Разработка урока по литературному чтению на тему Собирай по ягодке-наберёшь кузовок (3 класс)


Урок-конкурс
по разделу
«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Оценка достижений
3 класс
Цели урока:
Повторить и обобщить изученный материал;
Развивать память, внимание, воображение, речь, умение связно излагать свои мысли;
Развивать навыки выразительного чтения;
Развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;
Обогащать словарный запас;
Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к матери, к пожилым людям, учителю;
Прививать интерес к чтению книг;
Проверить полученные при изучении раздела знания учащихся;
Учить действовать сообща и самостоятельно.
Задачи урока:
Организовать поиск необходимой информации о жизни и творчестве писателей в группе.
Учиться понимать авторское слово, настроение, читать выразительно.
Сформулировать средства художественной выразительности, выбранные автором для создания образа.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: 
сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы,
осознавать ценность детства.
Регулятивные УУД: 
развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.
Коммуникативные УУД: 
развивать опыт взаимодействия с учителем и сверстниками,
развивать умение организовать общение в группе: слушать, договариваться, убеждать,
развивать культуру поведения в учебном диалоге.
Оборудование:
Учебник: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 3 кл.
Рабочая тетрадь: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 3 кл.
Выставка книг
Портреты авторов
Карточки для самостоятельной работы
КИМыКарта успеха
Компьютер, медиапроектор, мультимедийная презентация
MP- 3 диск с записью произведения М.М. Зощенко «Ёлка» (в исполнении Домида Виноградова)
Песня: муз. Шаинского, сл. Н.Н. Носова «В траве сидел кузнечик»
Межпредметные связи:
Окружающий мир, музыка.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
План урока, хронометраж времени.
Организационный момент (1 минута).
Мобилизующий психологический настрой на работу (1 минута).
Речевая разминка (2 минуты).
Мотивация учебной деятельности (1 минута).
Сообщение темы и цели урока (1 минута).
Работа по теме урока (29минут).
Работа в группах (20 минут).
Физминутка (3 мин).
Работа в «Рабочей тетради» (1 минута).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 минут).
Итог урока (2 минуты).
Рефлексия деятельности на уроке (2 минуты).
Домашнее задание (1 минута).
Ход урока
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. (Звучит детская веселая музыка «От улыбки»)
II. Мобилизующий психологический настрой на работу.
Очень рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне и гостям.
III. Речевая разминка.
-Проведём речевую разминку.
Поможет нам Егорка. Я произношу стих, вы делаете вот так (пляшут языком во рту).
Чики-чики-чики-чок.
Пусть попляшет язычок.
Повторите цо-цо-цо!
Вышла цапля на крыльцо.
Повторите жа-жа-жа!
Цапля встретила ежа!
Чики-чики-чики-чок.
Ты пляши, мой язычок.
Хлоп в ладошки.
У Егорки хороши скороговорки!
А одна-то перед нами
Произнесём-ка вместе с вами.
Дети ягодки искали.
Вместе все их собирали.
Раз,два,три,четыре,пятьКузовок полный опять!
(дети хором повторяют)
Чики-чики-чики-чокПобыстрее язычок!
(повторяют, увеличивая темп)
Чики-чики-чики-чокЕщё быстрее язычок!
(повторяют очень быстро, но чётко)
Чики-чики-чики-чокОтдохни мой язычок!
IV. Мотивация учебной деятельности.
-Ребята, а как вы думаете, почему сегодня Егорка нам приготовил скороговорку про ягодку? (Изучили раздел «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок!»).
-Что такое кузовок?
-Произведения каких авторов вошли в этот раздел?
Борис Викторович Шергин,
Андрей Платонович Платонов,
Михаил Михайлович Зощенко,
Николай Николаевич Носов.
-Как вы думаете, чему будем сегодня учиться на уроке?
V. Сообщение темы и цели урока.-Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-конкурс, во время которого вы покажете, что узнали и чему научились на уроках литературного чтения.
