Выступление на методическом объединении «Использование новых технологий на уроках изобразительного искусства и трудового обучения»


Государственное учреждение образования
«Гимназия № 3 г. Борисова»
Выступление
на методическом объединении
«Использование новых технологий
на уроках
изобразительного искусства
и трудового обучения»
Творческая деятельность на уроках трудового обучения и изобразительного искусства может осуществляться в форме индивидуальной работы, а также в форме коллективных творческих дел.
Преимущества коллективной деятельности огромные. Она способствует формированию у детей навыка положительных взаимоотношений со сверстниками, умения договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища и т.п. В коллективной деятельности оценивается не только общий результат, но и вклад каждого участника в общую работу. Организация коллективной работы требует тщательной подготовки со стороны учителя: определения интересного для всех содержания деятельности, продумывания правил работы в группе, наиболее эффективных методов и приемов руководства творческой деятельностью детей.
Всю эту работу можно разделить на 3 этапа.
Подготовительный этап позволяет углубить знания детей по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие воплощать их в собственной изобразительной деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.
Основной этап – это непосредственное выполнение работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной изобразительной деятельности условия для творческого взаимодействия детей, способствующего их эстетическому и художественному развитию, формированию у них умения творчески работать в коллективе. Условно можно выделить третий, заключительный этап. Это период взаимодействия детей уже с завершенной работой. В воспитательном отношении он не мене значим, чем предыдущие этапы. Для создания коллективных композиций детей можно объединять в группы, каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Существует классификация коллективных работ, в соответствии с которой выделяются 3 основные их формы:
- совместно-индивидуальная; - совместно-последовательная; - совместно-взаимодействующая. Первая характеризуется тем, что участники коллективной деятельности вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. Вторая форма предполагает работу по принципу конвейера (эстафеты), когда результат действий каждого ученика находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.
Третья форма самая сложная в плане организации. Здесь работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
Метод проектов актуален для организации деятельности 6-его ребенка и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в итоге позволяет ему успешно адаптироваться к условиям школьного обучения. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка.
В практике используются следующие типы проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты своей деятельности оформляют в виде газет, инсценировки и др.;
ролево-игровые: присутствуют элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные перед ними проблемы;
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и используют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, оформление витражей и др.);
творческие: результатом деятельности учеников может стать детский праздник, тематическая выставка.
Все проекты проводятся внутри класса, но бывают и индивидуальные проекты. По продолжительности выделяют проекты краткосрочные (один или несколько уроков), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).
Групповая форма организации работы на уроках направлена на развитие навыков сотрудничества учащихся.
Данная форма работы стимулирует учеников к творческому поиску различных вариантов решения задачи, способствует расширению их осведомленности в предметной сфере и сфере социального взаимодействия.
От способа создания учебной группы зависит, как будет протекать работа в ней и какого результата группа достигнет. Возможные варианты создания групп:
Объединение в группы происходит по взаимному желанию учеников.
Группа формируется случайным образом: по жребию; дети, которые сидят рядом (в одном ряду, на одной половине класса). В нее могут объединяться ученики, которые в других условиях никак не взаимодействуют между собой или даже враждуют. Это развивает у них способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Группы создаются по выбору педагога. Тем самым решаются определенные педагогические задачи. Учитель может объединять участников с близкими интеллектуальными возможностями, со сходным темпом работы, а может, напротив – создать равные по силе команды.
Организация работы в группах может вестись в одном направлении (одна проблема для всех с целью выявления различных подходов к достижению поставленной задачи) или же в разных (в рамках одной задачи создаются различные условия в каждой группе для достижения оригинального результата). Задания должны носить проблемный характер:
По тематике воспроизведения. Каждой группе предоставляется своя тема, определяющая условия создания композиции, изделия. Такое распределение будет актуальным при подведении итогов, обобщении, проверке знаний по изученной теме. Например, по завершении изучения темы «Оригами» в разделе «Технология обработки бумаги и картона» уместно провести итоговый урок в форме групповой работы, где каждой группе будет дано свое задание:
«Создание фигурок животных в технике оригами»;
«Создание цветочных форм»;
«Создание технических моделей»;
«Создание фигурок птиц» и т.п.
По использованию материалов и инструментов. Данный вариант работы основан на применении знаний по обработке и использованию материалов и инструментов, с которыми работают на данном уроке. Педагог определяет одну тему для всех групп. Например: «Изготовление изделий из нетрадиционных материалов. Кукольный театр». Каждой группе учитель предлагает разный материал и инструменты для его обработки. Название группам (центрам) дается по используемому материалу:
природный материал;
бумага и картон;
бросовый материал;
готовые объемные формы и т.п.
Используя предложенные в центрах материалы и инструменты, учащиеся самостоятельно решают проблему, поставленную на уроке.
По используемым техникам исполнения. Каждой группе в рамках одной темы могут быть предложены различные техники исполнения. Например, при изучении темы «Изготовление изделий из бумаги и картона. Транспортные средства» педагог может предложить группам следующие технологии выполнения:
модульное оригами;
объемное моделирование (по чертежу);
плоскостное моделирование (аппликация);
бумажная пластика и т.п.
Такая организация работы позволяет учителю использовать на одном уроке большой объем материала, через творческие задания установить уровень усвоения материала и закрепить его путем решения проблемных ситуаций.
Необходимо постоянно искать приемы, которые будут побуждать детей к непосредственному познанию действительности, самостоятельному разрешению возникающих проблем. Одним из таких способов познания является проблемное обучение.
