Творческий проект Знакомьтесь: собака – друг человека

Акмолинская область Жаксынский район
Подгорненская СШ







Творческий проект




Знакомьтесь:
собака –
друг человека!







Автор: Лемачко Галина
ученица 3 класса




Руководитель: Хавар Л.А.
учитель начальных классов




с.Подгорное - 2011 г.
Оглавление


Введение. 4
Основная часть
2.1. Теоретическая часть
2.1.1 Происхождение собак. 6
2.1.2 Общение с собакой.. 8
2.1.3 Собаки могут все 10
2.1.4 Собачьи рекорды 12
2.2. Практическая часть
2.2.1 Мероприятие «День собак».. 13
3. Заключение... 15
Список использованных источников... 16
Приложение 17
6. Отзыв научного руководителя 24




















Аннотация



Актуальность темы
В нашем дворе живут две собаки. Когда я выхожу во двор, они всегда радостно виляют хвостами. А если я подойду к ним, то начинают возбужденно повизгивать и прыгать вокруг меня, чтобы я погладила их по голове. И такое доброе выражение мордочки при этом становится у собак, что хочется с ними поговорить, рассказать о своих делах!
Однажды я увидела бездомную собаку. Она была грязная и худая. Мне стало ее так жаль! Нельзя бросать собак! Ведь всем известно такое утверждение, что собака - друг человека, и мне захотелось напомнить об этом окружающим.

Цель: показать, что главное отличие собаки от всех животных – это постоянное стремление быть истинным другом человека

Задачи:
а) Изучить литературу, посвященную собакам;
б) Систематизировать и обобщить материал;
в) Разработать и провести мероприятие «День собак» в начальных классах

Методы исследования:
- изучение научно-познавательной литературы
- наблюдение
- анализ
- обобщение
- организация мероприятия


Введение



На нашей планете существует множество домашних животных – это: кошки, рыбки, хомячки, попугайчики, морские свинки и т.д.. Но, на мой взгляд, самые преданные людям животные - это все-таки собаки. Кто же такие СОБАКИ?
Соба
·ка (лат. Canis lupus familiaris) является домашним животным. В зоологическом ряду плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых. В настоящее время имеется множество пород собак, которые значительно отличаются друг от друга и внешностью, и характером. Например, высота в холке может варьироваться от нескольких сантиметров (чихуахуа) до почти метра (ирландский волкодав, дог), цвет от белого до чёрного, включая рыжий, серый, коричневый, в большом разнообразии оттенков (приложение 1).
Собаки известны своими способностями к обучению, любовью к игре, социальным поведением. Выведены специальные породы собак, предназначенные, в частности, для следующих целей:
охота (например, харьер, фоксхаунд, лайка);
собачьи бои (например, тоса-ину);
тяга гужевого транспорта (например, сибирский хаски);
поводыри слепых (например, золотистый ретривер, лабрадор-ретривер);
пастушьи собаки (например, шелти);
спасатели (например, сенбернар, ньюфаундленд);
и просто декоративные породы (например, болонка, пудель).
Собаки часто используются в научных целях, проводят биологические и биотехнические исследования и эксперименты (например, Белка и Стрелка).
Собака – верный друг и помощник с давних времен. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень-очень давно.
Одомашнивание собак относится к концу каменного века. Еще 14 тысяч лет тому назад у человека уже были прирученные собаки и другие животные. Собака стала верным другом человека на долгие годы.
Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он присушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые не доступны человеческому обонянию. Особенно обострена их чувствительность ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником.
Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить пещеру, заблаговременно подавать лаем сигнал тревоги. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивать дичь, приносила ее хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак.












ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Происхождение собак


До сих пор ученые не могут точно ответить на вопрос – от кого произошли нынешние собаки. Одни считают, что их далекими предками были древние волки, другие – шакалы, третьи убеждены, что собаки появились на свет в результате скрещивания дикого волка и торфяной, давно вымершей, собаки.
Что думают на этот счет собаководы? Они уверены, что разные собаки произошли от разных предков. Например, собаки-охранники и пастухи (овчарки, шнауцеры и т.п.) произошли от шакалов, а собаки-охотники (лайки, гончие и т.п.) – от волков.
Ясно одно: и древние волки, и шакалы, и лисы – все они произошли от древнейшего общего предка, некой «бронзовой» волко-собаки. А потом разделились на самых разнообразных волко-собачьих животных.
Многие тысячелетия люди отбирали и выводили собак с особыми свойствами. Так появлялись разнообразные породы собак, пригодных для охоты, охраны, военных действий, перевозке тяжестей и т.п. Например, уже на египетских памятниках 3400-2100 гг. до н.э. уже были изображения собак разных пород. Большинство из них имели сходство с борзыми. На более поздних памятниках появляются новые породы, схожие с нынешними гончими и таксами. А на ассирийском памятнике 640 г. до н.э. имеется изображение большого мастифа.
Работа над новыми породами собак продолжается и в наше время. Совсем недавно, в течение каких-то ста последних лет выведены доберман, пит-буль, стаффордширский терьер, черный терьер, московская сторожевая, московский той-терьер и некоторые другие разновидности.
Иногда, для улучшения рабочих качеств собак люди скрещивают их с их родственниками по происхождению: волками, шакалами.

Пород собак много. Так, в общем и целом существует примерно 400 пород собак. Классификация "Американского клуба собаководства" выделяет 146 пород. Эти породы условно подразделяются на 7 групп (приложение 2):
1. служебные
2. охотничьи
3. комнатные
4. декоративные
5. спортивные
6. терьеры
7. пастушьи
































Общение с собакой


Как собака разговаривает?
Лаем, ворчанием, урчанием, повизгиванием. А еще – ушами, хвостом, губами, зубами, всем туловищем. Настроение собаки и ожидаемое в связи с этим поведение можно в большинстве случаев определить по ее внешнему виду.
Стоящие торчком хвост и уши, взъерошенная шерсть, поднятая голова - это “производящая впечатление” поза, которую каждая собака демонстрирует в отношении незнакомого или враждебно настроенного собрата. Если же она опускает голову вперед, прижимает уши, а хвост ее при этом повисает, значит, она, не вступая в борьбу, признает себя подчиненной. Также ведет себя уступающая в борьбе или более слабая собака, в ответ на что другая, более сильная, сразу оставляет ее в покое. В этом случае демонстрация покорности заключается в том, что слабая собака ложится на спину, как преимущественно и поступают молодые собаки. Некоторые взрослые собаки, в основном таксы, принимают такую позу, когда хотят показать хозяину свою преданность или поиграть с ним.
Хвост собаки - барометр ее настроения в данный момент. Хвост, зажатый между ног, - это недружелюбная реакция неприятия. Хвост обвислый, неподвижный - поведение неопределенности. Выпрямленный хвост - обстановка может быть быстро измениться. Слабо виляющий хвост - обстановка улучшается. Энергично виляющий хвост - прекрасная, радостная обстановка. Высшая стадия собачьей эйфории: хвост не виляет, а буквально бьется, причем задняя часть туловища раскачивается. Уши прижаты - высшая степень блаженства - идет любимый хозяин.
Если в стойке собаки вы угадываете агрессивные намерения, нужно немедленно отойти назад. Именно назад, чтобы, отступая, не спускать глаз с собаки, что само по себе сдерживает нападение, именно медленно, чтобы не пробудить в собаке врожденный инстинкт преследования. Обороняться бессмысленно. Человек не имеет возможности противостоять нападению кусачей собаке, даже если она среднего размера. Совать руку в разинутую пасть - привилегия лишь отважных полицейских.
Как перевести собачий язык?
Вы должны научиться понимать язык собаки и различать, когда она лает, ворчит, воет и скулит. Приветствие члена семьи, приход постороннего, защита или нападение кого-то из сородичей, обнаружение подстреленной или сообщение о найденной убитой дичи, боль, недовольство, страх - обо всем этом и многом другом оповещает ваш пес с помощью своего собачьего языка. Со временем вы научитесь правильно понимать все эти звуки. Тогда вы, даже не видя собаки, будете знать, что ее волнует и что определяет те или иные ее действия. Знание собачьего языка особенно важно тогда, когда собака должна что-то охранять или помогать на охоте.
При оценке органов чувств собаки вы всегда должны учитывать, что нос и уши играют у нее решающую роль.
От собаки никогда нельзя требовать того, чтобы она поняла разницу между “хорошо” и “плохо” в чисто человеческом смысле слова. Собака различает лишь “разрешено” и “запрещается”. Это должно быть для вас основополагающим моментом в ее воспитании. Тот, кто наказывает свою собаку, если она по человеческим понятиям поступила плохо, впадает в заблуждение. Хозяин должен воспитывать свою собаку таким образом, чтобы такое ее действие попало в категорию известных ей запретов.
Похвала и осуждение должны отчетливо различаться по тону, каким они произносятся. Интонации чрезвычайно важны для собаки.
Когда мы хвалим собаку, голос у нас приобретает мягкие, приветливые тона, а когда осуждаем, он становится суровым и жестким, фразы - отрывистыми, и произносятся они более низким тоном, чем обычно. Говорить громко не нужно, собака слышит в 16 раз лучше, чем мы.
И хваля, и ругая не нужно переходить границу допустимого.
Собаки могут все




Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце в Атлантике служил пес, ирландский терьер по кличке «Матросский кубрик». Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги. А во время боя подбадривал матросов громким лаем.
В годы Великой Отечественной войны собаки выполняли сложную работу. Они отыскивали раненых на поле боя, зимой на нартах, а летом на специальных тележках ездовые собаки вывезли с поля боя почти 700 тысяч тяжелораненых бойцов. Они обнаружили свыше 4 миллионов мин и других взрывных устройств, доставляли в роты, полки и батальоны военные документы, уничтожали вражеские танки. Собаки помогали одерживать победу над фашистскими захватчиками.
На собачьем кладбище в Париже стоит памятник легендарному сенбернару Барри. В течение 12 лет нес он трудную службу в горах. Он спас жизнь 40 (!) людям. Сорок первым оказался солдат армии Наполеона, пробиравшийся домой после разгрома под Москвой. Барри вырыл его из-под снега и привалился к нему мохнатым боком, согревая. Человек очнулся, испугался, нашарил рукой пистолет . . . Чучело Барри - одна из самых дорогих реликвий Бернского музея.
Целых два памятника сооружено собаке по кличке Болто. Эта собака спасла многие и многие сотни человеческих жизней во время эпидемии дифтерии в городе Номе на Аляске. Болто был вожаком собачьей упряжки, на которой целебная вакцина была доставлена в город.
Второй искусственный спутник Земли унёс в небо собаку Лайку, а потом побывали в космосе Белка и Стрелка, Звездочка и другие.
Самой знаменитой собакой Голландии признана овчарка по кличке Лео. Она честно трудилась в амстердамском аэропорту в течение 9 лет. За это время таможенники с ее помощью арестовали 300 человек, перевозивших наркотики в зонтиках, чемоданчиках, часах. Из багажа она помогла конфисковать в общей сложности три тонны гашиша, тонну марихуаны, 28 килограммов героина и 18 килограммов кокаина. Наркотики переданы фармацевтам для переработки в лекарства. Доход составил многие миллионы долларов. И вот такой овчарке Лео выделили государственную пенсию. Она ушла на заслуженный отдых в отель для престарелых собак. Заслужила себе награду! (приложение 3)
Также собаки используются как помощники людей с нарушениями зрения и слуха.
Не так давно появилась новая собачья профессия "собака-терапевт", обученные по этой программе собаки посещают больных людей в больницах, чем способствуют их скорейшему выздоровлению.
Собаки могут все. Но ведь многому их учит человек. Человек учит их разыскивать полезные ископаемые и пасти домашний скот. Подсчитано, что во всем мире собаки-пастухи заменяют семьдесят тысяч чабанов!
























