Методика работы с документами на уроках истории

Методика работы с документами
Виды исторических документов.
Документы повествовательно-описательного характера
Документы актового характера
Дополнительную группу составляют памятники художественного слова.
Актовые документы – это юридические, хозяйственные, политические, программные.
Повествовательно-описательные документы – летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий.
К памятникам художественного слова истории древнего мира и средних веков относятся произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения).
Требования к историческим документам:
- соответствовать целям задачам обучения истории;
- отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
- быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было бы предложить учащимся познавательные вопросы и задания;
- быть доступным ученикам по содержанию и объему, интересным;
- содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах, оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;
- обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.
Приемы работы с историческими документами.
Среди множества приемов работы с историческими текстами можно выделить следующие:
чтение и анализ;
выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;
комментированное чтение;
коллективный разбор текста;
формулирование вопросов к тексту;
обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;
выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;
анализ аргументации авторов;
нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;
формулирование обобщенных выводов;
выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;
составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта;
подготовка сообщений, рефератов и т.д.
Итак, обучение работе с документом включает следующие этапы:
1) учитель дает образец разбора документа;
2) ученики анализируют документ под руководством учителя;
3) работают под руководством учителя и самостоятельно;
4) самостоятельно изучают документ в классе и дома.
Работа с документами также включает в себя:
чтение и пересказ документа, и составление по нему плана;
объяснительное чтение с предварительной и заключительной беседой;
самостоятельный разбор документа и ответы на вопросы к нему;
сравнительное сопоставление двух дополняющих друг друга документов, характеризующих одно и то же событие;
критическую оценку документа.
У старших школьников работа с документами усложняется. Им уже предстоят более сложные задания:
выберите главное, второстепенное в содержании документа;
мотивируйте свой выбор;
определите причину изучаемого события, к какому времени может быть отнесено данное явление или процесс;
продумайте, какие исторические условия подготовили появление такого-то события, явления, породили идеи, реформы, начинания;
сравните условия;
отберите по документальному источнику данные;
дайте характеристику политическим и государственным деятелям; подготовьте по первоисточнику сообщение;
поразмышляйте, как изученный документ (группа документов) помогает понять современные общественные явления.
Самостоятельная работа учащихся с документами предполагает:
1.Работу с одним или несколькими документами. Анализ документов, восстановление хода исторического события.
2.Работу с несколькими документами, объединенными одной проблемой:
а) сравнить документы, выявить общее или различное в позициях, взглядах, настроениях участников событий, проанализировать эволюцию их взглядов;
б) проанализировать мотивы поступков, действий участников событий;
в) оценить отдельных участников событий, создать их политический и нравственный портрет;
г) дать оценку документам как источникам исторических знаний;
д) высказать свое мнение относительно значения исторического события.