МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. «ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, УЧАЩИХСЯ ПО РАДИОЭЛЕКТРОНИКЕ»




СОДЕРЖАНИЕ


Введение
1 .Дидактические функции проверки и учета знаний и умений
1.1 Уровни проверки
2.Методы проверки знаний и умений, учащихся
2.1 Наблюдение
2.2 Устная проверка
Письменная проверка
Дидактические тесты
Практические методы
ВВЕДЕНИЕ

Достижения радиоэлектроники все шире используется в различных отраслях. В связи с этим и знание основ радиоэлектроники для современного специалиста становится обязательным условием его успешной производственной деятельности. Для того чтобы овладеть знаниями, нужно не просто усвоить определенную сумму теоретических знаний, необходимо научиться применять их на практике при решении конкретных задач, связанных с выбором того или иного элемента, той или иной схемы. Нужно научиться вести хотя бы простейшие расчеты основных устройств, понять физическую сущность явлений и процессов, лежащих в основе радиоэлектронных приборов и устройств.
Заключительным этапом цикла педагогического процесса является проверка (контроль) знаний учащихся. Будучи составной частью процесса обучения, контроль призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания учащихся, в том числе умения решать проблемы, выполнять практические задачи. Контроль также должен выявлять уровень развития учащихся, сформированность заданных личностных качеств. Последнее составляет трудновыполнимую задачу, основная же функция контроля - проверить и оценить знания.
Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Назначение текущего контроля - проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по большому разделу. Итоговый контроль производится накануне перевода на следующий этап обучения.
1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРОВЕРКИ
И УЧЕТА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Ученые-педагоги и методисты выделяют следующие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.
Сущность контролирующей функции проверки и учета состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой и соответствующих данному этапу обучения.
Сущность обучающей функции проверки и учета заключается в совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии речи и мышления, внимания и памяти школьников.
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся по результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели обучения отдельными учащимися и классом в целом.
Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины труда; в формировании честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.
Рассмотрим подробнее обучающую функцию проверки применительно к радиоэлектронике как учебному предмету. Первый раз педагог и проверяет усвоение новых знаний сразу же после их объяснения. Его внимание обращено на понимание и усвоение главного, существенного в материале, на этом главном и заостряется внимание учащихся. На данном этапе проверки педагог не только отрабатывает знания учащихся, но и учит их умению выделять в изученном существенное, главное, умению производить «сортировку» материала. В процессе проверки выявляется структура учебного материала. По мере постановки педагогом вопросов выявляется самое основное в разобранном материале.
Очень часто с целью проверки понимания объясненного материала педагог предлагает рассказать о каком-то одном вопросе. При этом наряду с контролирующей функцией реализуется также и функция обучающая, так как, отвечая, ребята учатся логично и последовательно излагать свои знания, доказывать и обосновывать сказанное, включать в рассказ показ опытов и их объяснение. В зависимости от цели рассказа, поставленной учителем, учащиеся будут по-разному строить свой ответ. При неоднократном возвращении к ранее изученному материалу происходит углубление, расширение и упрочение знаний, отработка умений и навыков, формирование и отработка умственных действий сравнения, обобщения, классификации, анализа, синтеза и т.п., что очень важно для развития мышления учащихся. Активное и сознательное участие учащихся в процессе проверки достигается организацией самостоятельной работы учащихся, активизацией их умственной деятельности и т. д.
Для реализации рассмотренных функций проверки и учета знаний и умений учащихся, необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность проверки и учета. Под объективностью проверки понимается такая ее постановка, при которой устанавливаются подлинные, объективно существующие знания учащихся по проверяемым вопросам программы.
Как показывают наблюдения, полнота проверки часто педагогами не осуществляется, многие стороны знания не подвергаются проверке. Например, не проверяется умение переносить новые знания в уже изученную ситуацию и применять уже изученное в новой ситуации, хотя сформированность этого умения способствует развитию мышления.
Проверка играет стимулирующую роль, если осуществляется регулярно, показывает учащимся достоинства и недостатки их знаний, происходит на каждом занятии. Стимулом учебного труда является справедливая его оценка. Функции проверки проявляются в отдельных этапах процесса обучения в разной степени. За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию, так как к моменту проверки формирование знаний еще не завершено, что обусловлено как возрастными и индивидуальными особенностями учащихся (различные быстрота восприятия, объем памяти, уровень развития мышления, познавательный интерес, мотивация и т. п.), так и определенными закономерностями самого процесса формирования знаний.
За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию также еще и потому, что в процессе проверки происходит исправление ошибок в содержании, логике ответов, а также в речи учащихся.
Признание за проверкой лишь какой-то одной функции приводит к искажению природы проверки, делает ее односторонней. Только при гармоническом сочетании контролирующей, обучающей, ориентирующей и воспитывающей функций выполняется назначение проверки как этапа обучения. Естественно, что функции проверки на различных этапах процесса обучения проявляются в разной степени.

