Обобщение опыта работы Использование приёмов технологии критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников в рамках ФГОС НОО


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Бор
Афанасьевского района Кировской области
Использование приёмов технологии критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников в рамках ФГОС НОО
(материалы из опыта работы)

Работу выполнила
Сапегина Светлана Пименовна,
учитель начальных классов
2017
Содержание.
№ пп Название раздела Страница
1. Анализ образовательной ситуации по теме. 2. Актуальность темы. 3. Степень новизны. 4. Проблемы. Противоречия. Цель. Гипотеза. Задачи. 5. Концепция. 6. Характеристика урока. 7. Характеристика инновационного опыта. 8. Изменения в содержании образования. 9. Результативность опыта. 10. Литература. Анализ образовательной ситуации по теме.
«Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете».
Л.С. Выготский
Всё наше достоинство – в способности мыслить.
Только мысль возносит нас, а не пространство и время,
в которых мы ничто.
Постараемся же мыслить достойно – в этом основа
нравственности.
Б. Паскаль.
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.  Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.  Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью. 
«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта» /Стандарты второго поколения/.
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбран системно-деятельностный подход обучения, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.
При переходе на новые стандарты (2010-2011 учебный год) и, набирая «первопрходцев» первоклассников, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Проанализировав несколько технологий и методик, меня заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Именно ТРКМ оказалась одной из инновационных, позволяющей добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников.
Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.  В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». 
В России технология начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математике, окружающего мира, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности. 
Технология критического мышления предлагает шесть типов взаимосвязанных уроков, в результате которых раскрывается творческий потенциал учащихся. 
Работаю по данной технологии с последовательным применением приёмов третий год. За это время я много изучила теоретического материала, общаюсь с коллегами по электронной почте.
Актуальность темы.
Как повысить мотивацию к обучению у младших современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Технология актуальна именно в период перехода на новые стандарты, когда приоритетным направлением обучения выбран системно-деятельностный подход. Данный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Системно-деятельностный подход предполагает:
— - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
— - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
— - признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
— - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
— - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
— - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Все вышеизложенное является актуальным обоснованием темы моей концепции: «Использование приёмов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»
Степень новизны.
В чем же «инновационность» представленной технологии?
Представляется, что эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее, представляет опыт практической реализации личностно ориентированного подхода в обучении.  Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Данная технология широко известна, но новизна моего опыта заключается в адаптации (приспособлении) ТРКМ в условиях сельской (малочисленной, в классе до 8 человек) школы, также мною разработаны критерии для оценивания ожидаемых результатов в образовательном процессе.
Мною разработаны уроки с введением технологии критического мышления; идёт организация образовательного процесса, где я вступаю в рефлексивное взаимодействие с обучающимися; нет правильных и неправильных высказываний «любое мнение учащихся ценно». Также элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках в начальной школе.

«Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму».
Проблемы.
Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему неинтересно. А кому-то новая тема просто не нравится. Что нужно сделать учителю, чтобы каждый ученик активно участвовал в учебном процессе? Отсюда и вытекает ряд проблем:
Падение интереса к обучению.
Несмотивированность учащихся на уроке.
Низок уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления.
Трудности в создании новых отношений сотрудничества для достижения успеха обучения.
Таким образом, возникает необходимость изменения характера взаимодействия ученика и учителя.
Противоречия.
Одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.
Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Необходимо сознательное и активное включение обучающегося в образовательную деятельность.
Цель работы.
Исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средство для развития мыслительной деятельности учащихся.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Иначе говоря, это способность к деятельности (Борис Давыдович Эльконин: “… надо не говорить слов, а строить ситуацию”).
Гипотеза.
Если использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления в обучении младших школьников, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся:
умение ставить вопросы; 
умение выделить главное; 
умение делать сравнение; 
умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения; 
умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом; 
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Содержание работы определило следующие задачи:
1.Исследовать вопросы теории критического мышления. 2. Из технологии РКМПЧ выбрать приемы, которые можно использовать в данной возрастной группе.
3. Освоить и реализовать эти приемы при работе с художественным и информационным текстами на уроке.
4. Разработать и провести систему уроков по технологии РКМ с использованием данных приемов.
6.Разработать критерии ожидаемых результатов (в этом состоит моя новизна).7. Вести поиск и разработку необходимых диагностических материалов. 8. Выявить уровень сформированности развития мыслительной деятельности учащихся.
Концепция.
Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Причина этого – в недостаточно высоком уровне развития мышления, особенно критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый 21 век с новым обликом познавательной культуры.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. В 1 классе у детей сохраняется положительное отношение к учению. Однако, постепенно, ко 2,3 классу отношение меняется. Начинают тяготеть школьные обязанности, уменьшается старательность учеников, позиция школьника теряет свою привлекательность, падает интерес к учебной деятельности.
Л.И. Божович, анализируя снижение интереса к учению у учащихся 3 классов, указывает, что дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне.
Действительно, развитие моих детей, благодаря применению технологии критического мышления, стало более интенсивным и результативным, они активно стали включаться в деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития, учение стало вызывать положительные эмоции, а наши взаимодействия стали доверительными.
