Конспект урока по русскому языку на тему Наблюдение за словоизменением имени существительного. (4 класс)









Конспект открытого урока
по русскому языку по теме
«Наблюдение за словоизменением имен существительных»,
проведенного в 4 «А» классе
МКОУ СОШ № 4
имени Героя России Андрея Скрябина
п. Анджиевский Минераловодского района
Ставропольского края
учителем начальных классов
Журавлевой Натальей Николаевной.


Дата проведения : 18 ноября 2015 г.

Место проведения: класс
















Урок русского язык в 4 классе
Тема «Наблюдение за словоизменение имен существительных»

Учебный предмет
Русский язык

Класс
4

Тема урока
Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Цель урока
Наблюдение за словоизменением имён существительных, знакомство с понятием «падеж»
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия с поставленной задачей; высказывать своё предположение; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные УУД:
Умение работать в группе; умение слушать и понимать речь других; умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты
Предметные:1.Учебно-языковые умения:
-отличать однокоренные слова от форм этого слова;
-уметь задавать вопросы к именам существительным.
2.Интеллектуально-речевые умения:
-правильно списывать слова, выделять части слова;
-проверять написанное, сравнивать с образцом.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Познавательные УУД:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия с поставленной задачей; высказывать своё предположение; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные УУД:
Уметь работать в группе; уметь слушать и понимать речь других; уметь строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Задачи урока
Образовательные: закрепить правописание некоторых словарных слов, вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном, формировать первичные представления об изменении существительных по падежам, умение изменять существительные по падежам;
Развивающая: развивать умение извлекать информацию из разных источников, преобразовывать информацию из одной формы в другую, наблюдательность, мышление, умение анализировать и делать выводы, высказывать свои предположения;
Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережное отношение к своему зрению, интерес к уроку русского языка, познавательную активность, умение работать в группе и в паре сообща.

Тип урока
Открытие новых знаний.

Формы работы
Парная, фронтальная.

Оборудование и инструментарий
Компьютер, интерактивная доска, карточки по чистописанию, презентация к уроку.


















Ход урока.
Организационный момент. (слайд 2)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!
- Мы начинаем урок. Но сначала я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться друг другу и пожелать хорошего урока.
- На столах у вас лежит карта урока. В первом кружочке нарисуйте своё настроение. (Слайд 3)
Карта урока
Ученика (ученицы) _____________________________

Словарная работа
Баллы


Настроение в начале урока



1
Я написал словарные слова без ошибок
2

2
Допустил в словарных словах 1 ошибку
1

3
Допустил 2 и более ошибок
0

Упр.116


1
Я выписал выделенные слова с предлогами и правильно обозначил основу и окончание.
2

2
Я выписал выделенные слова с предлогами, но не обозначил основу и окончание.
1

3
Мне трудно было обозначить основу и окончание.
0

Упр.117


1
Верно выписал слова в два столбика и выделил основу и окончание.
2

2
Допустил 1 ошибку при выполнении задания
1

3
При записи слов в два столбика и выделении окончания и основы мне необходима была помощь товарищей или учителя
0


Упр.119


1
Верно выписал словосочетания с вопросом и выделил окончание.
2

2
Допустил 1 ошибку при выполнении задания
1

3
При записи словосочетаний и выделении окончания мне необходима была помощь товарищей или учителя
0


Настроение в конце урока


Мои дополнительные баллы


МОИ БАЛЛЫ _____________________________(



- Теперь с хорошим настроением мы начинаем урок.
2. Подготовка к письму. (Слайд 4 )
Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою - Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
3. Чистописание. (слайд 5)
Работа по карточкам.
- Посмотрите на вторую строчку чистописания. Назовите имена существительные.
- Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? (Об имени существительном)

4. Словарная работа. (слайд 6)
- Запишите слова, поставьте ударение подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне слова.
Трвога, свбода, цтата, ршение, лловый

Проверьте написание слов. (слайд 7)

Тр е вога, св о бода, ц и тата, р е шение, л и ловый

В карте урока отметьте свои баллы.

-Какое слово среди записанных является лишним? Почему? (Лишнее слово «лиловый» - это имя прилагательное, все остальные слова – имена существительные)
- Я опять вас спрашиваю, о чем будем говорить на уроке? (Об имени существительном)

Приглашаются знатоки нашей темы. (8 слайд) (3-4 ученика рассказывают об имени существительном)
1.Что такое имя существительное?
2.На какие вопросы отвечает?
3.Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
4.Имена существительные мужского, женского и среднего рода.
5.Почему одушевленность – неодушевленность и род – это постоянные признаки имени существительного.
6.Изменение имен существительных по числам.
7.Какими членами предложения бывают имена существительные.

1 ученик. Имя существительное самостоятельная часть речи. Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы.
2 ученик. Существительные бывают одушевленные и неодушевленные, мужского, женского и среднего рода. Это постоянные признаки имени существительного.
3 ученик. Имена существительные изменяются по числам. Это непостоянный признак имени существительного.
4 ученик. В предложении имена существительные могут быть подлежащим, сказуемым, второстепенным членом.
- Как вы понимаете выражение « постоянный признак?»
( Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда)
- А непостоянный?
- Оказывается, у имени существительного есть ещё непостоянный признак.

5 Введение в раздел. (слайд 9)
- Сегодня мы будем наблюдать за словоизменением имен существительных. Откройте книгу, прочитайте название раздела. (Изменение имен существительных по падежам)
- Что значит изменить слово? (Поставить его в другую форму)
- Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово? (То же самое слово?)
- А что изменится в слове? (окончание)
- Что для вас является новым в названии раздела? (Падеж существ.)
- Какой возникает вопрос? (Что такое падеж?)
- На основе вопроса и названия раздела определите ключевые слова урока.
(Падеж, имя существительное)

- Сформулируйте цели урока: (слайд 10)
Словоизменение имен существительных
- Цели урока:
1) познакомиться с названиями .;
2) развивать первичное умение изменять имена существительные .

