Выступление на методическом семинаре по теме: «Использование новых методик и технологий в активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках в условиях реализации ФГОС»


Выступление на методическом семинаре по теме:
«Использование новых методик и технологий в активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках в условиях реализации ФГОС»
«Многому я научился у своих наставников, ещё более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников» Талмуд
(мое педагогическое кредо)
Проблема, над которой я работаю: использование новых методик и технологий в активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках в условиях реализации ФГОС.
Для решения данной проблемы внедряю в практику образовательного процесса интерактивный метод обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода. Это один из инновационных методов организации и проведения уроков. Интерактивные методы учат взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение построено на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Взаимодействие с классом осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества, для этого на уроке использую: парную или групповую формы работы, а также приемы: «обмен мнениями», «помоги соседу», «давай вместе» и др.
Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. Групповые формы работы применяю как при изучении нового материала, так и после изучения темы или раздела на уроке обобщения и систематизации знаний и умений.
Группа получает сразу не одно, а несколько заданий, и это позволяет каждому принять участие в совместной работе. Данная групповая работа дает школьникам не только навыки анализа текстов, но и развивает их речевые способности.
Далее представители от каждой группы выступают перед классом. Ученики, выслушав ответ выступающих, дают оценочные суждения.
Применение данной формы работы на уроке позволяет сформировать такие коммуникативные умения как способность обучающихся аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, давать свои оценочные суждения.
С учетом дидактических задач и возрастных особенностей ребят применяю игровые технологии (игры-реконструкции с наличием воображаемой ситуации и ролями, которые очень хорошо удаются в классе; игры-обсуждения, в которых моделируется ситуация с различными формами обсуждения, анализом прошлого с точки зрения настоящего; игры-соревнования с четко фиксированными правилами). Игровые технологии повышают интерес к изучаемому материалу, активно включают детей в рабочую обстановку, вызывают желание помочь другу. Эти технологии чаще использую на уроках окружающего мира.
Конечно, трудно сделать каждый урок игровым, но ведь можно любой этап урока провести интересно, используя не полностью технологию, а некоторые элементы. Например, при работе с хронологией и терминами использую такие приемы, как словарная разминка, хронологическая разминка (учащимся предлагается назвать даты, термины, имена, географические названия по одной теме; побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним). На этапе проверки домашнего задания могу применить цепочку (один ученик называет термин, другой дает определение). В качестве физкультминутки можно использовать простую игру «Да-нет-ка». Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «Да» или «Нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» - поднимают руки вверх, «нет» - приседают.
На этапе закрепления и повторения материала обучающимся предлагаю игру «О ком речь?». Участникам игры нужно после каждого описания назвать имя героя, о котором шла речь. Например, на уроках литературного чтения.
Задание «Определи ошибку» эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении. Например, ребятам раздается дидактический материал «Тексты с ошибками», в течение определенного времени они должны найти в тексте ошибки и составить правильный вариант текста. Такую работу еще практикую в парах.
Есть еще один интересный прием, который очень любят ученики – работа с картой «Кто быстрее соберет карту» (по принципу сбора пазлов). Группа получает раздаточный материал – карта разрезана на части. Ученики должны правильно собрать карту и рассказать о событии, которое изображено на карте.
Игровые задания: составление кроссвордов, викторин, головоломок, ребусов, шарад - позволяют не только обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, но и дать сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
На уроках и во внеурочной деятельности использую проектные технологии, которые позволяют соединить теоретические знания, практические навыки и умения с формированием активной жизненной позиции, путем включения школьников в реальные дела. Считаю, что учитель в данной деятельности является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта с гордостью мог сказать: «Я сделал это сам!».
Проектную деятельность можно осуществлять на протяжении изучения определенного раздела по окружающему миру, литературному чтению, и по окончании изучения представить защиту своего проекта. При работе ребята используют: дополнительную литературу, энциклопедии, журналы, компьютерные технологии.
В свою работу активно включаю информационно-коммуникативные технологии, которые активизируют учебную деятельность обучающихся на уроках; позволяют грамотно работать с информацией. Систематически на уроках применяю компьютерные презентации, которые имеют полноценное методическое сопровождение урока, использую учебные фильмы, исторические видеосюжеты и мультимедийные пособия. Ребята 4 класса с особым интересом просматривают мультипликационный фильм о Прометее или путешествуют с первобытным человеком, рассматривая его наскальные рисунки. На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны.
Также систематически обучаю детей осуществлять рефлексивное действие на каждом уроке (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).
Для сохранения и укрепления здоровья обучающихся я включаю в урок динамические музыкальные паузы, физкультминутки, гимнастику для глаз. Такие динамические паузы снимают усталость, способствуют смене деятельности на уроке, вызывают положительные эмоции у ребят любого возраста.
Одним из этапов инновационного процесса в рамках реализации ФГОС является организация внеурочной деятельности
Ежегодно с целью самосовершенствования и профессионального развития стараюсь сама принимать участие в конкурсах и вовлекать детей.
Усилия, направленные на повышение качества знаний, привитие интереса к предмету, дают свои результаты.
Таким образом, считаю, что, используя интерактивные методы, новые технологии в преподавании я открываю для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, стараюсь организовывать и направлять учебную деятельность ученика так, чтобы он сам добывал знания и оперировал ими, в результате чего активизируется их деятельность, повышается мотивация к изучению предмета.  
“Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда”. Эта древняя мудрость очень точно отражает идею системно-деятельностного подхода в образовании в рамках стандарта 2-го поколения ФГОС, который я использую в своей педагогической деятельности.
Спасибо за внимание!