УРОВНИ ПРОВЕРКИ

Количество уровней должно быть невелико, раскрытие и их конкретизация должны быть посильными для педагога без специального обучения. Определяя содержание уровней, рассматриваем лишь конечные их этапы, минуя промежуточные. 1 уровень низший, предполагает прямое запоминание отдельных знаний и умений, требуемых программой. Их выполнение опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
1.Умение описывать устно или письменно физическое явление (например, явление теплопередачи, опыты, иллюстрирующие это явление).
2.Знание отдельных фактов истории физики.
3.Знание названий приборов и области их применения (например, амперметр-прибор для измерения силы тока).
4.3нание буквенных обозначений физических величин.
5.Знание условных обозначений приборов, умение их изображать и узнавать на схемах и чертежах. Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного учета.
При достижении учащимися 2 уровня предполагается:
1. Знание теории, лежащей в основе изучаемого явления,
2. Знание и понимание формулировок физических законов, их математической записи.
Знание и понимание определений физических величин.
Знание единиц физических величин, их определений.
Понимание принципа действия приборов, умение определять цену деления, пределы измерений, снимать показания.
Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются репродуктивно-рефлекторные задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысливания. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на 1 уровне. 3 уровень определяет конечную цель обучения:
1. Умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений.
2. Понимание взаимозависимости различных признаков,
характеризующих группу однородных явлений.
3. Умение изображать графически взаимосвязь между физическими величинами, определять характер этой связи.
4. Умение сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы.
Умение производить расчет, пользуясь известными формулами.
Сформированность «технических приемов» умственной деятельности: умение читать техническую литературу, находить нужные сведения, составлять план ответа и т. п.
При разработке конкретных заданий, требований к их выполнению (объему, качеству) следует учитывать, знания какого уровня они будут проверять, на каком этапе обучения.
Требования к знаниям учащихся возрастают по мере приближения к конечной цели обучения. Сразу же после изучения нового материала учащийся приобретает знания и умения, соответствующие 1 уровню, а также частично 2 и 3. Педагогу предстоит добиться перехода всех учащихся с 1 уровня на 2 и 3. Для этого следует использовать систематические упражнения.
Знания и умения, приобретенные учащимися на 1 ступени обучения служат, основой для дальнейшего изучения предмета, поэтому педагог должен учитывать, что каждый уровень знаний, достигнутый на 1 ступени обучения, может быть воспроизведен на 2 ступени.
В осуществлении принципа преемственности и непрерывности обучения важен вопрос о психологической подготовке учащихся: они всегда должны быть готовы к воспроизведению знаний и умений, приобретенных ими на любом этапе обучения.
2. МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Методы проверки знаний и умений, обучающихся: наблюдение, устный контроль, письменная проверка, дидактические тесты, практическая работа.
2.1 НАБЛЮДЕНИЕ.
Наблюдение, то есть систематическое получение данных о знаниях, умениях и развитии учащихся, осуществляется педагогом в процессе ежедневной работы и дает определенные сведения об уровне знаний. Результаты наблюдения учитываются при работе и общей оценке.
2.2 УСТНАЯ ПРОВЕРКА.
Широкое использование устной формы проверки знаний, умений и навыков учащихся обусловлено ее главным достоинством по сравнению с другими формами непосредственным контактом между учеником и учителем в процессе проверки. Это дает возможность педагогу следить за развитием мысли отвечающего, своевременно корректировать знания.
Устная форма может быть использована для проверки усвоения учебного материала на всех уровнях.
Нельзя забывать, что функции проверки (контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая) будут выполняться лишь в том случае, если учащиеся убеждены в необходимости, целесообразности и объективности проверки, в справедливости и доброжелательности педагога. На занятиях устная проверка знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтально устной проверке за короткое время проверяется состояние знаний всех учащихся по определенному вопросу или группе вопросов. Фронтальную устную проверку педагоги используют для выяснения готовности всех к изучению нового материала для поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на занятии. Цель, которую ставит педагог при организации фронтальной проверки, определяет ее место на занятие, а объем, глубина и полнота проверяемого материала-время, отводимое на проверку.








КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМАМ ПРОГРАММЫ.
После изучения темы учащийся может знать и уметь.

ТЕМА: Электро - радиотехнические материалы.

Знать, в каких единицах измеряется ток.
Описать разницу между проводниками, изоляторами и полупроводниками.
Дать определения атома, материи, элемента и молекулы.
В каких состояниях бывает материя.
Сопротивление материала.

ТЕМА: Постоянный электрический ток.

Дать определение электрического тока.
В каких единицах измеряется сила тока?
Дать определение единицы используемой для измерения тока.
Описать, как протекает ток в цепи.
Описать композиционные, углеродистые, проволочные и пленочные резисторы.
Объяснить, как работает переменный резистор.
Записать формулы для определения общего сопротивления в последовательной цепи и параллельной цепи.
Дать определение закона Ома, связывающего ток, напряжение и сопротивление.

ТЕМА: Полупроводниковые приборы, полупроводники.

Дать определение мощности, связанной с электрической цепью.
Записать связь мощности с током и напряжением.
Перечислить полупроводниковые материалы.
Преимущество и недостатки полупроводников.
Почему кремний и германий считаются полупроводниковыми материалами?
Почему кремний предпочтительней германия?
Что определяет тип проводимости (п - тип или р-тип).
Описать, что такое диод на основе р-н перехода, и как его изготовляют.
Описать три конструкции диода.
Нарисовать схематическое обозначение диода и пометить его выводы.
Описать процедуру проверки диодов с помощью омметра.
Нарисовать схематическое обозначение стабилитрона и пометить его выводы.
Описать назначение и характеристики стабилитрона.
Объяснить, как, работает стабилитрон в качестве регулятора напряжения
Описать процедуру проверки стабилитронов.
Какова уникальная особенность стабилитрона?
Описать конструкцию транзистора и две его различные конфигурации.
Нарисовать схематические обозначения п-р-п и р-п-р транзисторов и пометить их выводы.
Объяснить, как проверить транзистор с помощью омметра.
Для чего, используются транзисторы?
Какие существуют два типа транзисторов?
Как классифицируются транзисторы?
Какие символы используются для классификации транзисторов?
Для чего служат корпуса транзисторов?
Как определить какой вывод у транзистора является базой, эмиттером или коллектором?
Объяснить, что такое емкость?
В каких единицах измеряется емкость?
Знать различные типы конденсаторов.
Какие четыре фактора влияют на емкость конденсаторов?
По какой формуле определяется общая емкость последовательной цепи и параллельной цепи?

ТЕМА: Измерительная техника первой необходимости.

Описать типы измерительных приборов.
Как используется вольтметр в цепи.
Как используется амперметр в цепи.
Как используется амперметр для измерения сопротивления.
Как используется омметр для проверки разомкнутых, замкнутых и короткозамкнутых цепей.

ТЕМА: Источники питания.

Объяснить назначение источника питания.
Начертить блок схему цепей и частей источника питания.
Объяснить назначение фильтра.
Почему в блоках питания используются трансформаторы?
Как оценивается мощность трансформатора?
Каково назначение выпрямителя в блоке питания?
Каково назначение стабилизатора напряжения в блоке?
Перечислить шесть основных источников напряжения.
Дать определения элемента и батареи.
Какой способ получения напряжения является основным?
Почему солнечные элементы не используются широко для получения напряжения?

