Задания для проверочной работы по учебной дисциплине Культура речи и стилистика

Задания для проведения проверочной работы
по дисциплине: « Культура речи и стилистика»

Вариант № 1

1. Литературная норма – это
установленные правила использования речевых средств;
определенный период развития литературного языка;
ограничение в употреблении многозначных слов;
ограничение в употреблении синонимов.
2. Высшей формой существования национального языка является
литературный язык;
просторечие;
территориальные диалекты (народные говоры);
социальные диалекты (жаргоны).
3. Разновидность лексики ограниченного употребления, бытующая внутри определенной социальной группы – это
литературный язык;
просторечие;
территориальные диалекты (народные говоры);
социальные диалекты (жаргоны).
4. Разновидность лексики ограниченного употребления, характерная речи малообразованных людей – это
литературный язык;
просторечие;
территориальные диалекты (народные говоры);
социальные диалекты (жаргоны).
5. Отметьте качество, которое не относится к коммуникативным качествам культуры речи
богатство;
точность;
логичность;
напевность.
6. Происхождение слова разъясняется в _______ словаре.
этимологическом;
толковом;
орфографическом;
фразеологическом.
7. Какие правила отражают орфоэпические нормы русского языка?
правила написания слов;
правила постановки знаков препинания;
правила произношения и постановки ударения;
правила употребления слов и устойчивых сочетаний слов.
8. Какие правила отражают лексические нормы русского языка?
правила произношения и постановки ударения;
правила употребления слов и устойчивых сочетаний слов;
правила употребления слов в соответствии с их стилистическими характеристиками;
правила образования слов и формы слова, а также правила построения словосочетаний и предложений.

9.Поставьте знаки препинания в приводимых ниже предложениях с однородными членами, соединёнными бессоюзной связью или повторяющимися союзами. Выделите союзы.
1. На взгляд – то он хорош да зелен. (И. Крылов). 2. Приют наш мал зато спокоен. (М. Лермонтов). 3. Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости и скуки. (И. Гончаров). 4. Дни стояли пасмурные однако тёплые. (К. Аксаков). 5. Я видел только верхушки леса да извилистый край противоположного берега. (А. Чехов). 8. Это был прекрасный хотя и несколько печальный город. (К. Паустовский). 9. Часовой дошёл до противоположного угла и повернул обратно. (К. Федин).

10. Прочитайте текст. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
(1)(2)Действительно, под напором турок и австрийцев она растеряла значительную часть своих владений, а открытие Америки подорвало ее экономическую мощь. (3) Венеция по-прежнему оставалась второй  после Парижа  культурной столицей Европы, куда съезжались литературные, сценические и светские знаменитости, прославленные красавицы, авантюристы, путешественники, ученые и любители искусства. (4)В городе существовало семь театров. (5)В многочисленных кафе велись литературные беседы и обсуждались последние новости. (6)Четыре музыкальные школы обучали монастырских воспитанниц.

1Знаменитый драматург Карло Гольдони после смерти удостоился памятника от Венеции.2Принято считать, что к XVIII веку Венецианская республика уже пришла в упадок.3В XVIII веке в Италии не было единого языка: в каждом городе говорили на своем диалекте.4Италия, как и другие европейские государства, прошла через эпоху Просвещения.
Вариант № 2


1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
экзамен;
подвиг;
сквозняк;
смеяться.

2. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
просьба;
резьба;
гвоздь;
поиск.
3. В каком слове звуков больше, чем букв?
якорь;
земля;
уголь;
пояс.
4. Укажите правильный вариант постановки ударения.
бАловать;
премИровать;
звонИшь;
углУбить.
5. В каком слове буква Е после согласного произносится мягко?
экстерн;
тенденция;
бактерия;
термин.
6. Укажите слово, в котором сочетание ЧН произносится как [шн].
дачный;
вечный;
скучно;
точный.
7. В каком слове произносится звук [ з ] ?
рассказ;
сбоку;
резкий;
слово.
8. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
похвальба;
похвала;
хвала;
4) одобрение.
9. Прочитайте текст и укажите стиль текста. Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения.
Месяц обливал меня светом, и, подняв глаза кверху, я долго смотрел в его лицо. Свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. Отсюда месяца не было видно, но все четыре окна были ярко озарены. Свет падал из окон бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям. (И. А. Бунин).
1) художественный;
2) научный;
3) публицистический;
4) разговорный.

