Материал для выступления на педчтениях.


Евтых Хариет Бачмизовна заместитель директора по ВР, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №2» а. Ассоколай Теучежского района.
От духовно- нравственного облика учителя – к духовно- нравственному воспитанию ученика.
В Концепции и Программе модернизации российского образования выделяются цели образования и воспитания, отражающие особенности современной социально- педагогической ситуации: это формирование высокого уровня правовой культуры, умения отстаивать свои права; развитие у учащихся самоорганизации и созидательной деятельности; воспитание самостоятельности и готовности к сотрудничеству, толерантности, терпимости к чужому мнению; развитие умения вести диалог, искать и находить содержательные компромисы. Решение этих задач в значительной степени определяется профессионально – педагогической компетентностью учителя, его педагогической позицией. Обучение и воспитание учащихся, по сути, является взаимодействием учителя и учащихся, эффективность этого взаимодействия зависит от того, насколько хорошо учитель научился использовать свою профессионально - педагогическую компетентность, свою личностную позицию, собственную уникальность, чтобы квалифицированно реализовать свои цели.
Профессиональная компетентность педагога является главным условием духовно- нравственного воспитания ученика. В успешной организации педагогического процесса по духовно- нравственному воспитанию многое зависит от культуры общения учителя и ученика. Речевая культура учителя это фундамент духовно- нравственного воспитания ученика. Говорить о духовно- нравственном облике учителя – задача не новая. Несомненно, любая система ценностей предполагает, что учитель, вступая в общение с учениками, неизбежно, хочет он того или нет, будет влиять на них нравственно, а значит и духовно. Влияние это может быть различным, оказано оно может быть в разной мере, зависит от множества факторов, но главным всегда будет фактор личностный – личность наставника, его душевные и духовные качества, его убеждения, принципы и моральные установки.
Талант педагога, как и талант любого человека, является даром. Это дар заключается в уважении взрослых к человеческому достоинству детей, формировании и поддержке положительной самооценки, уверенности в возможностях и способностях. Педагог более чем кто-либо открыт для активного общения с учениками. Он в деле воспитания и образования стоит перед сложной задачей: передать конкретный опыт и конкретные знания общественного характера ученику, не нарушая свободы его личности. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные способности учителя и его моральные устои. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует неоформленное, но чёткое мнение о каждом из них. Несоответствие личностных качеств учителя требованиям учеников отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действия, поступки или речь учителя в чём-то не соответствуют элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия учителя на формирование духовно-нравственных установок у учащихся. Педагог нашего времени должен иметь определённый духовно-нравственный облик. В первую очередь это уважение учителя к личности ученика. Во-вторых, учитель должен нести ответственность за свою профессиональную деятельность перед собой, перед учениками и их родителями и перед обществом. В- третьих, учитель должен уметь находить компромисс в общении с учащимися. Все начинается с учителя, с его умения строить с учащимися педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в налаживании контактов. При появлении трудностей многие думают, что причина в учащихся и в их невоспитанности. Установление прочной обратной связи между учителем и учащимися в ходе педагогического процесса является ключевым моментом эффективного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач. И в этом проявляется профессионально-личностная позиция учителя. Профессионально-личностная позиция учителя является важнейшим фактором духовно-нравственного воспитания учащихся. Активное взаимодействие учителя и ученика, их ценностно-смысловые обмены приводят к идее сотрудничества учителя и ученика. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляют содержание воспитательного процесса. Учитель не передаёт готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создаёт, вырабатывает их вместе с учащимися. Это пространство воспитательного воздействия и есть пространство воспитательной культуры. Сегодня, обучая детей знаниям, мы одновременно должны постараться сделать всё, что от нас зависит, чтобы учащиеся стали настоящими людьми, иначе, зачем нужны эти выученные знания. К.Д.Ушинский по этому поводу писал: «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мёртвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности… Главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
Литература
Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - 23 с.
Инновационные направления в развитии системы воспитания. Методическое пособие. / В.П. Сергеева, Б.А. Кирмасов и др. - М.: УЦ "Перспектива", 2012. - 248 с.
Современные концепции воспитания в школе./ Под ред. Игорьковой И.Т. - Барнаул: ООО "Громада", 2013. -206 с.
Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А. Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – С. 49.