ТЕМА: Цифровые электронные цепи.

Описать двоичную систему счисления.
В чем преимущество двоичной системы счисления перед десятичной при использовании в цифровых цепях?
Перечислить и объяснить функции основных логических элементов.
При каких условиях на выходе элементами или появляется 1?
Какую логическую операцию выполняет или?
Какая операция выполняется цепью НЕ?
Что такое элемент НЕ-И?
Что такое элемент НЕ-ИЛИ?
Описать функции триггера.
Для, чего служит счетчик?
Каковы функции сдвигового регистра?
Описать функции шифраторов, дешифраторов, мультиплексоров, сумматоров, вычитающих устройств и компараторов.

ТЕМА: Интегральные микросхемы.

Объяснить важность интегральных микросхем.
Перечислить преимущества и недостатки интегральных микросхем.
Определение интегральной микросхемы.
Какие компоненты могут быть включены в интегральные микросхемы?
Каково назначение корпусов интегральных микросхем?
Какие материалы используются для корпусов интегральных микросхем?
В чем преимущество плоских корпусов интегральных микросхем?
Логические микросхемы.
Аналоговые микросхемы.
Как изображаются микросхемы графически?

2.3 ПИСЬМЕННАЯ ПРОВЕРКА.

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Ее специфическая особенность большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить равенство меры выявления знаний. Для письменной проверки можно выбрать общую систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки.
Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствие непосредственного контакта между педагогом и учеником в процессе ее осуществления, что не позволяет педагогу непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся, в ограниченности ее содержания.
На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития, учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых в целом по проверяемому материалу, на основании чего педагог может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.
Современная дидактика и технические средства дают возможность автоматизировать контроль: перфокарты, пособия печатной основой, дидактические карточки, программированный опрос.

2.4 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
Дидактические тесты возникли на основе психологического тестирования и программированного обучения. Дидактический тест (тест достижений) – набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать верный из предложенных 3-5 ответов. Или это утверждения, в которые надо вставить пропущенные слова, незаконченные предложения, которые надо закончить.
Тестовый контроль снимает субъективизм эксперта-педагога, который имеет место в других методах.
Варианты
Тесты разрабатывает педагог, и каждый учащийся отвечает на вопросы, выбирая правильный ответ из предложенных.
Одни учащиеся разрабатывают тесты по программе в рамках пройденного материала, другие выбирают к ним правильные и придумывают неправильные ответы, затем осуществляется тестирование между микро группами.
По предложенным педагогом тестам выбирает правильный ответ, затем пишет обоснование выбора и доказательство правильности своего выбора.

ПРИМЕР ТЕСТА
Учащимся предлагается из предложенных вариантов ответов выбрать только один верный.


Какой измерительный прибор подсоединяется к цепи параллельно?
амперметр
вольтметр
омметр

Какой измерительный прибор подсоединяется к цепи последовательно?

амперметр
вольтметр
омметр


Шкала, какого измерительного прибора читается слева направо?

омметр
вольтметр
амперметр

Шкала, какого измерительного прибора читается справа на лево?

омметр
вольтметр
амперметр

Деталь радиоэлектронных устройств состоящих из двух проводящих пластин, разделенных между собой.

резистор
диод
конденсатор

Деталь радиоэлектронных устройств через которую электрический ток может протекать в одном направлении, обратный путь для него затруднен.

резистор
диод
конденсатор

Управляемый полупроводниковый прибор (усилитель электрических сигналов).

резистор
диод
конденсатор

Полупроводниковый прибор получаемый при объединении четырех полупроводниковых зон с различными типами электропроводимости (управляемый выпрямитель).

транзистор
тиристор
диод

Направленное упорядоченное движение заряженных частиц от одного тела к другому называют...

ток
сопротивление
мощность

Скорость, с которой энергия подается в цепь
ток
напряжение
мощность

В чем измеряется мощность?
ом
ампер
ватт
вольт

Ток на участке электрической цепи прямо пропорционален напряжению на концах этого участка.