В процессе работы я стала замечать проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
Организация данных уроков дает возможность научить детей работать в малых группах.
При изучении новой темы тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Моя роль координатора.
Мыслительный процесс на уроке начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то в работу включается мышление.
 Демонстрация процесса мышления большей частью осуществляется через графическую организацию материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления становится наглядным.
Домашнее задание предлагается всегда вариативное, чтобы каждый мог реализовать свой потенциал.
Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок - человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки. Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Именно таким должен быть современный человек, потому что мир вокруг нас сложен и противоречив. И в этом мире каждому предстоит решать трудные задачи, принимать правильное решение, умея отстаивать собственное мнение. Пока ребенок не научится быстро, а главное - осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радости и удовольствия.
При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. ТРКМЧП меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании ТРКМЧП учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
ТРКМЧП отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
Данная работа трудоёмка, требует терпения, усидчивости и времени. Изучение литературы, подбор методов и приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности обучающихся.
Принципы сотрудничества, идеи.
В основе ТКМ, лежат принципы сотрудничества. Главным содержанием этих взаимоотношений становится принцип учения без принуждения, который характеризуется
- активизацией умственной деятельности.
Что соответствует концепции развития образования « Наша новая школа», идее развивающего обучения, идее личностного подхода, идее сотрудничества, идее социального взаимодействия, через который происходит социализация мышления, становление личности.
Характеристика урока.
Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях и для учащихся разных возрастных групп. Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.
Работая с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:
работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно - насыщенного текста;
есть возможность повторения, усвоения материала;
усиливается диалог по поводу смысла текста, вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
обостряется любознательность, наблюдательность;
дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
письменная речь развивается.
В основе технологии РКМПЧ лежит трехступенчатая базовая модель.
Почему она базовая? Эта технология о получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна.
Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует таким стадиям урока:
1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Технологическая карта урока по технологии РКМЧП 
Стадии (фазы) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приёмы и методы
I. Вызов
(5 минут)
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ Интрига
Корзина идей
Составление списка “известной информации”.
Рассказ-предположение по ключевым словам.
Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.
Верные и неверные утверждения.
Перепутанные логические цепочки.
Задачи этой фазы:
1) Постановка целей урока.
2) Активизация познавательной деятельности учащихся.
Что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.
В случае успешной реализации фазы вызова в классе возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах
II. Осмысление содержания
(30 мин) Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому” Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: маркировка:
“V” - известная информация
“-” противоречит моим первоначальным представлениям;
“?” - непонятная информация;
“+” – новая информация
Осмысление содержания (получение новой информации) Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения учителем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. При этом практически исключается возможность её осмысления. Главной задачей этой фазы в ТРКМ является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания.
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.
III.
Рефлексия, рождение нового знания (10 мин) Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям -предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания Учащиеся соотносят новую информацию
со старой,
используя знания, полученные на стадии осмысления Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы на поставленные вопросы.
Организация круглых столов и дискуссий.
Написание творческих работ.
Исследования по отдельным вопросам темы.
Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.
Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г. Ривина – В.К. Дьяченко, так как основой её является работа учащихся в динамических парах и группах.
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя — в основном координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовка исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями. Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.
I фаза
В процессе реализации фазы вызова:
Учащиеся:
-могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы;
-фиксируют высказывания на доске или листах;
-работают индивидуально и в малых группах.
Учитель:
-стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме;
-способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников;
-просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.

II фаза
На фазе осмысления содержания:
Учащиеся:
-осуществляют контакт с новой информацией;
-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
-акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
-обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;
-стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;
-готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Учитель:
-может быть непосредственным источником новой информации;
-если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;
-для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
III фаза
На фазе рефлексии:
Учащиеся:
-осознают своё "я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя;
-получают рождение нового знания, становление опыта, развитие личности.
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
-формируют собственное отношение к изучаемому материалу.
Учитель:
-осознаёт собственные действия и действия учеников;
-получает новый педагогический опыт, развитие мастерства;
-видит эффективность педагогического процесса.

Опыт показывает, что смоделировать урок в той или иной технологии не просто, потому что организация и проведение подобных уроков требует большой подготовки и соответственно много времени. Сначала необходимо рассказать детям о сути применения того или иного метода и приема ТРКМЧП, затем научить их применять в работе на уроке. Например, что такое «Фишбоун» или «Кластер»? Как правильно и быстро создать (написать) «Синквейн»? Что дает «Чтение с остановками»? И самое главное, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.
На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.
Какими приёмами ТРКМ пользуемся на уроках мы? На уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка замечательно проходят приёмы тонких и толстых вопросов, составление кластера, синквейна, инсерт, «Корзина идей», дерево предсказаний и др.
На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность. Приведу лишь несколько примеров из практики.
I. Стадия вызова
Некоторые приёмы стадии «Вызова»:
«Кластер», «Корзина идей», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.
«Загадка»
Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания.
