Урок на тему Солнце, растения и мы с вами 3 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Методическая разработка урока
на конкурс профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок»
Автор: Быкова Р.П..,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория.
Кашира, 2015
Окружающий мир,3класс, урок новых знаний
Автор: Быкова Р.П., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» г. Кашира
Тема. Солнце, растения и мы с вами
Тип  урока: урок изучения нового материала.
Цель: формировать представление о взаимосвязи между растениями и Солнцем.
Задачи:
1) Ознакомить учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений,
    показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений
    и живых организмов Земли.
2) Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление
    учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3) Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, позитивное эмоционально – ценностное отношения к окружающему  миру.
Планируемые результаты обучения:
Личностные
Учащиеся получат возможность для формирования: интереса к чтению информации о данной теме, к ведению диалога с учителем; к развитию речи, логическое мышление  учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
У учащихся будут сформированы элементы сознательного отношение к природе, воспитание   позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему  миру.
Метапредметные:
 Познавательные УУД:
Учащиеся:
- научатся формировать поставленную проблему , осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
-получат возможность ознакомления со способом дыхания и способом питания между живой и неживой природой.
-умения самостоятельно формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся:
-научатся формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- научатся формировать умение договариваться,
-находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.
Регулятивные УУД:
Учащиеся:
- научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
-получат возможность научиться: адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Предметные результаты:
Учащиеся:
-освоят умение создавать выводы на доступные детям изучаемые темы;
-приобретут навыки нахождения взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений
  и живых организмов Земли.
 Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска;
учебник «Окружающий мир» для 3 класса, А. А. Плешаков;
тетрадь по окружающему миру для 3 класса, А. А. Плешаков;
тестовые задания на интерактивной доске;
схемы, раздаточный материал, открытки для учащихся, карточки;
презентация к уроку.
Сценарий урока
Эпиграф: Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.
I. Организационный момент.
(Приветствие детей, настрой на учебную работу стихотворением)
Учитель:
-Добрый день, ребята. Очень рада вас видеть. Хочу поприветствовать вас стихотворением
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Делать выводы и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Учитель:
-Прошу присесть тех, кто любит думать и рассуждать на уроке. Ум - хорошо, а два - ещё лучше. Надеюсь на вашу помощь на уроке.
Учитель:
-А теперь присядьте те, кто готов к уроку и настроен на активную работу. Молодцы. Дорогу осилит идущий.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель:
На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Разнообразие растений»
1.Угадайте группы растений:
*Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли)
* Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи)
*Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники)
* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения) Слайд№2
2. На доске тест. Здесь 4 ошибки. Попробуйте найти их. Слайд №3
  * У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки.
* У лиственницы листья всю зиму зеленые.
* Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения
* У сосны и ели созревают плоды - шишки. В них находятся семена.
Учитель: 
Проверим ваши ответы. Слайд №4
1. У хвойных растений нет листьев, а есть листья - хвоинки.
2. У лиственницы листья опадают осенью.
3. Хвойные растения не цветут.
4. У хвойных растений нет плодов.
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель:
Вы хорошо поработали. И за это я загадаю вам загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке.
Отгадывание загадок:
1. Не огонь, а больно жжёт
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печёт.
2. Вокруг нас растут, цветут,
Кислород всем нам дают.
3. Может сеять и пахать,
И машиной управлять,
Ну, а если захотите
Может в облака слетать.
Учитель:
Какие слова у вас получились?
Ключевые слова - отгадки: солнце, растения, человек. Слайд №5
Учитель:
Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.) Слайд 6 .
Учитель:
- Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)
- Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? (Человек бы умер…)
- В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.
-прочитайте тему урока. Слайд 7 («Солнце, растения и мы с вами».)
- Я попыталась отобразить тему нашего урока исходя из ваших отгадок в следующей схеме: Слайд 8
Солнце  Растения  Человек
Учитель:
-Подумайте, что я этим хотела сказать? Посмотрите внимательно на записанную тему и схему.
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Живая и неживая природа)
–Какие из этих слов относятся к живой природе? К неживой? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)
– Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)
Прогнозирование целей урока учащимися
Учитель:
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Ответы детей.
Учитель:
- Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? (Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?)- Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…)
Учитель:
-А как же питаются растения?
Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, как дышат и какими «продуктами» питаются растения. Давайте и мы попробуем с вами сегодня стать исследователями.
Учитель:
- Какие цели поставим перед собой? ( Как дышат растения? Как они питаются? Какое значение имеет солнце в жизни живых организмов?)Слайд 9.
IV. Изучение нового материала.
1. Дыхание растений.
Беседа:
Учитель:
- Как дышим мы с вами?
-А как растения?
при объяснении материала учитель моделирует на экране схему по вопросам и ответам уч-ся. Слайд 10.
Дыхание растений

– Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.
– Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)
2. Питание растений.
Объяснение учителя.
Учитель:
– Вы теперь знаете, как дышат растения.
– О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)
– Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)
-Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал?
Ведь их  в природе нет, а в растениях есть?
- Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?
– Какой вопрос у вас возникает? Какое значение имеет солнце? (Почему же для работы требуется свет?)
Учитель:
В чем тайна?   Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.Но запомните: работает эта чудесная  «кухня» только на свету.
– Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины. Слайд 11

3. Почему люди и животные не могут жить без растений?
Работа с учебником. Работа в парах. Чтение в учебнике «Рассказа ученого - биолога» стр. 74. Слайд 12.
Учитель:
– скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)
– Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)
– Откройте учебник (с. 76, 1 абзац). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без растений?
Рассказы учеников:
– Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Питание растений происходит днём.
- Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям. Теперь я получил ответ на свой вопрос.
V. Физкультминутка Слайд 13.
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели, И их всех лучики согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. Дружно хлопаем,
Ножками топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
Учитель:
Продолжим наши исследования.
Самостоятельная работа учащихся.
Работа со схемами в рабочей тетради. (стр.42 №1)
– Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? (Питаются – днем; дышат – постоянно.)
- Заполните самостоятельно схемы дыхания и питания растений.
Проверь себя. Рабочая тетрадь с.42 №1 Слайд 14-15
VI. Закрепление изученного материала.
1. Задание. Дополните названия газов в таблицы. (раб тет. С. 43 №2)
Проверка: Слайд 16.
2. Задание. Указать стрелками правильный ответ.
* Процесс, при котором растение
   поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.----- Дыхание.
* Процесс, при котором растение
  поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.  --------- Питание.
Проверка: Слайд 17.
Учитель:
-Какой вывод мы получили?
Вывод – чтение с доски. Слайд18 .
3.Творческая работа в группах.
1 ряд – рисование плакатов «Берегите природу!»
2 ряд – рисование запрещающих знаков в помощь лесным обитателям
3 ряд – составление лозунгов об охране природы ( из отдельных слов)(«Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок», «В природе нет ничего бесполезного»,»Берегите природу - источник жизни, бодрости, здоровья»)
Проверка работы у доски – показ выполненной работы.
Учитель: Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?
Ученик: Необходимо бережно относиться ко всем растениям. Все в природе взаимосвязано.
Учитель: Как приятно,  когда ребята знают и берегут природу.
Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая рана, нанесённая  природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
- Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!
 VII. итог урока.
Учитель:
- Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? (ответы учащихся.) Слайд 19.
– Мне невольно вспоминаются следующие слова: Слайд 20.
Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял – и завял,
А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.)
– Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.
VIII. Домашнее задание: Слайд 21
Учитель: учебник, с. 74–77, рабочая тетрадь с.44;
-составить схему на тему: «Что дают растения животным и человеку» ( раб. т. с.44 №4)
-написать от имени семьи благодарственное письмо растениям за их вклад в поддержание жизни на Земле. (раб.т. с.44 №5)
*по желанию:- придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения;
IΧ. Рефлексия. Слайд 22
Учитель:
У вас есть 2 солнышка. Если вам было интересно, понятно, вы узнали новое - покажите «весёлое солнышко», если на уроке узнали новое, было понятно, но вам не интересно - «солнышко грустное».
Слайд 23
Учитель:
Я благодарю вас за работу на уроке.
Выставление отметок с комментированием.
 
Урок окончен. Спасибо всем за работу.