10.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

В 1904 году, в самом начале русско-японской войны, крейсер «Варяг» попытался пробиться мгшо японской эскадры в Порт-Артур, однако в ходе сражения с японцами получил 5 подводных пробоин и был затоплен. Спроектированный Чарльзом Крампом по заказу Российской империи и спущенный на воду в 1899 в Америке, крейсер этот, казалось бы, омел все шансы прорваться к Порт-Артуру: «Варяг» показал на испытаниях рекордную для своего времени скорость - 23,5 узла. Однако из-за крупных конструкторских недочётов инженера Крампа паровые котлы корабля вскоре после ввода крейсера в эксплуатацию пришли в негодность и максимальная скорость «Варяга» к моменту сражения сократилась до 14 узлов, чего было явно недостаточно для прорыва.
 
1) Сконструированный Крампом для Российской империи крейсер «Варяг» показал на испытаниях рекордную для своего времени скорость - 23,5 узла, однако из-за крупных конструкторских недочётов Крампа уже через пять лет скорость крейсера сократилась до 14 узлов. 2) Крейсер «Варяг», показавший на испытаниях рекордную для своего времени скорость, вероятно, не был бы затоплен и смог бы прорваться к Порт-Артуру, если бы не конструкторскиенедочёты инженера Крампа, в результате которых скорость корабля к 1904 году сократилась до 14 узлов. 3) Построенному по последнему слову техники крейсеру «Варяг», тем не менее, не хватило максимальной скорости для того, чтобы прорваться мимо японской эскадры к Порт-Артуру, корабль получил 5 пробоин и был затоплен. 4) Крейсер «Варяг» был затоплен в 1904 году при попытке прорваться к Порт-Артуру, причём корабль с момента постройки не имел на это никаких шансов: расчётная скорость «Варяга» составляла всего 14 узлов, чего было явно недостаточно для успешного прорыва.

Вариант №3

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?
архаизм;
фразеологизм;
неологизм;
диалектизм.
2. Значение какого слова определено неверно?
регламентировать – упорядочивать, подчинять определенным правилам;
шокировать – поражать, приводя в восторг;
конфликт – столкновение, серьезное разногласие;
опрометчивый – необдуманный, слишком поспешный.

3. Укажите средство художественной выразительности, которым пользуется автор. Ненавижу              всяческую мертвечину! Обожаю              всяческую жизнь!              (В. Маяковский)
сравнение;
гипербола;
метафора;
антитеза.
4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Переходя улицу,
можно только на зеленый свет.
часто нарушаются правила.
меня оштрафовал милиционер.
не нарушайте правила движения.
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
к две тысячи третьему году;
положьте на полку;
много вишен;
опытные шофёры.
6. Укажите пару слов, в которой нет ошибок в образовании форм глагола.
беречь – бережешь;
стеречь – стерегёшь;
брезговать – брезговает;
бриться – броешься.
7. Стилевыми чертами научного стиля являются
1) точность, стандартизованность;
2) призывность, экспрессивность;
3) логичность, абстрактность;
4) образность, эмоциональность.

8. Прочитайте текст. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
(2) Известно, что Гвидон из «Сказки о царе Салтане» и Дадон из «Сказки о золотом петушке» получили свои имена «в честь» литературных героев прошлого. (3) Оба имени встречаются в одном и том же произведении  в знаменитом итальянском романе о подвигах рыцаря БовоД'Антона. (4) Этот роман стал известен русскому читателю в XVI веке, позже он подвергся на Руси литературной переработке и получил название «Повесть о Бове Королевиче». (5) с «Бовой» связано также имя работника Балды из «Сказки о попе». (6) В рыцарском романе действует герой Симбалда, который является воспитателем и слугой Бовы. 

1Особое место в творчестве А.С. Пушкина занимают сказки.
2Имена героев в сказках А.С. Пушкина тридцатых годов  отнюдь не авторская фантазия
.3Сказки Пушкина совмещают в себе элементы волшебных и сатирических народных сказок.
4Большое влияние на язык пушкинских сказок оказал русский фольклор.


9.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1В 1917 году Цветаева остаётся в Москве одна с двумя маленькими детьми в совершенно БЕДСТВЕННОМ положении.
2Наиболее ПРИЗНАННЫМ из ранних рассказов И. А. Бунина стал его этюд «Антоновские яблоки»
.3Оказавшись в глухой псковской деревне, Пушкин постоянно ездит в СОСЕДСКОЕТригорское.
4В 1918 году издательство «Всемирная литература» поставило перед собой задачу ОЗНАКОМИТЬ читателя с лучшими произведениями мировой классики.
  
