Конспект урока по русскому языку на тему Части речи. Имя существительное. Синичкин день. (3 класс)


Урок русского языка в 3 классе.
Тема: «Части речи. Имя существительное.»Цели: Закреплять знания об имени существительном, как части речи; обрабатывать умения находить существительные в тексте.
Формировать грамматическое понятие «имя существительное».
Развивать связную речь учащихся, активировать словарный запас, орфографическую зоркость, память, мышление, воображение, устную речь
Воспитывать любовь к природе, Родине, трудолюбие, доброту.
План урока.
Организационный момент.
Работа в тетради.
Запись числа. Минутка чистописания. Пишем букву (Полумесяц в небе тёмном. Буквой С повис над домом.) С. Даём характеристику звуку [c].
Словарная работа.
В.робей, с.ница, .сина, м.лина, .вощ, с.ловей, з.мляника, с.рока, пш.ница, п.мидор, .гурец.
- Что общего в этих словах?
- На какие 2 группы можно распределить слова? (Одушевлённые и неодушевлённые; птицы и растения). – Какой частью речи являются все эти слова? – Именем существительным.
4. Тема урока.
Тема нашего урока: «Имя существительное» (Говорят дети).
- Что мы знаем об имени существительном?
Составляем предложение со словом синица. Разбор предложения.
- Завтра 12 ноября – Синичкин день. В разных государствах мира еже-
Годно отмечают довольно оригинальные праздники. Их виновниками
Становятся не кто-нибудь, а животные. Например: в Испании существу-
ет День овец, у нас России – День оленя. Жители городка Отумба, что в Мексике уже более 40 лет проводят фестиваль ослов. А французы в мес течке Клаус организовывают карнавал улиток. Дата 12 ноября появилась
в России несколько лет назад по инициативе Союза охраны птиц.
У славян существует поверье, согласно которому 12 ноября к жилью чело
века прилетают зимующие птицы. Среди них и синицы. Своё название
синички получили не из-за своего окраса, а из-за звуков, которые они
издают. «Синь-синь» или «зинь-зинь». Синички весят всего 20 грамм,
за день может съесть столько, сколько весит сама, выводит птенцов 2 ра-
за за лото до 15 птенцов. В народном календаре этот день значится, как
день памяти православного святого Зиновия Синичника. Он покровитель
зимующих птиц, охоты и рыболовства.
- Какую пользу приносят птицы?
Работа с текстом.
- Вставьте пропущенные буквы, пропущенные слова. Найдите орфограм-
мы. Озаглавьте текст. Придумайте и запишите последнее пр-ие.
Найдите в тексте существительные, определите одушевлённые или не- одушевлённые, род.
5.Физ.минутка.
6. Закрепление изученного материала.
а) Игра «Одушевлённый и неодушевлённый».
Хлопаем в ладоши если одушевлённый предмет. ( Книга, собака, кошка,пенал, дом, игрушка, художник).
б) Скажи одним словом:
- Пёс, петух, корова, кошка – (Животные). Одушев.
- Кукла, мяч, юла – (Игрушки). Неод.
- Лук, помидор, огурец – (Овощи). Неод.
- Молоток, топор, пила – (Инструменты). Неод.
- Платье, юбка, рубашка – (Одежда). Неод.
- Москва, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург – (Города). Неод.
Вывод: имена существительные – это название предметов, но и название
рек, городов, явлений природы, название профессий.
в) Работа в парах.
1п. – пишет 4 названия фруктов.
2п. – пишет 4 названия овощей.
3п. – пишет 4 названия рек.
4п. – пишет 4 названия городов.
5п. – пишет 4 названия профессий.
6п. – пишет 4 названия цветов.
г) Игра «Что положим в кормушку»
Выбираем из слов: зёрна, чипсы, пирожное, сало, семечки, хлеб ,шоколад.
д) Работа с пословицами.
Дети вспоминают пословицы о птицах и записывают их по памяти.
7. Физ.минутка.
8. Работа в группах.
Дети делятся на группы. Мы говорим о том, что 11 ноября – День
Энергосбережения. Нужно экономить электроэнергию. Уходя из дома, из комнаты – выключайте свет. Показать 2 лампочки: обычную и энергосберегающую. Чем они отличаются. ГЭС. ТЭС. АЭС.
Дети в группах составляют и записывают предложения об энергосбережении. Ищут имена существительные. Определяют род.
9. Работа по карточкам.
Дети получают карточки на выбор по цвету: зелёные, жёлтые и красные. (Низкий уровень, средний и сложный). Работа с существительными, с предложениями и текстом.
11 ноября в Москве «Кузьминки – Люблино» стартует акция «Покормите птиц зимой». И мы тоже сделали кормушки, развесили их на деревьях. Мы тоже будем кормить пернатых друзей.
10. Вывод урока.
Повторяем всё об имени существительном.
11. Рефлексия.
- Сегодня на уроке я…
- узнал новое…
- научился…
- было трудно…
- всё понял, могу помочь другим…
- урок понравился….
Всем спасибо!
12. Д.з. Составить и записать предложение с названием птиц. Найти имена существительные, определить род, одушев. Или неодушев.