Статья Формирование читательской самостоятельности в начальной школе

Статья «Формирование читательской самостоятельности
в начальной школе»


Первоначальный интерес ребёнка к чтению формируется в раннем детстве через слушание литературных произведений. В этом возрасте чтение вслух способствует развитию речи и воображения ребенка.
Следующий этап - это чтение с помощью взрослого, под его руководством. Здесь ребенок приобретает первые навыки овладения процессом чтения, учится умению читать. Однако, воспринимать текст полноценно и осознанно в силу возраста ребенок не способен. А ведь именно умение понимать смысл прочитанного учит ребенка правильному отношению и формирует интерес к чтению как процессу и книге как к одному из главных источников новой, интересной и познавательной информации.
На момент поступления в школу большинство современных первоклассников обладают первоначальными навыками чтения, но интерес к чтению у них еще не сформирован. Первоклассник не понимает, что чтение необходимо для усвоения других школьных дисциплин. И школе как образовательному учреждению предстоит развить читательский интерес ребенка через овладение им навыками осознанного чтения, как необходимого условия формирования читательской самостоятельности.
Осознанность чтения - это понимание читающим:
основного смысла всего содержания текста;
содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав), не только того, о чём говорится в данной части, но и что этим сказано;
содержания каждого предложения, входящего в состав текста, а также смысловой связи между предложениями;
слов, употреблённых как в прямом, так и в переносном смысле;
своего отношения к прочитанному тексту.
Именно поэтому тексты на начальном этапе обучения чтению должны быть короткими, фразы - простыми, слова - знакомыми, шрифт крупный. Важно помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними, овладевая всеми читательскими премудростями, чтобы с помощью книг-собеседников лучше осознать себя и понимать окружающий мир.
Можно выделить ряд принципов, которые помогают развить читательский интерес младших школьников:
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
ориентация на общее требование связи обучения с жизнью;
последовательное усложнение учебного материала и увеличение самостоятельности учащихся;
тематическое и жанровое разнообразие учебных материалов;
внеурочная подготовка учащихся;
связь классного и внеклассного материала;
комплексный подход, то есть при организации уроков внеклассного чтения должна решаться не одна профессиональная задача, важно, чтобы каждый урок решал максимум возможных задач;
взаимосвязь отечественной и зарубежной литературы.
Формирование осознанного понимания текста должно проходить постепенно и поэтапно. Сначала важно предоставить ребёнку возможность понять текст, разобрать его про себя и только потом предлагать прочесть вслух. Когда ребёнка сразу заставляют читать вслух, ему приходится одновременно выполнять сразу две операции - озвучивание текста и его осмысление. А для этого необходимо особое распределение внимания, которое у младшего школьника сформировано достаточно слабо, поэтому большинство ребят тексты озвучивают, то есть «читают», а повторить потом прочитанное практически не могут. А значит, дети не смогут и пересказать текст, и ответить на вопросы.
На первых порах, пока произведения невелики по объему, сильные учащиеся могут не осознавать важность внетекстовой информации. Увлеченные самим процессом прочтения текста, они легко запоминают его почти дословно и пересказывают, не затрудняясь. У детей создается иллюзия понимания прочитанного. Слабые учащиеся с трудом читают текст, поэтому им тоже может быть не до внетекстовой информации, заключенной в книге. И те и другие дети, в том случае, когда упускается единство текста и внетекстовой информации, думают над содержанием прочитанного только благодаря непосредственным вопросам и заданиям учителя. Думать над книгой при самостоятельном чтении, когда учителя рядом нет, они не приучаются, так как без вопросов и заданий учителя просто не догадываются, о чем им можно и нужно думать, выбирая и читая книгу, а ведь умению думать над книгой с помощью самой книги надо обучать детей не менее тщательно, чем всем прочим читательским умениям и навыкам.
Осознанность чтения - обязательное условие читательской самостоятельности, ведь чтение осуществляется не только для получения определённой информации, но и для получения удовольствия от самого процесса чтения, от знакомства с произведением словесного искусства. Читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.
В современной начальной школе выделяются два типа урока чтения - урок литературного чтения и урок читательской самостоятельности, так называемого внеклассного чтения. Литературное чтение тесно связано с уроками внеклассного чтения. Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению.
Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения.
С одной стороны, это относительно свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.
Но при всем этом уроки внеклассного чтения подчиняются определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач. Рассмотрим их более детально.
1. На каждом уроке следует проводить учет того, что дети читали самостоятельно. Дети приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.
2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе - тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.
3. На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух, но используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.
4. На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения - не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но предпочтительнее в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае ставиться в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?».
На каждом уроке дается что-то новое в читательских умениях: умение найти сведения об авторе, умение сориентироваться в книге по ее оглавлению, умение составить выставку, умение вести читательский дневник и т.п.
5. Словарная работа, как и работа над средствами языка в целом, на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль. Объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить. Разобрать все слова, которые могут оказаться детям трудными, непонятными, на уроках внеклассного чтения просто невозможно. Словарная работа в значительной степени ориентируется здесь на справочники, на ссылки и сноски внизу страницы, на примечания в конце книги. Иными словами эта работа приближается к тем формам, которые используются в жизни.
6. Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа. Дети передают сюжет прочитанного (пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях, инсценируют отдельные сцены из прочитанной книги.
Таким образом, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т.п., для музыкального сопровождения - используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы.
7. Беседа на уроках внеклассного чтения используется, но не так развернуто, как обычно на уроках литературного чтения. Форму беседы принимает и обсуждение прочитанных книг, и рекомендации новых. Своеобразие беседы на уроках внеклассного чтения состоит в том, что все вопросы рассчитываются на более высокую самостоятельность учащихся, чем обычно, на развернутые, несложные ответы, на привлечение дополнительных сведений - из жизни, из других книг.
Система уроков внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умений и навыков, которыми школа должна вооружить детей. Очень важно для разработки системы уроков внеклассного чтения, как и других форм этой работы, выделение этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников.
Первый этап - подготовительный (1 класс), который протекает параллельно с периодом обучения грамоте и соответственно равен ему. Второй этап - начальный (2 класс), который следует за подготовительным. Третий этап - основной, внутри которого, в свою очередь, выделяются собственно основной этап (3 класс) и завершающий (4 класс).
Каждый из названных этапов отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся, видами библиотечно-библиографической помощью, структурой занятия или урока.
Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не только программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний.




Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май 2012 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.
Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.









13PAGE \* MERGEFORMAT14515




(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(89334, "yandex_ad", { stat_id: 9, ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "flat", border_type: "block", limit: 4, title_font_size: 2, links_underline: true, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "FEEAC7", bg_color: "FFF9F0", border_color: "FBE5C0", title_color: "0000CC", url_color: "006600", text_color: "000000", hover_color: "0066FF", sitelinks_color: "0000CC", favicon: true, no_sitelinks: false }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks"); 8ђ Заголовок 115