Например, на уроке окружающего мира по теме "Разнообразие животных урок начинается с разгадывания кроссворда, где на пересечении слов появляется ключевое слово - тема урока

На уроке литературного чтения занятие по теме "Устное народное творчество" я начинаю с описания одного из видов УНТ:
Это один из древнейших жанров русского фольклора. Бытовали и записывались они преимущественно в крестьянской среде. Именно поэтому речь в них идёт главным образом о предметах, близких крестьянину. Здесь и явления природы, орудия труда и обихода, крестьянское жилище, животные и растения, его окружающие (загадки).
Это короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом (пословица).
Это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. Они употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям (поговорка).
-Как вы думаете, как, кем и когда составлялись загадки, пословицы и поговорки?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Приём «Корзина идей»
Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода и климат?»
- В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода.
А что же такое погода? Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Погода – это …
… температура воздуха
… осадки и ветер
… изменения на улице
… облачность
… светит солнце или нет
На доске фиксируются все предположения. Потом подводим итоги работы групп.
«Мозговой штурм»
Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все, выдвинутые предложения фиксируются без какой, бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.
Данный прием я использовала на уроке математики, тема "Деление многозначных чисел на однозначное"
- Как можно разделить 536 на 2. Все ответы детей записывались на доске.
- Разложить 536 на сумму разрядных слагаемых 500+30+6 и разделить каждое слагаемое
- Разложить 536 на удобные разрядные слагаемые 400+100+36
- Начать делить 536 с обратной стороны 6:2=3, затем 3:2 =1 с остатком 1, затем к 5+остаток 1 и 6:2
В итоге детям предлагается вспомнить, как их родители делят многозначные числа. Ребята приходят к делению углом и мозговой штурм продолжается
«Отсроченная догадка»
Дети высказывают предположения по заявленной теме урока.
Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. В конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.
Например, урок в 3 классе по теме “Части речи” начинается с того, что на доске записывается известное предложение Л.В. Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. В конце урока ученики должны назвать в предложении самостоятельные части речи.

Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Например, урок по окружающему миру: чтобы перейти к теме "Разнообразие животных" я закончила следующим образом:
- На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном. Как вы думаете — о каком? (Дети отвечают: тигр, акула, волк...)
- Нет, это животное не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Это животное — ... Впрочем, не будем торопиться — продолжение следует...
Таким образом, прием «Отсроченная догадка» используется на уроке с целью привлечения внимания детей, развития мышления и воображения.
«Театрализация»
Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока. Например, в самом начале урока литературного чтения, посвященному русским народным сказкам дети разыгрывают сказку "Репка", сами придумывая слова к ней.
Урок окружающего мира на тему "Разнообразие растений" начинается с инсценирования басни Михалкова "Роза и ромашка"
Урок изобразительного искусства на тему "Портрет" мы начали с пантомимы "Художник и натурщик"
В начале урока математики "Меры веса" разыграли сценку "В магазине"
«Да – нетка»
Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».
Например, на уроке “Небесные тела” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать вопросы:
Это планета земной группы? - нет;
Это планета – гигант? – да;
Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
Это самая большая планета? – да.
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

На уроке русского языка, посвященном частям речи, происходит следующий диалог
-Это самостоятельная часть речи?
-Да
-Она обозначает предмет?
- Нет
- Она обозначает действие предмета?
- Нет
- Признак предмета?
- Да
- Это прилагательное
«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест».
Очень похож на предыдущий приём. Дети должны дать очень краткий ответ. Например, урок музыки, посвященный опере "Садко" я начала с интеллектуальной разминки:
- Как называется музыкальное произведение, исполняемое одним человеком?
- Ария
-Как называется музыкальное произведение, исполняемое вдвоем?
- Дуэт
- Как называется музыкальное произведение, исполняемое большой группой людей?
- Хор?
- Это фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета является какое-либо героическое событие.
- Былина.
- Былина, в которой главный герой попадает в морское царство?
- Садко.
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока опера ...
- Садко.
- И мы будем слушать ...
- Арии, дуэты и хор.
На уроке математики мною иногда предлагаются тесты с верными и неверными ответами. Необходимо выбрать верный ответ и показать его с помощью цифрового веера - 1, 2, 3, 4. Например:
Уменьшите число 244 в 2 раза.
121 122 488 246
Найдите произведение 57 и 2.
18 59 114 119
Сколько сантиметров в 1 м 2 дм 4 см?
104 567 241 124
Число 350 уменьшите на 230.
580 184 120 70
На сколько 134 больше 8?
67 142 126 122
Чему равно частное 363 и 3?
121 1089 409 102
Во сколько раз 122 больше 2?
244 62 61 0
Чему равна сумма 207 и 65?
272 142 106 43
Затем, опираясь на ответы детей, в таблице, изображенной на доске, убираются лишние буквы. Таким образом, дети читают слово ЭКОЛОГИЯ

Далее проходит интегрированный урок математики + основы экологии
«Дискуссия»
Обсуждение вопроса по заданной теме. Алгоритм ведения дискуссии предварительно вывешивается на доске, правила ведения дискуссии постоянно повторяются.
Правила ведения дискуссии:
1. Выдвигать идеи, слушать внимательно,
2. Не повторяться.
