Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова (9 класс)

8.ТВОРЧЕСТВО М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

I.Выберите правильный ответ:
1.Раннее творчество М.Ю.Лермонтова носит черты:
а) романтизма;
б) классицизма;
в) реализма.
2.Для лирики М.Ю.Лермонтова характерно:
а) восхищение красотой мира, призыв к наслаждению земной жизнью;
б) трагическое мировосприятие, боязнь действительности, конфликт между земным и небесным существованием;
в) мотивы одиночества, безверия в жизнь и искренность чувств, конфликт личности и общества.
3.Органическое слияние с природой, жажда свободы, борьба за счастье любить и иметь родину-это черты
а) Демона;
б) Мцыри;
в) Печорина.
4.В «Журнале Печорина» широко использован способ психологической характеристики
а) характеристика героя через сопоставление с другими персонажами;
б) самоанализ;
в) антитеза.
5.Перед собой и окружающими Грушницкий играет роль
а) существа возвышенного и необыкновенного;
б) «доброго малого», отчаянного повесы;
в) судьи чужих пороков и блюстителя нравственности.
6.Трагедия Печорина заключается в
а) болезненном самолюбии и обиде на окружающий мир;
б) равнодушном и потребительском отношении к миру;
в) индивидуализме и неудовлетворенности окружающей действительностью.

II.Допишите правильный ответ:
7.М.Ю.лермонтов был убит в возрасте
8.Жанр произведения «Герой нашего времени»-
9. «Герой нашего времени» заканчивается повестью
10.О встрече Печорина с контрабандистами рассказывается
11.Лошадь Казбича звали
12. «О, как мне хочется смутить веселость их
и дерзко бросить им в глаза»

III.Установите соответствия:
13.Укажите названия стихотворений:
а) «Выхожу один я на дорогу»; а) « передо мной как будто бы сквозь сон,
при шуме музыки и пляски,
при диком шепоте затверженных речей
мелькают образы бездушные людей,
приличьем стянутые маски.»
б) «Как часто пестрою толпою
окружен» б) «В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?»
в) «Когда волнуется желтеющая нива»
в) «тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога»
г) «Дума» г) «Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!»
14. Найдите соответствующие средства художественной выразительности в строках из стихотворений М.Ю.Лермонтова:
а) метафора; а) «на утесе горючем
прекрасная пальма растет»
б) эпитет; б) «Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить»
в) сравнение в) «Богаты мы, едва из колыбели,
ошибками отцов»
г) «Под ним Казбек, как грань алмаза»
д) «этот свет, завистливый и душный»
15.Установите соответствие героев и их характеристик:
а) Грушницкий; а) «Он, знаете, был не то, чтоб мирной, не то,
чтоб немирной. Подозрений на него было
много, хоть он ни в какой шалости не был
замечен () и, правду сказать, рожа у него
была самая разбойничья»
б) Печорин; б) «Его цель -сделаться героем романа. Он так
часто старался уверить других в том, что он
существо, не созданное для мира, () что сам
в этом уверился»
в) Максим Максимыч; в) «Да-с, с большими был странностями, и,
должно быть, богатый человек: сколько у
него было разных дорогих вещиц»
г) Казбич; г) «В первой моей молодости () я стал
наслаждаться бешено всеми удовольствиями
() и, разумеется, удовольствия эти мне
опротивели.»
д) Вернер; д) «Он изучал все живые струны сердца
человеческого, как изучают жилы трупа, но
никогда не умел воспользоваться своим
знанием».
е) Вулич.
16. Определите принадлежность портретных характеристик:
а) Бэла;
б) Вера;
в) Печорин;
г) Грушницкий.

а) «взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставляющий по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.»
б) «Высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывают Вам в душу»
в) «Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль.»
г) «Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка; ее лицо меня поразило своей выразительностью»

17.Определите, о ком из героев говорят критики:
а) Печорин;
б) Грушницкий;
в) Вернер;
г) Максим Максимыч

а) «Это столп тех несомненных доброты, тепла, здравого смысла и прочности жизни, которые составляют очевидный и неизменный фонд человечества» (В.И. Гусев).
б) «В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца» (В.Г.Белинский)
в) «утрированное отражение чисто внешних печоринских черт», «ограниченный эгоист» (Б.Г.Удодов).
г) «воспроизводит немало из его [Печорина] внутренних качеств”, “способен на подлинно гуманные чувства” (Б.Г.Удодов).

18.Установите соответствие событий и глав романа “Герой нашого времени”
а) “Бэла”;
б) “Княжна Мери”;
в)”Фаталист”;
г) “Тамань”;
д) “Максим Максимыч”

а) встреча со слепым мальчиком;
б) рассказчик получает Журнал Печорина;
в) кража коня;
г) дуэль;
д) происшествие в казачьей станице.

IV.Установите последовательность:
19.Расположите последовательно образы, возникающие в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Как часто, пестрою толпою»:
а) «Давно бестрепетные руки»;
б) «Сад с разрушенной теплицей»;
в) «Приличьем стянутые маски»;
г) «Железный стих».
20.Расположите в хронологической последовательности главы романа «Герой нашего времени»;
а) «Бэла»
б) «Максим Максимыч»
в) «Тамань»
г) «Княжна Мери»
д) «Фаталист»
21. Восстановите порядок появления героев в повести «Княжна Мери»
а) Вернер;
б) Вера;
в) Княжна Мери;
г) Грушницкий
22. Установите последовательность событий повести «Фаталист»
а) попытка Вулича застрелиться;
б) Печорин решает испытать судьбу;
в) заключение пари;
г) убийство Вулича.

Найдите правильный выход из ситуации:
23. На уроке литературы учащиеся стали спорить, почему Печорин и доктор Вернер не стали друзьями. Если бы вы принимали участие в споре, какую точку зрения поддержали бы:
а) Печорин не способен к дружбе и отрицает ее;
б) Печорин считает Вернера человеком менее умным, чем он сам, и потому не достойным такой дружбы;
в) взгляды Печорина и Вернера очень разные, даже противоположные, они не находят понимания друг у друга;
г) все ответы верные;
д) все ответы неверные.
24. При написании сочинения по роману «Герой нашего времени» ученик задумался над тем, почему любовь Бэлы не смогла спасти Печорина. Поразмыслив, он объяснил это так;
а)Бэла слишком рано погибла, и Печорин так и не успел осознать своей любви к ней;
б) «Дикарка» Бэла не привлекла Печорина, воспитанного в традициях высшего света;
в) Бэла наскучила Печорину;
г) Все ответы верные;
д) Все ответы не верные.


Ключи к заданиям:
1-а; 2-в; 3-б; 4-б; 5-а; 6-в;
7-27лет; 8-психологический философский роман;
9-«Фаталист»; 10-в повести «Тамань»; 11-Карагез; 12-железный стих, облитый горечью и злостью;
13 а - б, г; б - а; в - в; г- ;
14 а - б, в; б – а, д; в-г.
15. а-б; б-в,г; в-; г-а; д- д; е-;
16. а-б; б-г; в- а; г-в.
17. а-б; б – в; в -г; г – а.
18. а – в; б – г; в – д; г –а; д – б.
19. в, а, б, г.
20. в, г, д, а, б.
21. г, в, а, б.
22. в, а, г, б.
23. а
24 а, в.
15