Мастер-класс по теме: Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Хову-Аксынская открытая (сменная) общеобразовательная школа» Чеди-Хольского кожууна Республики ТываМастер – класс «Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории»Учитель истории и обществознания МБОУ «Хову-Аксынская ОСОШ» Ондар Галина Орловна Критическое творческое мышление- это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств. К. Уейд, К. Таврис Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышленияЗадачи мастер – класса: - создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, распространение педагогического опыта Формы и методы работы: беседа, упражнения, освоение и отработка конкретных навыков. Средства обучения: компьютерная презентация, наглядные и раздаточные материалы Приемы ТРКМ: «Фишбоун», метод «Шесть шляп», Синквейн Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания и навыки по развитию критического мышления; научатся использовать приемы развития критического мышления в своей педагогической практике. Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни – умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Текст «Изучение истории второй мировой войны имеет огромное значение. Вторая мировая война втянула в свою орбиту 61 государство, 4/5 населения земного шара. Вооруженная борьба велась на территории 40 стран Европы, Азии, Африки, на обширных морских пространствах. Долгих шесть лет длилась эта война, самая кровопролитная и разрушительная в истории человечества. Она унесла свыше 50 млн. жизней, из которых не менее половины – сыны и дочери народов бывшего СССР. Победа антигитлеровской коалиции означала конец фашизма, возвращение к демократическим принципам в освобожденных странах – в этом был главный источник их победы. Перед общей угрозой союзники антигитлеровской коалиции забыли о взаимных обидах, претензиях, оказывая материальную, военную помощь друг другу».  I.Стадия вызова. Прием «Фишбоун». Теоретическая часть. Данный прием позволяет выявить причинно-следственные связи изученной темы, факта, события. Работая с текстом, ученики самостоятельно составляют схему «фишбоуна» и записывают в тетрадь. Схема «фишбоуна» представляет собой «рыбью кость», в голове которой записывается проблемный вопрос темы (события, факты), по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты), в хвосте – формулированный вывод. Работа с текстом по схеме «фишбоун» 1.Борьба ведущих 2.Рынка сбыта 3.Территориальные споры 4.Неравномерность держав за источники экономического сырья развития   Гер 1.61 государство 2.на территории 3.унесла 50 млн. жизней. 4. 6 лет длилась 40 стран война   Вывод: Самый крупный конфликт в истории человечества. Капитуляция фашистской Германии.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Причины второй мировой войны{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Следствия и конкретные факты{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Проблемный вопрос: Можно ли считать Вторую мировую войну самым крупным военным конфликтом в истории человечества ? II. Стадия – осмысления. Метод «Шесть шляп».Теоретическая часть. С помощью методического приема «6 шляп» ученики изучают данный текст по второй мировой войне. Метод «Шесть шляп» используется для разностороннего анализа, изучения какого-либо явления. Предлагается школьникам делиться на шесть групп. Каждой вверяется одна из шести шляп. Можно использовать настоящие разноцветные шляпы (или сделанные из картона). Каждой группе прилагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы. Белая шляпа. Белая шляпа – статистическая (событие оценивается на основе данных статистики). Желтая шляпа. Желтая шляпа- позитивное мышление (положительная оценка события).  Черная шляпа. Противоположность желтой шляпе. Негативная (отрицательная оценка события). Красная шляпа. Это - эмоциональная шляпа (чувства, которые вызывает у вас данное событие). Зеленая шляпа. Это - творческое мышление (самые невероятные, необычные идеи, вопросы). Синяя шляпа. Это – философская, аналитическая шляпа. Обобщает все услышанное от предыдущих участников. Практическая часть. Работа по группам по методу «Шесть шляп».  Белая шляпа - Во второй мировой войне участвовало 61 государство, 4/5 населения земного шара. Вооруженная борьба велась на территории 40 стран Европы, Азии, Африки, на обширных морских пространствах… Желтая шляпа – создание антигитлеровской коалиции во второй мировой войне сыграло большую положительную роль в борьбе с фашисткой агрессией. Страны антигитлеровской коалиции, как только началась Великая Отечественная война, начали оказывать материальную, военную помощь Советскому Союзу по «ленд-лизу». Поставки в СССР начали осуществляться с ноября 1941 г… Черная шляпа- В тексте указано только победу антигитлеровской коалиции над фашизмом, возвращение к демократическим принципам как главный источник их победы. Так ли это? Не указаны в тексте другие источники победы, а именно роль советских людей в борьбе с немецкими захватчиками. Необходимо в первую очередь отметить большой, неоценимый вклад советских людей в борьбе с ненавистным врагом и не забывать помощи стран по антигитлеровской коалиции… Черная шляпа- В тексте указано только победу антигитлеровской коалиции над фашизмом, возвращение к демократическим принципам как главный источник их победы. Так ли это? Не указаны в тексте другие источники победы, а именно роль советских людей в борьбе с немецкими захватчиками. Необходимо в первую очередь отметить большой, неоценимый вклад советских людей в борьбе с ненавистным врагом и не забывать помощи стран по антигитлеровской коалиции… Красная шляпа – Вторая мировая война самая кровопролитная разрушительная война в истории человечества. Она унесла свыше 50 млн. жизней, из которых не менее половины – сыны и дочери народов бывшего СССР. Эта война никого не щадила ни маленьких детей, ни беременных женщин, ни стариков, инвалидов… Красная шляпа – Вторая мировая война самая кровопролитная разрушительная война в истории человечества. Она унесла свыше 50 млн. жизней, из которых не менее половины – сыны и дочери народов бывшего СССР. Эта война никого не щадила ни маленьких детей, ни беременных женщин, ни стариков, инвалидов… Зеленая шляпа – «Почему Вторая мировая война началась в 1939 году?», «Возможно было бы избежать вторую мировую войну?», «Если б не было войны, можно было бы избежать «холодную войну?» «В каком русле сложилась бы судьба СССР?», … Синяя шляпа- Вторая мировая война действительно является самым крупным военным конфликтом в истории человечества. Самая кровопролитная, самая разрушительная война, в котором участвовало 61 государство, которая унесла свыше 50 млн. жизней. Конечно, невозможно отметить роль стран антигитлеровской коалиции в борьбе с фашисткой агрессией…. Стадия – рефлексия. Прием «Синквейн». Составить синквейн по предложенному тексту. Тема: Война.  Теоретическая часть. «Синквейн» - это пятистишье, построенное по определенным правилам. Эта форма письменной рефлексии также позволяет научить ребят излагать личное отношение к историческому событию, явлению, личности путем оформления своего субъектного опыта в пяти строках. Правила написания синквейна:1 строка:  тема одним словом - существительное.2 строка: описание темы в двух словах - прилагательные.3 строка: описание действия в рамках этой темы - три глагола или деепричастия.4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции - фраза из четырех слов. 5 строка: повторение сути темы одним словом или словосочетанием -синонимом. ВойнаРазрушительная, кровопролитная,Уничтожает, убивает, сжигаетОбъединяет всех людей мираБитва Вывод: Т Р К Мм ы ш л е н и е самостоятельное проблемное оценочное аргументированное социальное Удачи в творчестве!Спасибо за внимание!