3. Каждое следующее высказывание:
а) либо продолжает предыдущее;
б) либо противоречит предыдущему (опора на текст).
Учащиеся сами оценивают свое участие в дискуссии. Им предлагается личная карточка «Как я оцениваю свое участие в дискуссии?» в 5-балльной системе,Они отвечают на вопросы:
1) Как я оцениваю свое участие в дискуссии? 1 2 3 4 5
2) Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5
3) Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5
«Проблемный вопрос»
Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.
Например:
- Когда появились первые печатные книги на Руси?
- Каковы отличительные особенности волшебной сказки?
- Что такое олицетворение? эпитет? сравнение? метафора? гипербола?
- Как вы понимаете термин "однородные члены предложения?
- Как образуются слова?
- Как правильно написать безударное окончание в имени прилагательном?
- Как составить узор, симметричный данному?
«Верные-неверные высказывания»
Урок окружающего мира по теме "Почва и ее состав"
№ Верные-неверные высказывания До чтения После чтения
1 Почва - это тонкий слой земной поверхности 2 При изменении климата почва остается неизменной 3 На состав почвы оказывает влияние животный и растительный мир 4 В состав почвы входит воздух 5 В составе почвы можно обнаружить воду 6 Гумус и перегной - это разные вещества 7 Есть места, где почвенный слой совсем отсутствует 8 1 см почвы образуется в природе достаточно быстро 9 Основное свойство почвы - плодородие 10 Есть еще много других важных свойств почвы
Урок «Окружающий мир» 3класс, по теме «Почва»
У каждого на парте таблица, как на доске. Я читаю вопросы, а учащиеся ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?
1 2 3 4 5 6 7
В течение урока мы обращаемся к таблице и видим, насколько были правы учашиеся.
II. Стадия осмысления
Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица «Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»; стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы: Ромашка Блума, «Синквейн», «Письмо к учителю», «Пятиминутное эссе», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
«Инсерт» или «Чтение с пометами» (авторы Воган и Эстес).
При изучении информации, связанной с новыми идеями учитель просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную).

Для её заполнения вначале учитель попросит учащихся во время чтения делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
«Окружающий мир». 1 класс, по теме «Осень - природа готовится к зиме»

«Дерево предсказаний»
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Например, работа над рассказом Толстого "Прыжок"
1. Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Как вы думаете, о чём этот рассказ? (Дети предполагают, что об обезьянках, т.к. на иллюстрации обезьяна, или о цирке, где гимнасты исполняют прыжки, или о прыжках в воду.
2. Как вы думаете, что будет делать мальчик?
– Может быть, полезет догонять обезьяну и отбирать шляпу?
- А я думаю, что он посмеётся со всеми, что ему шляпы жалко, что ли?
– Давайте прочитаем и проверим, как будут развиваться события.
3. – Что же будет дальше, как вы думаете?
– Может быть, мальчик опомнится и аккуратно спустится?
- А может, он прыгнет, и его поймают в сетку? Или он прыгнет в море?
– Давайте читать дальше
«Круги по воде»
Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Например, при изучении темы "Глагол" у нас с ребятами получилось вот такое исследование по теме:
Г - главный член предложения
Л - легко изменяется по родам
А - а так же по числам
Г - говорить, глядеть, гладить - неопределенная форма
О - очень часто - сказуемое
Л - лучше не пытаться определить падеж
При изучении темы "Почва"
П - перегной
О - очень нужна
Ч - человек, береги!
В - воздух, вода в ее составе
А - Арктика, Антарктида - ее нет
«Чтение с остановками»
Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.
При работе над текстом Н. Г. Гарина-Михайловского "Тема и Жучка" использовался метод чтения с остановками.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как вы думаете, о чем этот рассказ?.....
Давайте читать и посмотрим, кто из вас оказался прав?
Чтение рассказа до слов ....брезжил начинающийся рассвет
- Где происходит действие рассказа?
- Каким вы представляете Тему?
- Как вы думаете, сколько ему лет?
- Почему мальчик интересуется собакой?
- Что будет дальше?
Чтение рассказа до слов....бумага может упасть на Жучку и обжечь ее.
- Зачем Тема вышел из дома?
- Какие предметы он брал с собой? Для чего?
- Как могут помочь ему веревка? вожжи? спички? бумага? фонарь?
- Что произойдет дальше?
Чтение рассказа до слов .... Тема вполголоса позвал: - Жучка! Жучка!
- Услышит ли Жучка Тему?
- Как Тема будет спасать собаку?
- Удастся ли ему вытащить ее из колодца?
Чтение рассказа до слов.... Она стала барахтаться, отчаянно визжа и тщетно отыскивая оставленный ею выступ.
- Как Тема обращается к собаке? О чем это говорит?
- Как реагирует Жучка на появление Темы?
-Что придумал мальчик, чтобы вытащить собаку из колодца?
-Удалось ли Теме достать собаку из колодца?
- Что будет происходить дальше?
Чтение рассказа до конца.
-Как пытается помочь Жучке Тема?
- Чем опасен этот поступок для мальчика?
- Думает ли он об этой опасности?
- Какие чувства испытывает мальчик, достигая дна колодца?
- Что помогает Теме подняться наверх?
