ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД КВЕСТ-ПРОЕКТОМ: «КРАЕ-КВЕСТ»


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД КВЕСТ-ПРОЕКТОМ: «КРАЕ-КВЕСТ»
Дергунова И.В. МБОУ СОШ № 69 г. Пензы, Россия
Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные средства обучения. Организация учебного процесса с применением различных сервисов сети Интернет позволяет школьникам изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Литературное краеведение в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Цели и задачи регионального курса литературного краеведения отражены в Образовательном минимуме как составляющие содержания обучения литературе. Выбор темы крае-квеста (квеста по краеведению) определяется учителем в соответствии с программой, учебной ситуацией по предмету, с учетом интересов и способностей учащихся. В ходе занятия преподаватель координирует учебный процесс, направляя действия учеников к поставленной цели.
Рассмотрим основные этапы работы над квест-проектом по краеведению «Быт, обычаи, обряды, праздники, игры народов Пензенского края» (7 класс).
Начальный этап. В начале занятия учитель знакомит учащихся с темой занятия, предлагая выбрать один из маршрутов освоения материала: самостоятельно или по заданию. Под руководством педагога намечается план изучения темы проекта по заданию.
Ролевой этап. Участники игры делятся на группы, распределяя роли (историки определяют, какие народы проживают в Пензенском крае с древних времен; промысловики изучают быт, земледельческий труд, промыслы народов нашего края; культурологи анализируют тематическое родство обычаев, обрядов народов Пензенской губернии, затейники исследуют, почему праздники жителей Сурского края перекликаются между собой; массовики выясняют, какое значение имели игры в жизни народов Пензенского края) по 1-4 человека на 1 роль в зависимости от выбранного маршрута изучения темы.
Проблемный этап. Каждая группа знакомится с проблемной ситуацией из жизни. Приведем пример ситуации для группы историков: Вы едете в автобусе из Пензы в Шемышейку.
- На каком языке вы будете общаться с пассажирами? (На русском языке).
- А еще на каком языке? (На мордовском, татарском и чувашском).
- Почему именно эти языки вы назвали? (На территории Пензенской области проживают мордва, татары, русские, чуваши).
- А какой из перечисленных народов является коренным жителем нашего края? (Мордва).
Далее вместе с учителем составляются вопросы, выстраиваются в определенной последовательности, ответы на которые составят содержание темы. Это своеобразный план работы, дающий ответ на вопрос «Какие народы проживают на территории Пензенского края с древнейших времен?»:
Когда и кем впервые был заселен Пензенский край?
Почему пензенская земля стала колыбелью мордовского народа?
Как происходило формирование татар-мишарей в Пензенском крае?
Кем заселялся Пензенский край в 17 веке? Назовите причины переселения русского народа на пензенскую землю.
4. Информационно - практический этап. Выполняя задания и отвечая на вопросы, учащиеся собирают, анализируют, отбирают информацию. При этом используется предложенная учителем литература, источники Интернета, материал, размещенный в теоретической главе электронного учебника. Например:
- История Пензенского края. Учеб. пособие для 7-8-х кл. Саратов, Приволж. кн. изд. Пензенское отд., 1977.
- История Пензенского края: Учеб. для осн. шк. (Г.Н. Белорыбкин, В.И.Лебедев, Г.Ф. Винокуров, В.В. Ставицкий, В.И. Первушкин, В.С. Годин, Г.Е. Горланов); Под ред. Г.Н. Белорыбкина.- Пенза, 1996.
- http://kray.ucoz.ru/index/ehrzja_moksha_mordva/0-297
- http://www.finnougoria.ru/news/publications/3290/)4.Контрольный этап. Изучив материал и выполнив задания, каждая группа проходит тест, расположенный в контрольной части электронного учебника. Например:
1. Когда отмечали праздник Сабантуй?
1) летом 2) весной 3) осенью 4) зимой
2. Что означает название праздника Сабантуй?
1) праздник дома
2) праздник поля
3) праздник плуга
4) праздник леса
3. Какие особые блюда готовились на Пасху?
1) овсяная каша
2) окрошка
3) творожная масса, кулич и яйца
4) холодные закуски
4. С какой целью совершался ритуальный обход домов на Пасху?
1) исполнение танца
2) собирание денег
3) получение подарков
4) прославление Христа (христославление)
5. Когда отмечается Рождество Христово?
1) 5 ноября 2) 7 января 3) 7 ноября 4) 17 февраля
6. Что происходит накануне Рождества?
1) соблюдается строгий пост;
2) отмечается рождественский сочельник;
3) производится уборка дома;
4) производится украшение дома
7. Какое первое блюдо подавали к столу в Рождественский сочельник?
1) сочиво 2) индейку 3) борщ 4) запеканку
8. Зачем крестьяне заставляли лазить своих детей под стол во время Рождественского сочельника?
1) чтобы спрятаться;
2) чтобы водились куры;
3) чтобы реки были полноводными;
4) чтобы собрать крошки
9. Что означает название праздника Раськень озкс?
1) праздник плуга
2) проводы зимы
3) встреча весны
4) моление предкам
10. Какой чувашский праздник совпал с русскими и мордовскими Святками и Крещением?
1) Кăшарни 2) Çăварни 3) Симек 4) Уяв 5. Заключительный этап. По результатам исследования проблемы представляются собранные материалы в виде мультимедийных презентаций с фотографиями, рисунками, интервью, репортажами, формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как учитель, так и учащиеся.