Дидактическая игра Берёза — символ России


Игра – путешествие « Берёза – символ России». Подготовительная группа.Цель: продолжать знакомить детей с понятиями « Родина», « Отечество», с деревом, ставшим символом России, рассказать о том, какую пользу берёза приносит людям; расширять кругозор детей; воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Воспитатель: Богатых С. А. Проводится экскурсия по выставке рисунков детей « Моя Родина». - Какие места вы изобразили на своих рисунках? ( где родились, живём, куда ездили отдыхать с родителями и т.д.)- Как можно назвать одним словом всё, что вы нарисовали на своих рисунках? ( Родина, Отчизна, Отечество).- Как вы думаете, с чего начинается Родина? ( ответы детей )Подготовленный ребёнок читает отрывок из стихотворения М. Матусовского « С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, С той самой берёзки, что во поле, Под ветром склоняясь, растёт. А может она начинается С весенней запевки скворца И с этой дороги просёлочной, Которой не видно конца?- С чего начинается Родина для автора стихотворения?- Какие пословицы о Родине вы знаете? ( «Родина любимая, что мать родимая», «Жить - Родине служить», «Берегите землю родимую, как мать любимую», « На чужой сторонушке и весна не красна», « Русское раздолье – человеку приволье» и др.)Воспитатель предлагает рассмотреть картины с пейзажами русской природы. - Что общего есть в ваших рисунках и картинах художников? (берёзы)- Как вы думаете, почему и на картинах художников и на ваших рисунках есть стройные белоствольные берёзки?- Конечно же, это не случайно. Какой русский человек не любит берёзку –красавицу! Берёза - символ России. О белоствольной русской красавице сложено много стихов и песен. Рано утром встаёт она солнце встречать, Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь. И, наверно, на свете нет берёзы родней, Ведь берёза – частица России моей!- Берёза – это ещё и полезное дерево. Если болит голова, то можно подойти к берёзе поближе, а голову прижать к стволу, то боль скоро утихнет. Это происходит по тому, что берёза всё плохое забирает в себя, а хорошую энергию отдаёт. Когда у детей болит живот, то от этой боли может помочь берёзовый сок. А старые бабушки лечат больные ноги листиками берёзы: для этого в чулки кладут зелёные листики и ложатся спать – утром ноги у бабушек не болят. Вспомните загадку про берёзу: Стоит Алёна – платок зелёный, Тонкий стан, белый сарафан.- С кем на Руси сравнивали красавицу берёзку? ( с девушкой нежной, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой)- Летом в июне месяце на Руси справляли праздник. Этот праздник считался девичьим праздником. Утром девушки в нарядных платьях ( показ рисунка русского народного костюма) шли к берёзовой роще, выбирали одну из берёзок и украшали её. Привязывали к её ветвям цветные ленточки, лоскутки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг украшенной берёзки водили хоровод, пели песни, плясали, заводили игры.- Как называют берёзу в народе? С кем её сравнивают?- Чем является берёза для русского человека?- Чем полезно это дерево?- Какие праздники устраивала молодёжь на Руси в берёзовых рощах?- Как и чем украшали берёзу?А давайте и мы украсим нашу берёзку по русскому обычаю. Дети вешают на берёзку (макет дерева или настоящую берёзку) цветные ленточки. Ребёнок читает стихотворение. Берёзонька, ты моя берёзонька: Берёза моя белая, Берёза раскудрявая. Стоишь ты , берёзонька, Посреди долинушки. На тебе, берёзонька, Листья зелёные, Серёжки махровые. Под тобой, берёзонька, Трава шелковая.- Посмотрите, ребята, какая красивая и нарядная получилась у нас берёзка. Давайте и мы заведём хоровод вокруг берёзки, как в старину. Дети под песню « Во поле берёза стояла» водят хоровод вокруг берёзки.