Занятие, направленное на принятие подростком своего имени из программы Как стать взрослым?


Принятие подростком своего имени
Цель: определение отношения к собственному имени, осознание чувственно-телесных переживаний, связанных с именем.
Задачи:
- понятие и принятие подростком имени, выделение себя из окружающего мира;
- осознание «личностного смысла» своего имени;
- коррекция переживаний подростка, связанных с именем.
Ход работы.
Ритуал приветствия.
«Что интересного произошло со дня нашей последней встречи?» Каждый из участников делится по кругу своими событиями в жизни.
Разминка. Упражнение «Всеобщее внимание».
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.
Основная работа начинается с вопроса «Как ты выделяешь себя из окружающей среды?»
Текст для ведущего: «Несомненно, мы имеем свою линию поведения, поэтому и отличаемся от других людей. Однако давайте вспомним, с чего начинается отделение себя от других? Ребенка называют, зовут по имени, окликают и т.д. Как тут уже говорили, маленькие дети уже знают, кто они, как их зовут. И если вам задать вопрос: «Кто ты?», то большинство из вас наверняка назовет свое имя, чтобы обозначить, кто же он.… Сегодня мы поговорим об имени, что оно для вас значит, нравится оно вам или нет, помогает оно или мешает жить.… Наше имя, то, как мы его произносим, как произносят его другие, близкие или чужие люди, влияет на то, как мы себя чувствуем. … Наверняка, у каждого из вас есть имя, которым вы позволяете называть очень узкий круг близких и родных вам людей. С другой стороны, есть имя, которое как бы «официальное», «дежурное», которое существует независимо от ситуации, настроения, роли. Сейчас представьтесь тем именем, которое ближе вашему состоянию, настроению … тем именем, которым бы, как вам хотелось, чтобы вас здесь называли. … Прислушайтесь к своему имени. … Как оно звучит для вас? Может, как-то ласково? … Или наоборот, «одергивающе»? … А может нейтрально? …»
Далее участникам предлагается по кругу рассказать о своем имени, обращая внимание на то, есть ли история имени, кто принял решение именно так назвать, как в детстве называли, какое самое яркое событие в жизни связано с именем и т.д., упоминая мифы, легенды, связанные с именем.
Упражнение «Какое имя мне подходит»
Задание: написать своё имя на визитной карточке и передавать карточку по кругу, чтобы каждый другой участник написал рядом с этим именем то имя, которое, как он считает, больше подходит первому участнику. Когда на визитной карточке каждый участник напишет имена для каждого участника, дается инструкция.
«Сейчас вы получили свою визитную карточку, на которой написаны имена, которые, как кажется другим, вам подходят. Посмотрите, какие это имена.… Нравятся ли они вам… Может быть, там есть имена, которые, как вы считаете, на вас похожи… или которые на вас, наоборот, не похожи.… Выберете имя, которое вас удивило. Расскажите, чем оно удивило.… Почувствуйте себя с новым именем. ... Попробуйте понять, что вы потеряли, что приобрели с этим именем». В дальнейшем участникам предлагается выбрать наиболее понравившееся имя, написать его на визитке и прикрепить на грудь.
«… А теперь мы попробуем познакомиться заново. Для этого мы используем мяч. Сейчас я кину мяч тому, как мне кажется, со мной похож, и назову то качество или черту, которой, как я считаю, мы похожи. И конечно, не забуду назвать его новым именем. Итак, кидаю мяч, называю имя, называю качество. Потом тот, кому я кинула мяч, кидает мяч другому человеку и так далее».
В процессе этого упражнения происходит «принятие» себя в другом качестве, изменение образов Я, связанных с именем, в структуре Я-концепции, выход «за пределы» ограниченности собственными «мифами», ожиданиями других и т.д. По ходу упражнения корректируются иррациональные установки, эмоциональные реакции, стратегии поведения.
В конце занятия ведущий сообщает участникам, что с 14 лет каждый из них с согласия родителей имеет право поменять свое имя на другое. Кто хотел бы это сделать, а кто хотел бы вернуть себя свое? Тем, кто захочет поменять свое имя на другое, предлагается до конца дня просить своих близких и друзей называть себя по-новому. (Ведущему необходимо делать пометки, чтобы начать обсуждение следующей сессии с этого.)
Рефлексия занятия
Завершение сессии происходит с помощью обсуждения новых мыслей и чувств по поводу своего имени.