Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Филипок».


Конспект НОД
по обучению пересказу с использованием наглядно-графических схем
для воспитанников подготовительной к школе группы.

Подготовила:
старший воспитатель МДОУ детский сад № 19
города Ржева Тверской области
Белоусова Елена Леонидовна


Тема : Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Филипок».

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем и развитие мотивационной сферы детей при подготовке к школьному обучению.

Задачи:
Формировать действия целенаправленного восприятия текста.
Развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на наглядно-графические схемы.
Активизировать словарь по теме «школа», закреплять умение подбирать слова-антонимы.
Воспитывать любовь к художественной литературой.
Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками. Продолжать поддерживать желание идти в школу.

Материалы и оборудование: наглядно-графические схемы, рассказ Л.Н.Толстого «Филиппок», предметные картинки с изображением школьных принадлежностей на каждого ребёнка.

Методические приемы: чтение, беседа, рассматривание графических схем, лексико — грамматические упражнения.

Предварительная работа: чтение рассказа Л.Н.Толстого «Филиппок», дидактические игры «Собери портфель», «Скажи наоборот».



Ход НОД.
Организационный момент.
- Ребята к нам сегодня пришло письмо от Незнайки. Он очень грустит, потому что он, как и вы осенью пойдет в школу. Но он никак не научится правильно пересказывать рассказы и сказки. Давайте поможем Незнайке и научим его пересказывать рассказ.
Дидактическая игра « Закончи предложение».
- А пока давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его.
- Первого сентября вы пойдете в школу, потому что...
- Мне семь лет, поэтому.....
- Я пойду в школу, чтобы....
- Чтобы хорошо учиться надо....
- Мы будем много знать если...
Подготовка к восприятию текста.
- Ребята, очень много написано стихотворений и рассказов о школьниках. И сегодня я хочу вспомнить с вами рассказ Льва Николаевича Толстого о мальчике, который очень хотел пойти в школу. Вы вспомнили, как звали этого мальчика? (Его звали Филиппок.)
- Как называется рассказ Л.Н.Толстого? (Рассказ называется «Филиппок»)
Чтение адаптированного рассказа Л.Н.Толстого «Филиппок» .
- Послушайте, я прочту вам отрывок из этого рассказа. И у меня к этому рассказу подобраны схемы.
Беседа по содержанию.
- Ребята, как называется рассказ?
- Кто автор рассказа «Филиппок»?
- Куда пошли все ребята?
Почему Филиппок взял шапку?
Куда хотел пойти Филипп?
Почему мать оставила его дома?
Куда ушли ребята?
Куда уехал отец?
Куда ушла мать?
С кем остался Филиппок дома?
Что сделала бабушка?
Куда пошел Филиппок?
Что спросил учитель?
Почему Филиппок заплакал?
Что сделал учитель, чтобы успокоить мальчика?
Что ответили ребята учителю?
О чем учитель обещал попросить маму Филиппка?
Что показывал учитель Филиппку?
Что сделал Филиппок с буквами?
Как похвалил его учитель?
Куда стал ходить Филиппок?
Как вы думаете, почему Филиппку хотелось ходить в школу?
5. Физкультурная пауза.
Школьнику на память.
Если хочешь строить мост, (Дети шагают на месте, останавливаются, поднимают руки вверх, соединяют пальцы)
Наблюдать движенье звезд, (Повороты в стороны,
го лова поднята вверх, рука приставлена ко лбу)
Управлять машиной в поле (Движение рук перед
грудью «моторчик», дети берут в руки
воображаемый руль, изображают движение)
Иль вести машину ввысь,- (Руки в стороны, дети
выполняют наклоны в стороны)
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись! (Дети складывают руки перед
грудью, поочерёдно поднимают руку, как в школе)

7. Повторное чтение.
Сейчас я ещё раз прочту вам рассказ. Слушайте, смотрите и запоминайте. Мы будем его пересказывать а схемы нам помогут.
8. Пересказ рассказа.
Ребята, кто хочет пересказать рассказ. Рассказывать вы будете по частям: …..расскажет начало рассказа, а........продолжит рассказывать о том, что произошло с Филиппком в школе.
Ребята, кто из вас сможет пересказать рассказ полностью? А вы все внимательно следите вдруг …..понадобится помощь.
Молодцы! Хорошо рассказывали.
9. Дидактическая игра «Собери портфель».
У вас на столе картинки, помогите собрать портфель в школу. Какие из этих предметов вы возьмёте в школу и почему? Я возьму рюкзак, потому что в него можно сложить все необходимое для занятий в школе.
(Проверяю выполнение задания,задавая детям вопросы: Что возьмёте ребёнок и почему (для чего)).
10. Подведение итогов занятия.
Ребята, какой рассказ мы сегодня учились пересказывать? Кто его автор?
Ребята, подумайте какие качества необходимы школьникам. Я буду называть отрицательные качества, а вы положительные:
Школьник должен быть: не ленивым, а ...(трудолюбивым), не рассеянным, а ...(внимательным), не злой, а ...(добрый), не ленивый, а ...(трудолюбивый), не неряшливый, а ...(аккуратный, опрятный), не врун и обманщик, а …(честным), не непослушным, а...(послушным и дисциплинированным).
Вы сегодня молодцы, хорошо занимались! Но особенно меня порадовали …..
А рассказ и схемы я предлагаю отправить Незнайке, чтобы он тоже хорошо подготовился к учёбе в школе и получал там пятёрки.

























Приложение 111226801416685
Схемы к НОД

84391556515
















centertop
centertop
centertop
centertop
centertop

centertopcentertop