Методика работы с историческими документами


«Вариативные модели работы с историческими документами в рамках преподавания истории». Современный урок истории немыслим без документов: летописей, мемуаров, писем, различных деловых документов, трудов выдающихся историков. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать выводы и обобщения; сформировать предметные, метапредметные и ключевые компетенции, подготовить учащихся к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ. Существуют ли трудности в работе с документами? нет системы и преемственности,обилие учебного материала, вследствие этого недостаточное время уделяется работе с документом,при ограничении времени урока учитель сам сообщает материал, задает прочитать документ дома. Пути выхода из ситуации? Выстроить систему в работе с историческими документами, соблюдая принципы преемственности, научности, практической направленности деятельности. Уровни познавательной деятельности: I уровень - воспроизводящий выписка основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана и т.д. Уровни познавательной деятельности: II уровень – преобразующийвопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку вопросов к документу; подготовку рефератов, докладов и др. Уровни познавательной деятельности: III уровень - творческо-поисковый познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положения нескольких документов; выявление линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений документа для доказательства, аргументирование своей точки зрения, обсуждение дискуссионных проблем; посильная поисковая деятельность по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений, эссе и др. При изучении источников, важно соблюдать ряд требований точное определение главного, наиболее существенного; соблюдение последовательности, постепенный переход от менее сложного к более сложному; выбор эффективных приёмов и средств; возрастание сложности изучаемого материала и приёмов работы учащихся, повышение требований к их самостоятельности, соблюдение преемственности в формировании умений учащихся работать с источниками знаний. Вариант схемы анализа документа с предложениями по дифференцированному использованию в зависимости от возраста учащихся (разработан Иоффе А.) С.Шехтер считает, что перечень вопросов является общим для всех печатных материалов: кто, когда, где, что, почему и как. Но каждый вид материала обладает присущими только ему свойствами, которые и определяют, как с ним работать и как его использовать. Каждому виду материала соответствует свой способ анализа его учащимися. Виды вопросов Варианты работы с историческими документами Разным группам учащихся проанализировать один и тот же документ с точки зрения представителей разных эпох, социальных слоёв, народов и т.п., что будет способствовать более широкой интерпретации документа. Метод мозаики, когда документ делится на 2 или более части, а затем составляется общее впечатление.Группа получает пакет из разных видов документов (мемуары, письма и т.п.). Необходимо сделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы (моделирование по принципу реконструкции). Варианты работы с историческими документами При анализе документа одна группа учащихся может выступать в роли аналитиков, другая в качестве оппонентов авторов, третья – в роли апологетов и т.п. (при проведении уроков –диспутов, семинаров, лабораторных и практических занятий)Самостоятельный подбор документов к той или иной теме. Учащимся называется тема, они составляют список того, что необходимо изучить.(урок семинар, повторительно-обобщающий урок)Самостоятельное составление учащимися вопросов к документу. Прием «Осознанное чтение» (в системе критического мышления) Использование учащимися значков при чтении документы (количество значков и их символика условны): новая информация; ? требуются пояснения, возникают вопросы; не согласен; готов обсудить или поспорить; интересная информация, любопытные материалы; понятие для добавления в словарь; знал об этом раньше Обязательный минимум умений в работе с историческими документами для учащихся 5-6 классов . Уметь определить время написания ИД или историческую эпоху. Уметь определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе. Уметь расположить несколько ИД в хронологическом порядке.Уметь работать с ИД по отдельным вопросам учителя. Уметь составить конкретные вопросы к документу. Уметь пересказать содержание ИД. Уметь составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием ИД.Уметь анализировать ИД по предлагаемому плану. Уметь составить развернутый рассказ с использованием нескольких ИД. Обязательный минимум для учащихся 7-8-х классов Уметь составить вопросы к ИД более глубокого аналитического характера.Уметь анализировать ИД по предлагаемому плану (более сложный план).Уметь анализировать ИД в контексте исторической ситуации.Уметь использовать ИД для доказательства какого-либо исторического факта, события, собственного мнения.Уметь проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких ИД.Уметь выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких ИД Желаемый уровень для выпускника основной школы (9-й класс) Уметь отбирать необходимый материал из нескольких ИД для самостоятельного решения учебной задачи.Уметь сопоставлять ИД с другими историческими источниками.Уметь сопоставлять ИД, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.Уметь выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в ИД.Уметь извлекать из нескольких ИД необходимую информацию, обобщать и анализировать ее.Уметь свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких ИД. Желаемый уровень умений для учеников 10 - 11 кл. обучение постановке вопросов к ИД,обучение составлению плана исследования,формирование умения анализировать содержание ИД Работа по группам 1 гр. – разрабатывает задания для 6 кл 2 гр. - разрабатывает задания для 7 кл. 3 гр. - разрабатывает задания для 8 кл 4 гр.- разрабатывает задания для 9 кл 5 гр.- разрабатывает задания для 10 кл. Рефлексия по теме Какие вопросы или тезисы Вы могли бы сформулировать по итогам занятия?Как может быть использован данный материал в Вашей профессиональной деятельности?Что было для Вас наиболее трудным или спорным на занятии? Полезные ссылки: ГАСПИТО Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области http://gaspito.ru/Дрофа http://history.drofa.ru/ Хронус исторические источники http://www.hrono.in fo/dokum/index.php Электронная библиотека РАН http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4863 Документы XX века http://doc20vek.ru/taxonomy/term/1032