-Для проведения конкурса нам нужно разделиться на 4 команды. Почему необходимо 4 команды?
VI. Работа по теме урока.
Каждая команда за правильный ответ будет получать по 1 баллу.
1 конкурс
Придумайте такое название своей команде, чтобы оно соответствовало названию изученного раздела и выберите капитана.
2 конкурс
«Узнай рассказ»
Капитаны вытягивают карточки с отрывками из рассказов. Прочитайте отрывок, назовите автора и название произведения. (1 мин.)
3 конкурс
«Составь пословицы и поговорки»
Соберите пословицу, узнайте по ней загаданный мною рассказ. (1 мин.)
4 конкурс
«Узнай портрет»
Узнайте портрет каждого писателя. В карточке напротив цифры напишите фамилию и/или псевдоним.
5 конкурс
«Читаем выразительно»
Выберите отрывок из понравившегося произведения, прочитайте его в лицах выразительно. (1 мин.)
Физминутка.
под музыку «В траве сидел кузнечик». (Напомнить детям, что слова этой песни – Н.Носова)
6 конкурс
«Творчество писателя»
Капитаны команд подойдите к моему столу и выберите портрет писателя. Расскажите по плану о его жизни и творчестве. На ответ каждой команде даётся три минуты.
Детство писателя.
Университет.
Какие рассказы вы прочитали (не менее трёх).
Дополнительная информация.
7 конкурс
«Найди лишнее»
Все ли названные произведения принадлежат Н.Н. Носову:
«Мишкина каша»,
«Дружок»,
«Телефон»,
«Горшок каши»,
«Тук-тук-тук»?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-В течение пяти минут выполните тест по вариантам. Вопросы в тесте по изученному разделу.
Самопроверка (ответы на карточках).
Если вы не допустили ошибок, поставьте себе оценку «5», если допустили 1-2 ошибки – «4», если 3-4 ошибки «3», если у вас больше ошибок, то вам нужно ещё самостоятельно поработать над произведениями этого раздела.
Поднимите руку, кто получил оценку «5»?
Поднимите руку, кто получил оценку «4»?
Поднимите руку, кто получил оценку «3»?
Работа в «Рабочей тетради».
- Откройте в Рабочей тетради стр. 84.
Сами выберите ответ и отметьте значком, что у вас хорошо получается, а что вызвало трудности в изученном разделе.

VII. Итог урока.
- Вот и подошёл к концу наш урок.
- Чему мы учились сегодня на уроке?
- Какую умную мысль вы сегодня положили себе в свой кузовок?
-Сейчас я предлагаю вам прослушать фрагмент аудиозаписи произведения М.М. Зощенко «Ёлка» в исполнении Диомида Виноградова. А подробно это произведение вы будете изучать в 4 кл.
VIII. Рефлексия деятельности на уроке.
-У вас на столах карточки 3-х цветов.
Мы с вами хотели провести урок в хорошем настроении с пользой для себя?
Если вы считаете, что нам это удалось, урок вам понравился, то вы выберите и покажите красную карточку.
Если вы многое взяли для себя, но вам в чём – то ещё требуется помощь, покажите синюю карточку.
Если вы не нашли на уроке что-то полезное, что можно положить в свой кузовок, поднимите жёлтую карточку.
-Я очень рада, что большинству из вас, точнее, почти всем, понравилось сегодня на уроке, и мы провели его с пользой.
Оценки за урок.
-Получите от меня подарок – это кузовок с произведениями авторов из изученного раздела, которые не вошли в учебную программу.
-Говорят, что будущее юного человека во многом зависит от того, какие книги он прочитал в детстве, с какими литературными героями подружился. Если ребёнок с детства дружит с книгами, то он станет Человеком с заглавной буквы – отважным, жизнерадостным, беззаветно любящим нашу Родину!
Спасибо за работу. Всего доброго!
XIX. Дом. зад. (вариативное)
- Дома попробуйте сочинить свой стих про ягодку.
- Прочитать любой рассказ изученных авторов.
- Сочинить рассказ «Федя у друга».