- Как вы оцениваете поступок мальчика?
- Мог ли он поступить по-другому?
- Какие чувства вызывает у вас поступок мальчика?
- Придумайте другой вариант рассказа
Метод «Думательных шляп» (Эдвард де Боно).
Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.
Белая шляпа: статистическая.
Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Красная шляпа: эмоциональная.
Красный цвет - цвет жизни, крови, любви, чувственности, страданий.
Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Черная шляпа: негативная.
Черный цвет - цвет земли, почвы, основы, здравого смысла.
Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
Желтая шляпа: позитивная.
Желтый - это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Зеленая шляпа: творческая.
Зеленый цвет - это обновление, рост.
Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.
Синяя шляпа: аналитическая.
Синий цвет - цвет мудрости и знания.
В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.
Вопросы, которые можно написать на шляпах
БЕЛАЯ ШЛЯПА. Сколько?
КРАСНАЯ ШЛЯПА. Что понравилось?
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА. Что не понравилось?
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА. Что хорошо?
СИНЯЯ ШЛЯПА. Почему?
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА. Задания.
«Окружающий мир» для 2 класса по теме «О кошках и собаках»
1 группа. Белая шляпа.
- С помощью атласа- определителя расскажите о кошках и собаках только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему кошки и собаки были одомашнены?
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: что кошки и собаки необходимы людям.
Используйте материал учебника на стр. 84-85.
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как люди обижают или оберегают домашних животных?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы кошки и собаки всегда радовали нас?
6 группа. Синяя шляпа.
- Обобщите высказывания других групп.
«Кластеры» (грозди).
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую.
Этот метод я очень часто использую на уроках окружающего мира.
Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Возможно, при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.
Окружающий мир. 2класс. «Какие бывают животные?»
ЖивотныеЗвериПтицыРыбыНасекомыеПитаниеМесто обитанияУсловные обозначениядик.дом.дом.дом.дик.дик.дик.Земновод-ные и пресмыкаю-щиеся



"Двухчастный дневник"
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице.
«Бортовой журнал»
Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
III. Стадия рефлексии
Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»: «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта», «Ментальная карта», «Эссе» и другие.
«Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Каждому участнику учитель предлагает за 5-7 минут написать свой синквейн. После того, как выполнено это индивидуальное задание, все участники группы из нескольких синквэйнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.
Синквейн может так же писаться членами одной команды совместно
Например, при чтении рассказа Л. Н. Толстого "Прыжок" детьми были составлены следующие синквейны:
1. Прыжок 1. Обезьяна
2. Опасный, необдуманный2. Хитрая, ловкая
3. Лез, цеплялся, отпустил3. Взобралась, зацепила
4. Сын капитана боялся насмешек 4.Мартышка сорвала шляпу с головы мальчика
5. Спасение 5. Выстрел
На уроке русского языка по теме "Приставка" был составлен синквейн:
1. Приставка
2. Важная, коварная
3. Служит, образовывает, изменяет
4. Стоит перед корнем
5. Часть слова
«Письмо к учителю»
Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).
Памятка написания письма.
1. Я прочитал(а) рассказ
2. Больше всего запомнилось
3. Понравилось
4. Не понравилось
5. Мое эмоциональное состояние
6. Этот рассказ учит меня
«Пятиминутное эссе»
Помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:
1) написать, что нового узнали по данной теме;
2) задать вопрос, на который они не получили ответа.
Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.
Домашнее задание можно задать не в традиционной манере, а предложить детям найти или придумать загадки по пройденной теме, самостоятельно составить кластер, написать синквейн, прочитать новый текст в методике "чтения с пометами"
Приемов ТРКМ очень много. Но совсем не обязательно использовать их все.Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Наша совместная деятельность с ребятами только началась, и впереди у нас много неизведанных тропинок вместе с технологией РКМ. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, РКМ – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.
Данные приемы позволяют детям лучше понимать информацию, легче запоминать правила, при самостоятельной работе с любым текстом ребенку легче выделять главное, а графическое оформление текстового материала позволяет прочно запоминать информацию и пересказывать текст. Кроме этого, при переходе в среднюю школу, ученик будет справляться с уже большими объемами текстов.
Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.
Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.
Ещё одной важной составляющей является внеурочная работа в различных её формах. В организации внеклассной работы стремлюсь к тому, чтобы основная часть работы легла на плечи учащихся, чтобы каждый из них мог показать себя в работе. Роль учителя заключается в том, чтобы заинтересовать школьников, помочь в отборе материала, научить им пользоваться.
Технология развития критического мышления помогла мне совершить чудеса, включить в увлекательное путешествие на уроке каждого ученика, независимо от его способностей.

Характеристики инновационного опыта
Характеристики инновационного опыта Обучение Воспитание Дополнительное образование
1. Ценности и ценностные ориентации Формирование ключевых компетенций по предмету Гуманизм, эмоциональные, интеллектуальные, волевые усилия. Социальные перемены, демократизация.