Собачьи рекорды


Почтенный возраст
По достоверным данным, самой старой собаке 29 лет 5 месяцев. Это австралийская пастушья собака по кличке Блу.
Тяжеловесы
Самые тяжёлые собаки на свете староанглийские мастиффы и сенбернары. Взрослый мастифф может весить больше 90 килограммов.
Мохнатые великаны
Самая крупная собака на свете ирландский волкодав. Его высота может составлять 107 сантиметров.
Собака-миллионер
Самой богатой на свете собакой был пудель Тоби, получивший в 1931 году наследство от своей хозяйки - 15 миллионов долларов.
Рекордсмены-малютки
Самые маленькие собаки на свете чихуахуа. Со своими 15-25 см роста в холке они очень удачно помещаются в дамскую сумочку.
Крысоловы
Самый лучший крысолов – английский бультерьер Билли весом 11,8 кг. Однажды за 17 ч он убил 4000 крыс. А 23 апреля 1825 г. в Лондоне за 5 мин 30 сек уничтожил 100 крыс, выпущенных перед ним.
Шествие собак
Самым представительным шествием собак стал Парад дворняжек в 1996 г в США. В нем участвовали 1086 собак и прошли они почти 5 км.
Победители топ-шоу
Самое большое количество дипломов – 275 – заслуженное одной собакой, заработала немецкая овчарка Мистик Алтана (США).




ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


День собак


«Внимание! Внимание! Скоро в начальных классах будет проводиться День собак! Спешите принять участие в нем! Класс-победитель получит сладкий приз!» С таким объявлением однажды я выступила на линейке в начальных классах и рассказала ребятам о том, что работаю над творческим проектом «Знакомьтесь: собака – друг человека» и попросила всех, кто любит собак, помочь мне с практической частью проекта. Конечно же, согласие ребят было получено. Ведь очень многие любят своих четвероногих друзей! Чтобы ребята не забыли о мероприятии, я вручила каждому классу Памятку (приложение 4).
За две недели до Дня собак началась работа в каждом классе. Ребята рисовали рисунки, готовили поделки, разучивали стихи и вспоминали песни о собаках За всё это я должна была выдавать жетоны. Один жетон за жанр. Какой класс наберет наибольшее количество жетонов, тот и станет победителем. А победителю достанется сладкий приз! А кому не хочется вкусного торта?!
Мои одноклассники решили отличиться – заработать как можно больше жетонов. На классном собрании обсудили идеи и варианты. И каждый день на учительском столе появлялись все новые поделки.
День собак проводили 13 апреля (приложение 5). В этот день весь наш класс (и даже учительница) ходили в бумажных собачьих ушках. Мы принесли в класс из дома своих плюшевых собак. И от них в классе стало так весело! Мама испекла мне для приза вкусный торт (даже на вид был вкусным!). Мои одноклассники сразу стали переживать: «А вдруг он нам не достанется?» В нашей рекреации мы с учительницей вывесили на стену рисунки, плакаты, аппликации. На партах у стены положили поделки. На последней перемене все ученики начальных классов собрались в рекреации. Звучали стихотворения, песни Мы подготовили еще и мини-сценки, Асхаб прочитал загадку (можно было и больше подготовить, но за этот жанр выдавался всего лишь один жетон). И при подсчете жетонов выяснилось, что наш класс заработал наибольшее количество маленьких собачек-жетончиков. Вот было радости!! А другим классам в утешение мы с Людмилой Александровной раздали жвачки – сколько заработали, столько и получили.
В конце мероприятия я поблагодарила всех учеников за участие в проведении Дня собак и пригласила на защиту своего проекта на научно-практической конференции, которая состоится в конце апреля.



































Заключение




Собаки всегда были рядом с человеком: и на охоте, и в экспедициях, участвовали в спасательных работах, летали в космос, участвовали в экспериментах. Собака не раз спасала человека, рискуя собственной жизнью, находила его под развалами зданий, вытаскивала из водоемов и горящих домов, помогала искать заблудившихся в лесу.
Изучая литературу по моей теме, я многое узнала о собаках. Изложенный мной в работе материал можно использовать для проведения внеклассных мероприятий: классных часов, бесед, лекций
Наблюдая за своими собаками, я пришла к выводу, что если мы будем более внимательно относиться к четвероногому соседу, то найдём в нем преданного, доброго и верного друга; друга, который будет не просто жить с нами рядом, но и утешать своими ласками в трудную минуту; друга, который умеет понимать своего хозяина, играть и предупреждать об опасности, учить добру. Собаки действительно лучшие друзья, полноправные члены семьи, на которых можно рассчитывать. Нет плохих пород собак, любая собака, даже самая несчастная дворняга, достойна уважения и хотя бы сострадания. Поэтому я думаю, что Собака - друг человека – это не пустые слова.

