Проблемное преподавание – деятельность учителя, направленная на создание системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала (с его полным или частичным объяснением) и управление познавательной активностью учащихся.
Виды проблемного обучения правильнее выделять на основании соответствующих видов творчества.
1. Научное творчество – теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие учениками нового правила, закона и т.п. В основе этого вида обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.
2. Практическое творчество – поиск практического решения, т.е. поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.
3. Художественное творчество – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературное сочинение, рисование, написание музыкального произведения, игру и т.п.
Выдвигаемая проблема должна соответствовать нескольким требованиям: быть доступной пониманию учащихся, посильной, формулировка проблемы интересной. Если хотя бы одно из них не выполнено, проблемная ситуация не будет создана.
К основным типам заданий проблемного характера относятся:
задания, требующие выбора решения из числа предложенных, способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности;
задания, связанные с анализом и обобщением, способствуют развитию логического мышления;
задания, носящие исследовательский характер (наблюдения, подготовка эксперимента, поиск ответа в литературе и т.п.), способствующие развитию самостоятельности, индуктивного мышления;
задания на установление причинно-следственных связей, способствующие развитию логического мышления, опирающиеся на анализ, обобщение;
задания на сравнение развивают логическое мышление;
задания, направленные на упорядочение мыслительных действий, приучение учащихся к выполнению их в строгой последовательности, соблюдение которой обеспечивает получение правильных результатов, т.е. пользование готовыми алгоритмами или самостоятельное их составление;
задания, направленные на развитие догадки и интуиции, когда на основе анализа условий и возможных путей решения ученику становится ясным весь путь решения проблемы.
Мастер-класс – эффективная форма передачи опыта, мастерства от мастера ученикам путем комментированного показа приемов работы.
Мастерство – отличное владение какой-либо профессией, трудовыми навыками, высокое искусство в какой-нибудь области. Мастер – опытный специалист. Каждый ученик должен стремиться стать мастером.
Перед мастер-классом с учащимися целесообразно провести беседу с целью расширения знаний по данной теме, показать необходимость показываемых умений и навыков. В ходе мастер-класса учащиеся приобретают практические знания, развивают внимание, память, ассоциативное мышление.
После показа мастером практических умений ученики задают вопросы, уточняют подробности.
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.
Рисование – более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Рисование красками, нанесение мазков на бумагу привлекает внимание ребенка еще в раннем возрасте. Мы бы хотели вам представить несколько видов мазков, которыми можно пользоваться на уроках и создавать неповторимые рисунки.
Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию творческих способностей.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Школьники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.
Монотипия. Метод таит в себе немало заманчивого для школьников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка.
Кляксография – отличная тренировка воображения. На ее примере также можно наглядно и весело объяснить ребенку понятие симметрии.
Итак, берем плотный лист бумаги. Делаем на нем кляксу. Мы для этого используем цветную тушь и гуашь. Потом складываем лист пополам. В процессе рисования сначала получаются спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.
Воскография. Покройте лист плотной бумаги или белого картона воском. Для этого просто натрите его свечкой. Затем нанесите на воск слой черной краски – лучше всего подойдет гуашь. Теперь дайте ребенку авторучку с пустым стержнем или деревянную палочку с заточенным концом. Пусть он выцарапает на воске любое изображение. В результате получится картинка, очень похожая на гравюру.
Граттаж – способ выполнения рисунка путём процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники – техника царапания. Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно воспользоваться акриловыми красками чёрного цвета. Когда она высохнет, острым предметом – скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой процарапываем рисунок.
Рисование штрихом. Позволяет развить у ребенка чувство ритма, равновесия, симметрии, дает возможность передать пушистость, легкость, может рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Рисование пластилином. Рисование пластилином, особенно детское, в принципе не отличается по характеру от этих приёмов – только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, а далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности.
Печать или штамп. Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток.
Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки.
Рисование через копировальную бумагу. В основе данной технологии лежит работа с копировальной бумагой. Данная технология хороша для развития рецепторов и мелкой моторики рук. Лист копировальной бумаги прокладывается между двумя листами, чтобы сторона, покрытая красящим слоем, была обращена вниз. При письме (печати) на бумагу оказывается давление, в результате чего частицы краски, нанесённой на копировальную бумагу, переходят на нижний лист.
Рисование графитной пыльцой. Данную технологию хорошо использовать при рисовании животных. В первую очередь делаем карандашный набросок на бумаге. Готовим графитовую крошку. Берем широкую резиновую кисть, макаем ее в графитовую крошку и начинаем размазывать. Затем делаем рисунок.
Рисование по мятой бумаге. Лист бумаги осторожно смять, чтобы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом «по-сырому» задуманный образ.
Рисование витражей. Витра́ж (стекло) – произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Набрызгивание – способ получения множества мелких пятнышек на рисунке, что позволяет создавать интересные эффекты. Интересный эффект возникает, если краска набрызгивается на частично влажную поверхность. В этом случае краска растекается по всему листу бумаги.
Ниткография. Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в разные цвета, выложим на одной стороне сложенного пополам листа, как захочется. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Не снимая ладони с бумаги, другой рукой осторожно выдергиваем одну нитку за другой. Разворачиваем лист... А нитки-то волшебные!
Раздувание. На белый, цветной или тонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом можно «нарисовать» деревья, цветы в вазе, салют и т.д.
Рисование по сырой бумаге. Для рисования этой техникой нужна влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и поместим её на влажную салфетку (чтобы бумага не высохла), возьмём акварельный мелок или краску и нарисуем всё, что угодно. Изображение получается расплывчатым, не имеет чётких границ.