2. Цели и задачи Педагогические возможности, способность учиться самостоятельно. Развитие умения мыслить (овладение мыслительными операциями: классификацией, синтезом, сравнением и т. п.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание, формирование потребностей, мотивов поведения и системы ценностей в рамках потребностей общества. 3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей) 4. Содержание образования Программа «Школа России» Соучастие, содружество, сопереживание. 5. Технологии, в том числе ИКТ Личностно-ориентированное обучение. Педагогика сотрудничества и поддержки. Информационно-коммуникативные технологии
6. Средства Вербальные, практические, наглядные. Компьютер, средства мультимедиа, ресурсы сети Internet, личность учителя и его интеллект
7. Методы
Частично-поисковый, проектный, постановка познавательных задач. Поисковый, деятельностный Информационно-справочные источники.
8.Организационные формы Уроки различной типологии. Свободное общение, конференции. 9. Образовательная среда Основная общеобразовательная школа Основная общеобразовательная школа, сельский дом культуры 10.Информационно-методическая среда Районный методический центр, ИРО 11.Информационные ресурсы Ресурсы РМЦ, ИРО, школьной медиатеки, сети Internet.
12.Организационные ресурсы Групповая и индивидуальная работа (изменение способа передачи знаний) Работа с социумом.
13.Мотивационные ресурсы Повышение квалификации, общественная значимость и востребованность Самореализация, общественная значимость, собственное мнение. Участие во внеурочных занятиях.
14. Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях - ОУ) 15. Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей) Педагогические советы, семинары, мастер-классы Семинары 16. Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей) Мультимедийное оборудование, программное сопровождение, программные продукты по предмету Мультимедийное оборудование, сценическое оборудование, средства связи и подключение к сети Internet 17. Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ) Изменения в содержании образования
По-существу, по данной технологии ученики сами для себя формулируют цель: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.
Я вижу большую эффективность данной технологии в процессе обучения ребят, так как она содержит такие приемы, которые позволяют побуждать интерес к теме, работать непосредственно с материалом и учат обобщать материал. Особый акцент я хотела бы сделать на то, что благодаря данной технологии интенсивно развивается умение работать с письменным текстом.
Применение технологии Развития критического мышления через чтение и письмо даёт детям чёткий алгоритм работы с любым научно-познавательным текстом, повышает социальную ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Создает условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего. Дает право на риск, на ошибку. Разрешает размышления. Воспитывает уважение к окружающим. Подчёркивает ценность опыта каждого. По-новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность учащихся.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии Развития критического мышления.
Я пришла к выводу, что актуальна технология развития критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. ТРКМ напрямую связана с понятием личностно – ориентированного обучения, к которому относится реализуемая мною программа «Школа России». Данная программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативной компетенции.
Результативность опыта.
Работая по данной технологии три года, я вижу, что у детей изменилось отношение к урокам, изменилось отношение детей к собственным ошибками - они перестают бояться их и поймают, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Всё больше убеждаюсь, что дети научились работать в парах и в группах. И данная работа стала для них не возможностью удобного списывания у более сильного ученика, а возможностью дотянуться до его уровня, возможностью работать интересно и продуктивно, а также возможностью повысить свой интеллектуальный уровень. Замечаю, что в результате проведения уроков по данной технологии дети научились грамотно задавать вопросы, логично высказывать свои мысли. И, наконец, оживился их интерес к познанию всего нового, творческого.
Могу с уверенностью заявить, моим ученикам стало намного интереснее учиться. Знания, полученные в рамках этой технологии, стали для них более актуальными и более осмысленными.
Данные приемы позволяют детям лучше понимать информацию, легче запоминать правила, при самостоятельной работе с любым текстом ребенку легче выделять главное, а графическое оформление текстового материала позволяет прочно запоминать информацию и пересказывать текст.
Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям:
-рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);
-прагматичность (умение применять полученные знания на практике);
- готовность к планированию;
-гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);
-готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.
Для оценивания результативности мною были разработаны критерии, соответствующие ТРКМ в условиях сельской школы:
развитие логического мышления
развитие критического мышления
применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях.
В ходе работы подобраны соответствующие принятым показателям - параметры и методики.
Эффективность использования технологии развития критического мышления исследована в учебном процессе. Проведена диагностика интеллектуальных способностей учащихся. Для этого использовалась методика Замбицявичене Э.Ф.
Изучалось: - умение исключать лишнее; - словесно – логическое мышление; - умение обобщать; - умение анализировать.
Уровень развития мышления определялся в баллах: высокий - 90 и более баллов; возрастная норма -70-89 баллов; приближен к норме - 50-69 баллов; низкий- 30-49 баллов.
Результаты исследования учащихся сведены в таблицу: 
Уровень развития 2012-2013 2013-2014
Высокий 20 % 20 % 
Норма 20 % 40 % 
Близкий к норме 40 % 20 % 
Низкий 20% 20%
Наряду с данной методикой мною применяется такой метод исследования, как педагогическое наблюдение, а именно включённое наблюдение.
Такой метод предполагает, что учитель сам участвует в процессе, за которым ведёт наблюдение, одновременно не прекращая наблюдать. Я наблюдала за учащимися, как они умеют рефлексировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников. На уроке, построенном по технологии критического мышления, рефлексия работает на всех стадиях урока. Процесс рефлексии заключается в осознании своих мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого человека. Такая работа ума развивает следующие качества:
• готовность к планированию;
• наблюдение за собственными действиями;
• поиск компромиссных решений;
• готовность исправлять свои ошибки;
• настойчивость в достижении цели.
Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизненных различных ситуациях. Установка на критическое мышление формирует такие качества у младших школьников.
Результаты исследования, хотя еще пока и незначительные, показывают, что использование технологии развития критического мышления:
развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы;
формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.
Методы и приёмы технологии способствуют:
• лучшему запоминанию изученного материала;
• активизируют деятельность учащихся на уроке;
• формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.
Сравнивая обыденное и критическое мышление можно увидеть существенные отличия в развитии мыслительной деятельности учащихся. Сравнения представлены в виде таблицы:
Умелое мышление Обычное мышление
Оценивающее суждение Гадательное предположение
Взвешенное суждение Предпочтение
Классификация Группирование
Допущение Верование
Логическое формулирование выводов Формулирование выводов
Понимание принципов Объединение понятий по ассоциации
Понимание принципов Объединение понятий по ассоциации
Применение приемов технологии РКМЧП (синквейн, заметки на полях, кластер, тонкие и толстые вопросы, чтение с остановкой и др.) позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.
Развитие умения работать с информацией:
Уровень развития Умение систематизировать материал Умение устанавливать причинно-следственные связи
2 класс 3 класс 2 класс 3 класс
Допустимый 36,4% 59,2 % 40,9% 68,2%
Средний 40,9% 31,8% 36,4% 22,7%
Низкий 22,7% 9 % 22,7% 9,1%
Промежуточный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также формирование навыка самостоятельности, творческой активности. С предлагаемыми контрольными работами (УМК «Школа России») дети справляются без затруднений, показывает устойчивые результаты.
В учебной деятельности отслеживается положительная динамика. Это видно по диаграмме. Успеваемость 100%.
Уровень обуч Качество знан Сред отм Сред областные
2010-2011, 4 класс 100 66,7 4,3 3,99 2011-2012, 1 класс 100 0 0 4,02 2012-2013, 2 класс 100 80 4,5 4,34 2013-2014, 3 класс 100 80 4,33 В результате работы большинство ребят научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Избавляясь от подсказок, они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие в предметных декадах, Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки.

Уч год Школьные,
(фамилия уч-ся, место) Районные,
(фамилия уч-ся, место) Краевые,
(фамилия уч-ся, место) Международные
2010-2011 Конкурс чтецов «Вот какие мы бываем в школе, дома, во дворе», посвященному 105-летию А.Барто
Сапегина К – 1 м
Творческий конкурс «Мир природы» в номинации «Компьютерная презентация и видеоролик»
Сапегина К - побед
Конкурс «Образы Земли» в номинации литерат. Творчество экологические сказки
(Ворожцова И – 1 м,
Ворожцова О – 3 м,
Сапегина К – 2 м.)
Экологический конкурс «Гимн воде»
(Ворожцова И – 3 место в номинации «КАПель», Ворожцова О – оригинальность идеи в номинации «Водная феерия»
Сапегина К – 2м)
Районная олимпиада начальных классов
(Ворожцова Ол – русский яз
Салихов Р – окр мир,
Ворожцова Ир –математ – диплом призера)
Районный праздничный концерт, посвященный открытию Года ребёнка «Межгалактическое путешествие»
Кристина Сап - благод Областной конкурс компьютерных рисунков «Сияние космических дорог»
(Ворожцова И – 1 м в номинации «Рисунок»)
Областной детский экологический конкурс «Гимн воде»
Сапегина К - серт Конкурс «Русский медвежонок»
(Ворожцова И,
Ворожцова О, Поносова Н, Коршунова Т,
Салихов Р, Лепихина О.)
Конкурс-игра «Кенгуру» (Ворожцова И, Ворожцова О, Поносова Н, Лепихина О, Коршунова Т)
Конкурс-игра «ЧИП»
(Ворожцова И, Ворожцова О, Поносова Н, Лепихина О, Коршунова Т) Конкурс-игра «Инфознайка-2011»
(Ворожцова И – диплом победителя, Ворожцова О – диплом победителя, Поносова Н, Лепихина О)
Конкурс-игра «Золотое руно»
(Ворожцова И , Ворожцова О, Поносова Н,
Лепихина О
Рычкова Ол
Колесников Д
Салихов Р)
Межрегиональный дистанционный второй Детский литературный конкурс
(Ворожцова И , Ворожцова О, Поносова Н,
Салихов Р)
Конкурс-игра «КИТ-2011»
(Ворожцова И , Ворожцова О, Поносова Н,
Салихов Р)
2011-2012 Интеллектуальный марафон
Сабурова Ал – победитель,
Сидоров Кирилл – призёр
Сапегина К - победитель
Конкурс творческих работ к Дню матери
Сабурова Ал
Конкурс «Ученик года-2011», посвященный закрытию года Ребёнка в номинации «Артист»
Сабурова Ал – участник
Конкурс творческих проектов по информатике, посвященному Дню Святого Валентина
Сапегина К – 2 м
Фестиваль-конкурс «Звонкий голос детства»
Сабурова Ал – актив участ
Сапегина К – актив участ
Районная конференция-2012 «Духовно-ценностная ориентация как процесс и результат творческой деятельности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в номинации «Семья»
Сабурова Ал – актив участ
Сапегина Кристина – акт участ
Районный фестиваль народного творчества образовательных учреждений «Вятская жемчужина» номинация «Рукотворное мастерство»
Сапегина К – 1 м
Районная выставка-конкурс творческих работ юных флористов «Зеркало природы» в номинации «Плоскозасушенный растительный материал»
Сапегина К – 3 м Областной детский экологический конкурс «Гимн воде»
Сапегина К – серт
6 Областной конкурс «Вятская шкатулка»
Сапегина Кр – 3 м
Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языкудля 1-4 кл
Сапегина К – серт
Конкурс-игра «ЧИП»
Сабурова Ал – сертиф
Конкурс-игра «Инфознайка-2012»
Сабурова Ал – сертиф (отлично)
Конкурс-игра «Золотое руно»
Сапегина К – 1 м.