Список использованных источников



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проснякова Т.Н. «Собачки»





























Приложение 1












Собака-спасатель - Сенбернар
Пастушья собака - Бобтейл













Упряжная собака – Аляскинский маламут
Декоративная собака - Пудель











Комнатная собака - Пекинес
Охотничья - Родезийский риджбек







Собака-поводырь

Приложение 2


Служебные собаки











Ротвейлер Испанский мастифф

Немецкая овчарка



Пастушьи собаки











Бородатая колли Бриар Бернский зенненхунд



Охотничьи собаки












Короткошерстная такса Бладхаунд Штеинбракк

Декоративные собаки












Далматин Чау-чау Пинчер



Комнатные собаки












Мальтийская болонка Чихуахуа Ши-тцу



Терьеры













Бультерьер Бостон-терьер Скай-терьер



Спортивные собаки












Немецкий боксер Доберман-пинчер Дог





































Приложение 3




















Памятник уникальному спасателю – Памятник Болто в Нью-Йорке
сенбернару Барри в Париже (в Сентрал-парке)
















Памятник собаке Звездочке в Ижевске Памятник собаке Лео в Голландии











Приложение 4

ПАМЯТКА

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

Скоро в начальных классах будет проводиться День собак! Спешите принять участие в нем! Класс-победитель получит сладкий приз!

Что такое – ДЕНЬ СОБАК????

В День собак каждый класс в течение дня зарабатывает себе жетоны. Какой класс наберет большее количество жетонов, тот и станет победителем.
Жетоны выдаются за поделки, рисунки, маски, костюмы и т.п. Внимание: учитывается наличие разнообразных идей и изделий! Например, за любое количество рисунков форматом А4 выдается только 1 жетон. Но если класс предоставит еще и плакат по теме, то получит еще 1 жетон. За поделки также можно заработать несколько жетонов, если эти поделки будут изготовлены из разных материалов (пластилин, бумага – различные техники, ткань, природный материал и т.п.). Если в оформлении класса будут присутствовать какие-либо «собачьи» элементы – например: афоризмы о собаках или просто изображения собак и т.п. – это тоже будет поощряться жетонами.
А также жетоны можно получить за стихи, песни, сказки, загадки и т.п. (в том же плане – по одному жетону за жанр), с которыми можно будет выступить на мероприятии после уроков.
Любите собак? Докажите!
День проведения этого мероприятия будет назначен позже.
А пока – готовьтесь! Это должно быть интересно!
И это зависит от ВАС!


Приложение 5


































ОТЗЫВ
о работе Лемачко Галины ученицы 3 класса
над творческим проектом
на тему «Знакомьтесь: собака – друг человека»


«Собака – друг человека»... Эти слова мы слышим с детства. Но не всегда задумываемся над ними. А собака не просто друг, а ПРЕДАННЫЙ ДРУГ! Иногда эта преданность совсем не ценится человеком, попросту не замечается. Наверное, потому что наличие собаки в каждом дворе села – это необходимость с хозяйственной стороны. А ведь собаки так любят нас, хозяев! Как рады они видеть нас рядом, прыгают и скачут от радости, стараются непременно лизнуть в лицо. Галя своей работой хотела обратить внимание сверстников на собак, живущих рядом. Показать, как удивителен собачий мир, если только знать о нем, интересоваться им.
К работе над проектом Галя подошла ответственно. Внимательно изучала литературу, которую находила сама и с моей помощью. И если в начале работы можно было заметить некоторое недопонимание и неуверенность во мнении, то в конце в глазах у девочки светилось удовлетворение от проделанной работы.
К недостаткам работы можно отнести то, что добытая информация прозвучит только на научно-практической конференции. Гале можно и нужно на следующий учебный год провести внеклассное мероприятие в начальных классах с целью знакомства с миром собак.


Руководитель: ____________ Хавар Л.А.










13PAGE 15


13PAGE 142415