Из опыта преподавания курса «Стилистика деловой речи и культура общения».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 17 г. Феодосии Республики Крым»





Из опыта преподавания курса
«Стилистика деловой речи и культура общения».




учителя русского языка и литературы
Згодько Людмилы Анатольевны















Спецкурс «Стилистика деловой речи и культура общения» появился в 10-а общественно-гуманитарном классе только в этом учебном году. Он проводится 1 час в неделю, общее количество часов за год 34.
Тема.
Часы

Делится на следующие темы:
I ) Введение.
1) Деловое общение, его особенности.
2) Письменная и устная форма деловой речи.
3) Культура делового общения как одна из сторон общей речевой культуры.
II) Тема: «Сфера применения официально-делового стиля речи и его функции».”
Конкурс на лучший устный рассказ о себе. Резюме, визитка.
III) Лингвистическая характеристика деловой речи.
Лексика и фразеология деловой речи.
Деловая игра: Беседа за круглым столом в телестудии.
IU).Морфология деловой речи.
Словообразовательно-морфологические особенности официально-морфологического стиля.
Дискуссия, правила ведения. Турнир ораторов.
U). Синтаксис деловой речи.
Особенности синтаксиса официально-делового стиля речи.
Умение анализировать синтаксические особенности текстов.
Деловая игра: Предвыборная борьба, выборы мэра класса и школы.
UI). Письменная деловая речь.
Документ как основной вид делового текста, общие требования к нему.
Деловые бумаги: протокол.
Особенности использования сложных предложений. Рыцарский поединок.
UII) Общие требования к языковому оформлению документов
1.Этикет деловых бумаг.
Деловые бумаги: автобиография.
2.Стилистика художественного текста и документов.
Деловая игра: Интеллектуальный поединок. Докажи и представь свою “точку зрения”.
UIII. Работа над составлением и оформлением разных видов документов.
1.Анализ текста художественного и официально-делового стиля. Памятка.
Дидактическая игра: интеллектуальный бокс.
Умение составлять документы разных видов ( практическое занятие).
Дидактическая игра: воспитательная беседа.
Дидактическая игра: турнир ораторов.
Для подведения итогов
Совершенствование написанного, соблюдение этикета деловых бумаг.

2




3
+1
практика-1
6
+1
практика
3



5



4









4


1

1
1
1
1


Подводя итоги учебного года, на последнем занятии я проводила анкету. Один из вопросов звучал так : почему вы выбрали данный предмет? Получила следующие ответы:
«новый предмет»
«считаю, что человеку очень важно деловое общение (особенно в будущем), а этот предмет даёт возможность узнать стилистику деловой речи».
«хотелось научиться говорить правильно, красиво, сжато излагать свои мысли, узнать основные правила оформления деловых бумаг, визиток».
«вообще-то я не записывался на этот спецкурс, просто однажды присутствовал на уроке, и мне понравилось.
Я бы сказал, что этот урок учит общению, умению высказывать свои мысли, характеризовать людей».
Основная цель курса состоит в расширении объёма сведений по стилистике деловой речи, полученных учащимися ранее на уроках русского языка. Уже в 5 классе школьники знакомятся с элементами стилистики и основной коммуникативной функцией официально-делового стиля – сообщение.
Вторая задача курса – развить навыки свободного владения устной и деловой письменной речью и соблюдения основных правил этики общения.
Я поставила перед собой цель упростить изложение материала, дающего первоначальное представление о делопроизводстве. Дать его по возможности компактно и доступно
«Что хорошо понятно, то легко и свободно излагается», - писал В.Г.Белинский.
Строила занятие следующим образом: 10 минут – теория, затем вид работы на закрепление практически. Использование редактирования как метода обучения. Стремилась рассмотреть правила делового этикета, дать понять, что это образ мышления и жизни. Представить культуру делового общения таким образом, чтобы это в первую очередь помогло в получении будущей профессии.
Это и такие задания, как составление резюме, автобиографии, формы делового этикета визитных карточек. От рассказа «Какой я вижу себя» прийти к дидактической игре «Конкурс на лучший рассказ о себе».
Дидактические игры оживляют занятия, вносят элементы состязательности, позволяющей проявить себя, продемонстрировать свои умения, превзойти других.
Каждую конкретную игру предваряет дополнительная подготовка, в ходе которой знакомятся с теорией жанра: дискуссией, публичной речью и т.д.
Вторая дидактическая игра:
«Беседа за круглым столом в телестудии по темам»:
1.Секреты женского обаяния.
2.Кем быть и какой быть.
3.Чего я хочу от других и что другие ждут от меня.
«Учение должно начинаться с конкретного и заканчиваться отвлечённым».
Г.Спенсер.
Вначале в группе были одни девочки, а затем появились и мальчики. Психологически урок пришлось строить по-другому. Мальчики стремились быть всегда на первых ролях.
Е.И.Ильин в книге «Шаги навстречу» написал: «С классом работаю, как с книгой : ищу яркого ученика, с ним и от него, подключая остальных и выстраиваю урок. У каждого урока - свой ученик».
Всегда должен быть элемент неожиданности. Например, читаю стих «Если в голове сквозняк», рассказывающий о прогульщике. Ребята смеются. А я ставлю перед ними задачу : составить объяснительную от лица прогульщика, докладную от лица классного руководителя.
Важной частью программы курса является обучение стилистическому анализу текста.
Деловой стиль.
1.Проветрить помещение.
2.Очистить парты от мусора.
Вытереть доску, протереть стеллажи, парты, стереть пыль с подоконника.
Вымыть или протереть влажной тряпкой пол.
Сдвинуть парты.
Тема: «Уборка классного помещения».
Жанр: деловая инструкция.
Цель: сообщить информацию, дать указания (рекомендации).
Предложения предписывают нужную последовательность действий. В этом повествовании предложения связаны последовательно. Нейтральные языковые средства использованы, слова употреблены в прямом значении. Глагольные словосочетания, простые повествовательные предложения, где употреблена неопределенная форма глагола.
Формула уверенности:
«Я хорошая, но вполне допускаю, что об этом не знает всё человечество».
«Каждый из нас – любимое дитя Вселенной».
В заключении вернусь к ответам на анкету. Вопрос: чему научил вас курс?
«помогает нам общаться в жизни, развивает нашу речь»
«учит высказывать свои мысли».
«стало легче общаться с другими людьми, не даёт нам замкнуться в себе»
«научились оформлению различных документов, научились деловому общению».
«можно было поспорить, в том числе и с учителем, высказать свою точку зрения, профилософствовать; обсуждались интересные вопросы».
«можно было порассуждать, высказать свои мысли».
«учились быстроте мышления».
Мне к этому добавить просто нечего. Данный курс, безусловно, позволяет овладевать культурой общения и постоянно её совершенствовать, и готовит к жизни. Несомненно, этот курс должен быть в программе профильного общественно – гуманитарного класса, так как имеет практическую направленность.