятельности общения.
В 7-8 классах педагоги создают условия для самоутверждения личности, развития уважительных отношений юношей и девушек, приобщают подростков к материально вознаграждаемому труду.
В старших классах создание условий для социального самоопределения подростков на будущее, преодоление нравственного максимализма, воспитание культа знаний, труда, здоровья, семьи является основным вектором нравственного воспитания личности учащихся.
Вторая подсистема – это клубная, кружковая работа, сфера внеурочной, досуговой деятельности.
Третья подсистема является циклической. Основной циклической структурой воспитательных мероприятий является годовой цикл из нескольких тематических периодов. Например: «Истина», «Красота», «Интеллект», «Моя семья».

Тематический период включает в себя разнообразные по содержанию и объему мероприятия, направленные на повышение нравственного уровня учащихся, объединенные общей тематикой и заканчивающиеся общешкольным, коллективным, творческим «делом».

Тематический период «Моя семья» предполагает следующие формы работы: «открытый» микрофон; сократовская беседа (поиск истины, обсуждение поставленной проблемы); круглый стол с острыми углами (обсуждение животрепещущих вопросов по актуальным проблемам современности); дискуссионные качели (беседа по предложенной теме с чередованием суждений); разговор при свечах (беседы на темы интимно-личностного общения); творческие дела, посвященные семейным традициям (рассказы, сочинения, проекты, творческие работы).

Возможные варианты тем:
- «Самая многонациональная родословная»
- «Семейная книга рекордов»
- «История романтической любви моих родителей»
- «Географическая карта моей родни»
- конкурс на самые интересные мамины нотации и поучения.

В этих комплексных делах участвуют все ученики с I по XI класс, все учителя, классные руководители, родители, выпускники школы.

Четвертая подсистема – это проведение общенародных и общекультурных праздников. «Святки», «Масленица», «Троица» способствуют восстановлению национальных культурных традиций.

Пятой подсистемой воспитания может быть самоуправленческая общественная деятельность учащихся (в сотрудничестве со взрослыми).

И, наконец, шестую деятельностную подсистему представляет сфера физической культуры и спорта.

Воспитательная структура, состоящая из данных деятельностных подсистем, способствует формированию нравственного аспекта личности школьника. Эта модель воспитания нравственности способствует тесному взаимодействию учителя и ученика, образуя при этом седьмую подсистему - подсистему отношений между участниками воспитательного процесса имеющую широкий диапазон стилей – от авторитарного до отстраненно-либерального. Лучшие школы и педагогические коллективы работают в стиле сотрудничества, сотворчества, соуправления, где учителю отводится роль «тьютора» [4].

Этапы воспитательной деятельности, направленной на повышение нравственного уровня учащихся на примере 8 класса МОУ лицея «Политэк» (кл. руководитель Власенко М. В.)

Класс
Направление
Целевая установка
Ожидаемый результат

5
«Школа безопасности»
Формирование ЗОЖ
Побуждение к активной учебно-познавательной деятельности
Развитие навыков общения
Способность к познавательной деятельности, анализу и системному подходу

6
«Школа самопознания»
Раскрытие личностных качеств
Расширение знаний о мире и человеке в меняющемся мире
Развитие способностей к самопознанию
Способность к постижению нравственных ценностей общества, осознание своего «Я»

7
«Школа толерантности»
Ориентация на диалог культур и гуманистические ценности
Развитие способностей к самопознанию и дальнейшему совершенствованию
Раскрытие и совершенствование направленности личности, нравственных основ
Способность взаимодействовать с окружающими по принципам гуманизма


8
«Школа права»
Освоение социальных полей
Формирование установки на толерантность и объемное видение мира
Расширение знаний о правах, свободах и ответственности
Освоение социальных полей
Способность организовывать взаимодействие на принципах гуманизма


9
«Школа самоопределения»
Формирование установки на активную жизненную и гражданскую позицию, на позитивное отношение к миру
Создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и освоение других культур
Раскрытие устойчивого интереса к определенным видам деятельности
Наличие потребности в самореализации, в позитивном преобразовании мира, в самосовершенствовании


Духовно-нравственное воспитание обучающихся возможно в условиях педагогически организованного взаимодействия школы, семьи, государства, общественных и традиционных религиозных организаций, других институтов социализации [3]. Таким образом, формирование нравственного воспитания приводит к способности в самоорганизации деятельности личности школьника, саморегуляции поведения и продвижении личности в своем развитии (успешности в учении, труде, отношении к обществу и людям, к самому себе).

Список использованной литературы:
Байярд Р.Т. ваш беспокойный подросток. практическое руководство для отчаявшихся родителей. - «Академический проект»,2003.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва «Просвещение», 2009
Данилюк А. Я., Кондаков А. М. «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся», Москва «Просвещение», 2009

Харченко И. В., Трубкина Н. В. «Программа по профилактике социально - негативных явлений «Путь к здоровью», г. Волгодонск МОУ лицей «Политэк»