закон Ома
закон Джоуля-Ленца
1 закон Кирхгофа


Количество тепловой энергии, ежесекундно выделяющейся в проводнике, или тепловая мощность, пропорционально квадрату тока и величине сопротивления проводника.

закон Ома
закон Джоуля-Ленца
1 закон Кирхгофа


Сумма всех токов в любой точке электрической цепи равна нулю
закон Ома
закон Джоуля-Ленца
1 закон Кирхгофа


Бумага, воздух, масло, смола, резина, стекло, пластмассы, слюда, фарфор....

изолятор
проводник
полупроводник

Металлы, сырая почва, растворы солей и кислот в воде.

изолятор
проводник
полупроводник

В чем измеряется электрический ток?

ампер
вольт
ом
ватт

В чем измеряется электрическое напряжение?

ампер
вольт
ом
ватт
фарад

В чем измеряется электрическое сопротивление?

ампер
вольт
ом
ватт
фарад

В чем измеряется электрическая мощность?

ампер
вольт
ом
ватт
фарад

В чем измеряется электрическая емкость?
ампер
вольт
ом
ватт
фарад

Простейший преобразователь электрических сигналов с промежуточной оптической связью?

оптрон
светодиод
светотранзистор

Зависимость между током и напряжением, выражаемая законом Ома, представляется на графике, какой линией?

прямая
ломаная
кривая




2.5 ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.

Практические методы контроля имеют целью проверить практические умения, навыки учащихся, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение опытов, эксперимента, решения технических задач, составление схем, изготовление приборов и моделей. Этот метод проверки самый важный, поскольку удовлетворяет принципу связи обучения с практикой, с жизнью, ориентирует учащегося на применение знаний и умений.
Во время выполнения самостоятельно какого-либо работы можно проследить, как дети освоили те или иные умения практической деятельности. К практическим работам относятся творческие. Творческий процесс создания учащимися любого нового для них технического устройства включает в себя целый ряд относительно самостоятельных, но органически связанных между собой этапов. Этапы процесса творчества могут отличаться характером технических противоречий, особенностями и уровнем технических задач, степенью новизны, оригинальности задач.
1-этап. Техническая задача, в формулировке которой определяется приблизительная конечная цель поиска, исходные данные, возможные условия решения, необходимые ограничения и средства реализации задачи.
2-этап. Определяется принцип действия будущего технического устройства, которое либо подбирается, трансформируется из уже известных, либо устанавливается заново. Идея составляет техническую сущность задачи.
3-этап. Разработка воображаемой (идеальной) модели будущего устройства. Идеи и образы фиксируются с помощью определенных графических средств - схем, эскизов, чертежей, рисунков, становясь наглядными. В этом виде они обсуждаются, дорабатываются, совершенствуются.
4-этап. Выполняются эскизные или технические проекты, рабочие чертежи. Технические расчеты, опытная проверка отдельных деталей и частей устройства.
5-этап. Сборка, пайка и отладка устройства. Проверка на практике реальность замыслов, целесообразность технических решений, происходит их материализация, и проверка на осуществленность и рациональность.
6-этап. Создание устройства реального применения, его натуральные испытания.
7-этап. Оформление технической документации в виде описаний, чертежей, схем. Это заключительная стадия творческой работы.
Каждый этап должен иметь отчетливо выраженный результат.
ВЫСТАВКА.
Существует два вида выставок по способу их функционирования: стационарная и временные. Стационарные, как правило, длительного экспонирования. Существование временных, их продолжительность зависит от цели решаемой задачи.
Выставки (конкурсы, слеты), как форма контроля, может быть итоговой по какой-то конкретной теме и проводится в рамках объединения, а может завершать учебный год и быть обобщающей по всем изученным темам. Обзор выполненных за год работ позволяет учащимся яснее представить себе, чему они научились. Вместе с тем возбуждает стремление к дальнейшему расширению круга умений и навыков.












13PAGE 15


13PAGE 141615


13PAGE 15






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬ-НОГО ОБРАЗОВАНИЯ.«ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАДИОЭЛЕКТРОНИКЕ"
15