10.Вставить пропущенные буквы и выделить ряд, в котором во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня.
1Гпотеза; предполжение; тория
2Наперегнки; состзаться; плвцы
3Разгдать; пригдиться; угдить
4Вртуозный; тлантливый; спсобный


Вариант №4
 
1. Установите соответствие между парой слов и группой, к которой они относятся. 1. внезапно – неожиданно 2. глубокий – мелкий 3. предлог (повод) – предлог (часть речи)
синонимы
антонимы
омонимы
паронимы
 
2. Установите соответствие между словом и его значением.
1. презентабельный 2. корректный 3. Креативный
- вежливый и тактичный, учтивый
- общий, совместный
- творческий, новаторский
- представительный, видный
 
3. Значение «уязвимое место, слабая сторона» имеет фразеологизм
1. белое пятно
2. сизифов труд
3. авгиевы конюшни
4. ахиллесова пята


4. Укажите предложение с фразеологизмом.
Спектакль всем очень понравился.
Зрители приняли спектакль восторженно.
Спектакль вызвал восторг у публики.
Мы пришли в восторг от спектакля.



5. Установите соответствие между парой слов и группой, к которой они относятся. 1. грезить – мечтать 2. бездарный – гениальный 3. жалостливый – жалостный
омонимы
антонимы
паронимы
синонимы


6.Выберите правильное определение и укажите стиль текста.

А. Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
Б.  Текст – это предложения, объединенные общей темой.
В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман.
1) художественный;
2) научный;
3) публицистический;
4) разговорный.

7. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Выб..раю подарок; выр..щенный урожай; заг..рать на берегу реки; заг..релась бумага; зам..реть от восторга; зап..рать на замок; к..снуться вопроса; летний з..гар; медленно сг..рать; неприк..сновенный запас; обсудить пол..жение; отп..реть замок; предл..гаемые варианты; предл..жить дружбу; прл..гаются документы; пробирались в зар..слях; соб..рать на площади; ст..рать белье; ст..реть с доски; уб..раю комнату, бл...стать в театре.

8.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. 2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений. 3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём. 4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

9. Замените фразеологизм одним словом.
Кот наплакал ________________________; за тридевять земель __________________;
Обухом по голове______________________; попасть в яблочко____________________.


10. Выполнить задание по тексту

Когда я был ребенком, лес ночной
Внушал мне страх; до боли я боялся
Ночных равнин, болот, одетых белой мглой,
Когда мой конь усталый спотыкался,
Теперь прошло немного лет с тех пор,
И жизнь сломила дух; я пережил довольно;
Когда опять въезжаю в темный бор
Ночной порой мне радостно и больно.
(А. Блок
1. Отметить слова, которые различаются количеством звуков и букв. Назвать в каждом случае, каких единиц больше, каких меньше.
2. Выписать из текста все местоимения.
3. Назвать ключевые слова, посредством которых автор передает свои чувства.

Вариант №5


1.Сделайте сокращённую запись приведённых ниже словосочетаний:
Заместитель декана; исполняющий обязанности главного бухгалтера; генеральный директор; специальный заказ; государственный заказ; налог на добавленную стоимость; расчётный счёт; промышленный строительный банк.

2.Солнце зашло и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
1Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» запятая не нужна
.2Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая не нужна
.3Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая нужна.
4Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» запятая нужна.

3.Составить доверенность:
- на получение заработной платы за октябрь месяц.


4. Спишите, вставляя пропущенные гласные.
Деш..вые товары; ж..сткий диван; жареная печ..нка; жж..ный сахар; крепкая беч..вка; неизвестный подж..г дом; неясный ш..рох; он уже приш..л; подж..г сарая; ровная ч..рточка; тонкая ж..рдочка; тяжелый ож..г; ч..тко произносить слова; ш..лковая ш..рстка; щ..лканье соловья.


5. Укажите вид слушания:
а) взаимодействующее;
б) рефлексивное;
в) контактное;
г) центрическое.

6. Укажите основные принципы коммуникации:
а) позитивный принцип;
б) логический принцип;
в) принцип вежливости;
г) принцип кооперации.


7. Выберите правильное определение.
А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1По приезду в Петербург наша съёмочная группа сразу приступила к работе над фильмом о восстании декабристов.22На рубеже веков Россия находилась в преддверии великих потрясений, и об ожидании перемен одними из первых заговорили герои Чехова.3В статье «О назначении поэта» А. Блок писал, что «нельзя сопротивляться гармонии, внесённой в мир поэтом».4В договоре князя Игоря с византийцами упомянут особый посол княгини Ольги, занимающий третье место в списке лиц, участвовавших в переговорах.
 

9. Найдите соответствие понятий(записать 1- итд.)
1. Точность речи – это а) отсутствие в ней лишних слов
2. Чистота речи – это б) богатство словарного запаса
3. Богатство, разнообразие речи – это в) умение чётко и ясно мыслить

10.Составьте синонимические пары.

на скорую руку
обвести вокруг пальца
на всех парах
хоть волком вой
со всех ног
тертый калач
кромешная тьма






15