6. Определение основного вопроса урока.
(слайд 11) Упр. 116, стр. 107 выполняется по заданию с комментированием:
- Выпишите выделенные существительные с вопросом.
(с чем?) с цирком
(вокруг чего?) вокруг цирка
(во что?) в цирк
(к чему?) к цирку
(что?) цирк
(в чем?) в цирке
- Выделите основу и окончание. Что же меняется в слове цирк основа или окончание? (Меняется окончание)
- В зависимости от чего существительные меняют свои окончания? (В зависимости от вопроса)
- Какой возникает вопрос? (Почему существительное меняет свои окончания?)
- В карте отметьте свои баллы.
7. Физминутка. (для глаз - слайд12)

8. Открытие нового знания.
- Продолжаем узнавать новое об имени существительном. (слайд 13)
А) Упр. 117 стр. 108. Два ученика работают у доски: первый выписывает формы слова, второй – однокоренные слова.
- Выделите во всех словах окончание и основу.
цирк
у цирка
к цирку
с цирком
цирк
циркач
цирковой

 Что общего и чем отличаются основы слов 1-го и 2-го столбика?
Вывод: при изменении формы одного и того же слова изменяется окончание, Это – словоизменение. При образовании однокоренных слов изменяется основа слова. Это – словообразование.

В карте урока отметьте свои баллы.

Б) Упр. 118 устно
- Почему же меняется окончание в словах в предложении? (Чтобы соединяться с другими словами)
- Что «помогает» применить разные окончания? (Разные вопросы к существительным)

В) Упр. 119 с.109 ( слайд 14)
-А сейчас мы будем дописывать окончания к слову СЛОН в разных его формах
- Прочитайте отрывок из басни И. Крылова «Слон и Моська».
-Допишите окончания карандашом в учебнике;
- Трудно ли было вам выполнять это задание? Почему?
- Выпишите словосочетания с существительным "Слон", выделяя окончания:

водили (кого?) Слона
в диковинку (кто?) Слоны
ходили (за кем?) за Слоном
увидевши (кого?) Слона
возиться (с кем?) со Слоном
- Что же меняется в слове СЛОН? (Окончание)
- Почему меняется окончание в слове СЛОН?( Слова отвечают на разные вопросы)
Вывод: изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам.
- Что теперь хочется узнать? (Название падежей, чем они отличаются друг от друга)

9. Физминутка. (слайд 15)

10. Работа с текстом правила на с.110

- Прочитайте 1 часть правила?
- Как изменяются имена существительные? (Имена существительные изменяются по падежам)
- Прочитайте 2 часть правила.
- Что вы узнали про падежи? (В русском языке 6 падежей. У каждого падежа свой вопрос)
- Я буду вам рассказывать грамматическую сказку В. Волиной про названия падежей, а вы будете находить в рамке на стр. 110 этот падеж, хором проговаривать название, вспомогательные слова и сами вопросы.

"Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать -Именительный. (Ученики читают 1-ю строчку)
Родился – стал Родительный. (Читают 2-ю строчку)
Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательным. (Читают 3-ю строчку)
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. (4-я строчка)
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. (5-я строчка)
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный." (6-я строчка)

На доске постепенно открывается схема-опора, но с краткой записью падежей: (слайд 16)

И.п. кто? что?
Р.п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В.п. кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.п. о ком? о чем?

Повторите все падежи по краткой записи.

- Изменение имен существительных по падежам – это словообразование или словоизменение? (Словоизменение)
- Почему у каждого падежа два падежных вопроса? (К одушевленным именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевленным именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чем?)
Запомните, как пишется слово "падеж", запишите его в словарь и подберите однокоренное слово:
Словарь: падеж, падежный .





11. Рефлексия. (слайд 17)

Упр. 120 с.110
-С помощью таблицы «Падежи» запишите имена существительные КОТ и СОСНА во всех падежных формах с вопросами.
И.п. кто? кот. (что?) сосна.
Р.п. кого? кота, (чего?) сосны.
Д.п. кому? коту, (чему?) сосне.
В.п. кого? кота, (что) сосну.
Т.п. кем? котом, (чем?) сосной.
П.п. о ком? о коте, (о чем?) о сосне.
12. Итог урока. (слайд 18 )
- Изменение имен существительных по падежам – это словообразование или словоизменение? Объясните.
- Какие падежи запомнили?
- Что вам понравилось на уроке?
- А сейчас нарисуйте своё настроение в конце урока.
Зеленый – все получилось.
Синий – сомнения.
Красный – трудности.

Подведём итог по карте урока.
Поднимите руки, кто получил 7-10 баллов; (вы, молодцы, отлично поработали на уроке)
кто получил 5-6 баллов (вы, хорошо поработали на уроке)
Ну, а те, кто получил 4 и менее баллов, наверное, вы были невнимательны и вам еще надо постараться.

8. Домашнее задание. (слайд 19)
1. Упр.1 с. 134
2. Выучить таблицу «Падежи» на с.110


Спасибо за урок!

(слайд 20)

Литература:
1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 4 класс, изд. М., "Баласс", 2013.
2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 4 класс, "Методические рекомендации для учителя", изд. М., "Баласс", 2014.
5. Т.А. Ладыженская, Л.М. Зельманова "Практическая методика русского языка", М., "Просвещение", 1995.
6. В. Волина "Веселая грамматика", изд. М., "Дрофа", 2001.

15