2012-2013 Интеллектуальный марафон
Сабурова Ал – победитель,
Сысолятина Ю, Сидоров Кирилл – призёр
Конкурс чтецов «Недаром помнит вся Россия», посвященный 200-летию дня Бородинского сражения
Сабурова Ал – победитель
Конкурс проектов по ИКТ «Милая мама моя» -
Сабурова Ал – победитель
Районный конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников «Я познаю природу»
Сабурова Ал – 1 м номинация «Природоведение» Областной конкурс-фестиваль исследовательских работ и проектов младших школьников «Я познаю природу»
Сабурова Ал – 3 м номинация «Природоведение»
7 Областной конкурс «Вятская шкатулка»
Сапегина Кр – 3 м
Сабурова Ал – серт
Сидоров Кир - серт Всероссийская дистанционная олимпиада «Занимательная математика» для 1-4 кл
Сабурова Ал – 1 м
Сидоров Кир –
Горбушин Дан –
Сапегина Кр – 2 м
Всероссийский конкурс по русскому языку «Родное слово»
Сабурова Ал – 3 м
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех»
Сабурова Ал – побед по обл 2 м
Сидоров Кир – серт
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «КИТ» -
Сабурова Ал (сертификат)
Сапегина К – серт
Конкурс-игра «ЧИП»
Сабурова А –
Сапегина К – серт
Всероссийская дистанционная олимпиада «Молодёжное движение» для 1-4 кл
Сабурова Ал –
Сидоров Кир –
Сидоров Ал –
Сысолятина Юл -
Сапегина Кр –
Всероссийская дистанционная олимпиада «ИНФОУРОК»
Горбушин Дан – сертиф,
Сабурова Ал – диплом 1 степени,
Сидоров Кир – диплом 3 степени,
Сидоров Ал – сертиф,
Сысолятина Юл – сертиф,
Сапегина Кр – диплом 3 степени
2013-2014 Конкурс рисунков, посвященный юбилею В.Драгунского.
Сабурова А - победитель
Проект «Хорошо говорить по-русски»
Сабурова А – победитель
Общешкольный новогодний конкурс «Волшебные снежинки» среди классных коллективов - 3 кл победитель среди 1-4 кл
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех»
Сабурова Ал –
Сидоров Кир –
Сидоров Ал –
Сысолятина Юл –
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «КИТ» -
Сабурова Ал –
Сидоров Кир –
Сидоров Ал –
Сысолятина Юл –
Всероссийский дистанционный конкурс «Олимпусик»
Сабурова Ал –
Сидоров Кир –
Сидоров Ал –
Сысолятина Юл –
Всероссийский дистанционный конкурс «Я - ЭнциклопедиЯ»
Сабурова Ал –
Сидоров Кир –
Сидоров Ал –
Сысолятина Юл –
Свой опыт работы адресую учителям начальных классов, учителям русского языка и литературы
“Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью”, - говорил в своё время выдающийся учитель Василий Александрович Сухомлинский. Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку и сегодня от нас, учителей, зависит, какими мы воспитаем учеников, кем, и с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, приумножить.
То ли будут пассивными созерцателями, то ли просто хорошими исполнителями, то ли людьми активными, думающими, способные преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему. И это зависит от нас, учителей!
Источники информации
1.Гузеев В.В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления.// Педагогические технологии.- 2006,№2.-с.16-22
2.Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. // Директор школы,-2007,№3,-с.47-68
3.Левина И.Г. Формирование когнитивных навыков учащихся на уроке в режиме применения технологии развития критического мышления.// Управление начальной школой.-2006,№3.- с.5-12
4.Нечаева Н.В. Практикум по методикам начального обучения.// Управление начальной школой.-2008,№1.-с.34-42
5.Шакирова Д.М. Технология формирования критического мышления младших школьников.//Начальная школа.-2007,№5.-с.25-28
6.Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
7.Заир-Бек С. Как поставить отметку и в каком случае она нужна.// Перемена.-2001.- №4.
8.Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена»
9.Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
10. Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С.В. Столбунова // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.