Разработка урока по литературному чтению: Сказка о жабе и розе.


Конспект урока
Предмет: литературное чтение Класс: 4
Тема урока: «В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (на материале учебника Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. «Литературное чтение». 4 класс, УМК «Школа России»).
Характеристика класса: ребята работоспособные, достаточно развиты интеллектуально, чтобы понимать, что такое патриотизм, труд, ответственность, уважение к людям, любовь к природе.
Начальные условия: на уроках изучаются произведения из раздела «Литературные сказки». Учащиеся имеют представление и знания об анализе текста, терминологически подкованы.
Вид урока: урок применения предметных ЗУНов и УУД.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, дифференцированная, групповая.
Цели: создание условий для:
знакомства с произведением В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»;
развития умения выявлять главную идею произведения через характеристику героев и художественные особенности;
воспитания любви к прекрасному, умения противостоять злу.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Мыслительные операции: анализ, логический вывод, причинно-следственные связи.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: доска (дата, тема, Ф.И.О.: Попова Ирина Михайловна), презентация к уроку (фразы для знакомства и мотивации познавательной деятельности, портрет В.М.Гаршина, его цитата о смысле жизни, обложка книги сказки, план работы с текстом сказки, выводы, домашнее задание, эпилог урока. Музыкальные произведения композиторов: 1. Романс Антона Григорьевича Рубенштейна; 2. «Вальс цветов» Петра Ивановича Чайковского.
Ход урока:
Этапы ХЭД Деятельность учителя Возможные действия ученика Комментарии
Организационный момент. Мотивационный настрой (подготовка к восприятию материала) Эмоциональный настрой: предлагаю провести необычную пятиминутку чтения. Вы не только почитаете, но и выскажите свои мысли.
На доске вы видите 3 незавершённые фразы зелёного, синего и голубого цветов, закончив их, мы познакомимся и настроимся на работу.
А сейчас давайте настроимся на работу, улыбнёмся, сложим длину всех улыбок в классе и пожелаем друг другу удачи. Эмоциональный отклик
Ответы детей, возможна помощь товарища по парте.. СЛАЙД 1.
СЛАЙД 2
2. Актуализация знаний, постановка целей и задач урока Нам предстоит на уроке интересная работа, мы продолжим изучение раздела «Литературные сказки».
Какую сказку вы читали на прошлых уроках?
О чем она?
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Всеволода Михайловича Гаршина и с его сказкой.
- Будем продолжать учиться выразительному чтению и анализу прозаического текста.
- Какую сказку Гаршина вы читали в 3 классе?
- О чём она? «Городок в табакерке» Владимира Фёдоровича Одоевского.
Сказка о детях.
Поучительную сказку (высмеивается болтливость, высокомерие, хвастовство, ложь) «Лягушка-путешественница». СЛАЙД 3
«Тема В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Организация познавательной деятельности.
Рассказ о Всеволоде Михайловиче Гаршине Итак, Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).
ПОРТРЕТ: обратите внимание, на вдумчивый взгляд, что говорит о серьёзном отношении к жизни. Какой умный строгий вид на фото.
РОДИЛСЯ писатель 14 февраля 1855 года в Санкт- Петербурге. Детство у него было не таким уж и счастливым. Когда мальчику было 5 лет, мать ушла по неизвестным причинам из дому. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он хорошо учился, много читал. Был наблюдательным ребёнком, внимательным читателем.
(1855-1888)
Прожил небольшую, но очень интересную жизнь. Писателя не стало, когда ему было всего 33 года.
В.М.Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле». Дети слушают.
СЛАЙД 4
«Портрет Гаршина»
- много странствовал;
- увлекался естествознанием.
Цитата на слайде.
Об истории создания сказки РАССКАЗ НА ФОНЕ МУЗЫКИ РУБЕНШТЕЙНА.
Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубенштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль о написании сказки о жабе и розе.
Под музыку складывались трогательные слова этой сказки. Дети слушают. Романс (крик души, где выражается вся боль и переживания)
Антона Григорьевича Рубинштейна.
СЛАЙД 5 «Обложка книги сказки»
Художественное восприятие произведения (комментированное чтение сказки) Прочитайте название сказки.
Как вы думаете, о чём это произведение?
Что вы можете сказать о розе? Какая она?
Какой вы себе представляете Жабу?
Вот о таких действующих лицах мы начинаем чтение сказки.
Предлагаю открыть страницу учебника 169.
Начнём чтение, опираясь на план, который вы видите на доске.
Работу мы сопроводим трудом 2 творческих групп: «ЧИТАТЕЛИ» и «ИССЛЕДОВАТЕЛИ».
ТЕКСТ с. 169-172
ЧИТАТЕЛИ
1 строка
Дочитывает 1 абзац.
- Каким был цветник? Каким он показан?
Подтвердите текстом.
А ТАК ЛИ БЫЛ НЕКРАСИВ
ЦВЕТНИК?
2 абзац
Это рассказ о жабе и розе.
Роза – красивый цветок с приятным ароматом, имеет шипы, цветёт с середины лета до осени.
ЖАБА – земноводное животное, скользкая, холодная, в пупырышках, безобразная.
Открывают с. 169.
«Читатели» - мальчики.
«Исследователи» - девочки.
Зачин сказки.
«ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Обстановка, где росла роза, убогая.
Среди убогости можно встретить прекрасное. СЛАЙД 6
«План работы с текстом»
Действительно, в духе зачина народной сказки, но короче.
Физическая разгрузка Отдохнём!
Перенесёмся в то майское утро и представим красоту и индивидуальность цветника.
Закроем глаза и пофантазируем! Закрывают глаза и фантазируют. «Вальс цветов» Петра Ивановича Чайковского.
Художественный анализ и художественное исполнение произведения «ЧИТАТЕЛИ» читаем 3 абзац.
«Исследователям»
Выберите действия розы?
Кому обычно принадлежат эти действия? Что это за приём?
Оживает природа, казалось бы, всё хорошо, а роза плачет.
От чего плачет роза?
4-5 абзац «Читатели»
«Исследователям»
Какой показана жаба?
Какое впечатление произвела?
О появлении новых героев Васи и Маши 6-7 абзацы.
«Исследователям»
Каким вы увидели мальчика?
Случай с ёжиком, зачем? Читают мальчики.
Распускалась, раскрывала, точно плакала, увидела небо…
Олицетворение.
От счастья жить. Ведь она дарит красоту миру.
Отталкивающее, отвратительное.
«Читатели».
Отвечают, опираясь на текст.
Его не боятся животные – он мягкосердечен, добр. Итак, счастье для розы – жизнь, а для жабы – лень.
СЛАЙД 7
Итог урока
(рефлексия) - Что символизирует роза?
- Что символизирует жаба?
Можно ли сказать, что они противостоят друг другу?
Кто одержал победу в поединке?
На данные вопросы вы попробуете ответить, дочитав сказку. Доброту, красоту душевную.
Зло, уродство. СЛАЙД 8
«Вывод»
Определение домашнего задания (инструктаж) С. 172-178 «Читатели» - пересказ, «Исследователи» - выразительное чтение. Задают уточняющие вопросы. СЛАЙД 9
«Домашнее задание»
Слайд 10
Эпилог урока
Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!!!