Урок развития устной речи на тему:Обувь.Виды обуви.

Тема: «Обувь. Виды обуви. Уход за обувью».

Цель: расширить и уточнить представления об обуви;
формировать умение ухаживать за обувью.

Задачи:
Развитие словообразовательной функции речи на основе упражнений в образовании относительных прилагательных,
отработка навыка составления простого предложения;
коррекция мышления на основе упражнений в классификации, коррекция зрительного восприятия, концентрации внимания;
воспитание потребности быть опрятным.

Ход урока:
Организационный момент.
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
а) Работа с Календарем природы.

б) Артикуляционная гимнастика.

Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
Рыбка в озере живет
Открывает рыбка рот
(широко открывать рот)
Лягушонок улыбнулся,
Рано утром он проснулся
(растягивают губы в улыбку)
Прилетели уточки
И подули в трубочки
(вытягивать губы в трубочку)
Ловко прячут хомяки
вкусный корм за две щеки
(надувать щеки)
Не спеша индюк гуляет
С индюшатами болтает.
(Рот открыт. Поднять широкий язык на верхнюю
губу. Быстро поводить языком по губе вперед-
назад, произнося «бл-бл-бл-бл»)


Любит мишка угощенье-
Очень вкусное варенье.
(Облизать губу).
По степи лошадка мчится,
Звонко цокают копытца.
(щелкать языком).
в)Дыхательная гимнастика.
Произнесите на одном выдохе одинаковые слоги:
ФА-ФА-ФА
ХА-ХА-ХА
г) Игра «Четвертый лишний»
Найти лишнюю картинку из ряда предложенных:
платье, пиджак, юбка, туфли.
д) Учитель выставляет картинки с изображением обуви на доску и просит учеников подобрать названия к ним: ботинки, сапоги, тапочки, туфли.
(Хоровое чтение названий).

Введение в тему.

а) Вводная беседа «Виды обуви»:
-О чем мы будем говорить сегодня? (об обуви)
-Как ты догадался?
-Как можно назвать одним словом валенки, зимние ботинки, меховые сапоги?
(Учитель показывает предметы, стремясь, чтобы ученики назвали термин «зимняя обувь» и т.д.)
б) Составление фразы по картинкам; классификация картинок, развитие умения моделировать фразу по опорным сигналам: отгадать загадку; под нее поставить соответствующую «обувь».
Учитель выставляет на доску картинки, иллюстрирующие времена года, и просит учеников разложить предметные картинки с изображениями обуви соответственно времени года.
Задание: «Я знаю, что вы умеете правильно, аккуратно и красиво одеваться. Я хочу проверить, не ошибетесь ли вы. Отгадайте загадку о каком времени года идет речь и расставьте картинки с изображенной обувью в соответствии с временем года и составьте предложение, например: «Зимой я ношу валенки. Летом я хожу в сандалиях».
Дети делают вывод: валенки, меховые сапоги, сапоги с мехом - это зимняя обувь.

На небо туча набежала,
Дождь полил, листва опала
Ветер листья подхватил,
Завертел и закружил. (Осень)


Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И лес сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (Зима)

Если солнышко печет,
Тает снег, ручей течет,
И грачи на горе –
Значит, март на дворе. (Весна)

Глянуло солнышко,
Светит на лугу;
Я навстречу солнышку
По траве бегу. (Лето)

3.Изучение нового.
а) Объяснительная беседа:
- Обувь служит человеку для предохранения его ног от травм. Обувь также согревает ноги, что защищает человека от переохлаждения и простудных заболеваний. Обувь, так же как и одежда, должна быть удобной, чистой и опрятной. От чего это зависит? Кто должен ухаживать за обувью? Обувь проделывает сложный путь, прежде чем мы ее наденем на ноги:
-сначала изготавливают материал (кожу, резину, мех, войлок, замшу);
-шьют разные модели;
Рассматривание образцов материалов, из которых шьют обувь.

Словарная работа: Обувщик – человек, который делает обувь.

б) Упражнения в словообразовании.
Игра «Как надо сказать?»
В процессе игры учащиеся образуют относительные прилагательные от существительных: туфли из кожи- кожаные; сапоги из резины- резиновые; валенки из войлока- войлочные
Учитель: Что у вас на ногах в данный момент?
Учащиеся:
Кожаные туфли, резиновые кеды и т.п.

4.Физминутка.

Хлопаем в ладошки - пусть попляшут ножки
Пусть попляшут ножки по ровненькой дорожке.
Устали наши ножки, устали наши ножки
Вот наш дом, где мы живем.

5.Продолжение этапа обучения.
а) Давайте поговорим о секретах ухода за обувью.
1. Ч т о т р е б у е т с я д л я у х о д а з а о б у в ь ю.
Вам потребуется: жесткая щетка с короткой щетиной, чтобы счищать с обуви засохшую грязь; черный, коричневый или цветной крем; старые зубные щетки, отдельные для каждого цвета крема; щетки с длинной и мягкой щетиной, которыми чистят, бархотки, чтобы наводить блеск после чистки; запасные шнурки для туфель и ботинок.
Хранить все эти материалы и инструменты лучше всего в специальном ящике или коробке с крышкой. Хорошо, если в ящике или коробке будут отделения для крема, щеток и бархоток.
2. П р а в и л а у х о д а з а о б у в ь ю.
При уходе за обувью необходимо помнить одно золотое правило: чистить обувь следует не перед выходом из дома, а после прихода с улицы.
Придя домой, сначала грубой щеткой счистите с обуви пыль и грязь, потом намажьте ее тонким слоем крема. Утром вы в одну минуту наведете на нее отличный глянец. Если обувь сильно загрязнена, ее можно помыть водой, затем надо дать ей высохнуть (но не возле батареи, печи) и на высохшую обувь на ночь нанести крем.
Если обувь у вас промокла сильно, набейте ее газетами и сушите вдали от отопительных приборов, это позволит надолго сохранить эластичность кожи и увеличит срок ее носки.

б) Работа по учебнику.
Рассказать по плану о любом виде обуви.
Образец: Это сапоги. Они коричневые, кожаные, на высоком каблуке, зимние, женские.
в) Игра «Найди пару», «Найди отличия».
6. Закрепление. Просмотр слайдов по компьютеру.
7.Итог урока.
15