Современный урок по ФГОС
«Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием»Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока является ориентация результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС. Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Как написано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», « учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру».В соответствии с этим современное общество ожидает от школы образованных, нравственных , предприимчивых выпускников, которые:Могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;Способны к сотрудничеству.Учитель должен уметь спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.И самое главное, учитель должен быть высококвалифицированным, творческим специалистом, любящим свою работу и детей.Мы все прекрасно понимаем, что качество обученности учеников в большей степени зависит не столько от способностей школьников иих желания учиться. Сколько от учителя, его отношения к учебному предмету и учащимся.Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «Современный учитель»В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю. Во-первых, это профессионал, который:- демонстрирует универсальные и предметные способы действий;- инициирует действия учащихся;- консультирует и корректирует их действия;- находит способы включения в работу каждого ученика;- Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.Во-вторых, это педагог, применяющий развивающие технологии.В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.Так каким же все-таки должен быть современный урок?Современный урок , как того требует закон об образовании в первую очередь, должен удовлетворять требованиям, утвержденным в ФГОС.
Требования ФГОС к методике преподавания
1.Компетентностный подход – комплексный характер(УУД) неразрывность знаний, умений. Навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и применения на практике.2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание направленности своей деятельности( целеполагание,рефлексия, оценка).3. Метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании- интеграционный подход.4.Связь обучающей и воспитательной направленности образования.5.Акцент на активную деятельность и результативность( личностные, предметные и метапредметные результаты обучения).6. Расширение информационного поля и поиск информации в разных источниках ( в том числе структуирование и анализ).7.Дискуссион и открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).8.Связь с повседневной жизнью (анализ ситуации).9.Проектная деятельность и практическая направленность образования.10. Повышение мотивации к образованию ( проблемный подход, интерес).Любой творчески работающий педагог понимает, что невозможно подготовить хороший урок без его анализа.Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества.В ходе самоанализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия , позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства самим учителем позволяет ему постоянно выявлять свои профессиональные затруднения, своевременно находить решение.Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?На уроке, как в фокусе концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. О реальной ценности урока говорят его результат, степень усвоения материала учениками.Реализация требований ФГОС вынуждает учителя строить уроки по совершенно иной схеме.Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?Чаще реализуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.Требования, предъявляемые к современному уроку.1. Учитель, как и былые времена годы, должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.2. Урок долен носить гуманистический подход.3. Красной нитью через урок должен проходить системно-деятельностный подход.4. Урок должен быть нацелен на формитрование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками).5. Учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.6. Учитель должен побуждать учеников сами делать выводы по ходу урока.7. Учащиеся на уроке должны проявлять максимум творчества и сотворчества.8. На уроке должны осуществляться принципы время и здоровьесбережения.9. В центре внимания на уроке должны быть ученики( урок для детей, а дети для урока).10. Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.11. Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.12. Учитель должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.13. Должна быть рефлексия учебного занятия.Структура современного урока должна быть динамичной с использованием набора разнообразных операции, объединенных в целесообразную деятельность.Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока. Именно самоанализ позволит ее выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно- воспитательных задач на уроках, принять и во внимание при дальнейшем проектировании образовательного процесса.Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретают особое значение потому, что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по- настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.Большую практическую помощь творчески работающему учителю могут оказать критерии , применяемые при оценке уроков на профессиональных учительских конкурсах различного уровня.Критерии Оценка1 Организационный момент, готовность учителя к уроку, проверка подготовленности учащихся к уроку. 0123452 Постановка цели урока и умение выделить задачи урока. 0123453 Умение учителя стимулировать мотивы обучения( актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме, пробудить к ней интерес, целенаправленно думать , выражая свои мысли собственными словами) 0123454 Уровень общепедагогического и методического мастерства( умение учителя выбрать форму урока, технологию, методы обучения, наличие оригинального методического инструментария( нестандартные методы, приемы, средства обучения) 0123455 Уровень грамотности изложения материала(стиль, логика, научность) 0123456 Восприятие материала учащимися ( интерес, напряженность) 0123457 Стиль взаимоотношения «Учитель-ученик» 0123458 Актуальность и связь с жизнью (оптимальность соотношения теории и практики) 0123459 Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала. 01234510 Системность изложения материала , способствующая продуктивной организации мыслительной деятельности учащихся. 01234511 Рациональность и высокая эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смена видов деятельности в ходе урока. 01234512 Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации. 01234513 Эффективность контроля работы учащихся(оперативность, объективность, наличие четких критериев оценки знаний, умений, навыков учащихся) 01234514 Степень воспитательного (нравственного, эстетического, личностно развивающего) воздействия содержания, методов организационных форм учебного взаимодействия на уроке. 01234515 Влияние использования ИКТ на результативность обучения(достижение целей урока, повышение эффективности и качества обучения) 01234516 Реальность, достижения цели (задач) урока. Наличие четких критериев оценки результативности учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, напрвленных на решение дидактических задач(чему и в какой степени научились), воспитательных задач, способствующих формированию личностных качеств, ценностной ориентации учащихся в ходе урока, общеразвивающих задач( что и в какой степени способствовало развитию общеучебных умений, познавательных способностей) 01234517 Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися в ходе урока. 012345Данные оценочные показатели можно использовать для проверки эффективности своего урока , выявления резервов его совершенствования.К примеру , вы набрали от 60 до 67баллов можно поставить себе оценку хорошо, ну а свыше 67 отлично.Как мы видим, учитель должен показать не только то, что он применяет инновации, но и то , что они серьезно повышают эффективность учебного процесса.Прошу дать оценку моему выступлению: «Солнышко»-принимаю в целом анализ урока. Смайлик»- частично принимаю.