Народное творчество как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры


ПРОЕКТ
«Народное творчество как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
соответствует ФГОС
МДОБУ Желтинский детский сад №2
Подготовила музыкальный руководитель
Ильина М.Н.

Приложение №2
. .. СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Цель
Задачи
Методы и приемы работы
5 направлений развития ребенка (социально коммуникативное, познавательное, речевое, художественно эстетическое, физическое)
Мероприятия
Заключения
Список литературы
Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью.
Именно поэтому я стараюсь приобщить детей к истокам русской народной культуры:

Старинным праздникам;
Традициям;
Фольклору.
В которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Приобщить детей к истории и культуре своего народа, через знакомство с мастерством народных умельцев и русским фольклором.
ЗАДАЧИ:
1.Показать взаимосвязь народного декоративно прикладного искусства с русским народным фольклором.
2.Освоение детьми характерных элементов. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
3.Воспитывать любовь и уважение к народным традициям.
4.Приобщать родителей к совместной деятельности.


Предполагаемый результат
Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой проекта;
Знания детьми различных старинных праздников, традиций, фольклора;
Сплочение детского и взрослого коллектива;
Воспитание нравственного поведения детей.




ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ . . ТЕХНОЛОГИИ
Технологии проектной деятельности;
Здоровье сберегающие технологии;
Информационно коммуникативные технологии (ИКТ-технологии)
Проблемно-игровые технологии.
Методы и приемы работы
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование пословиц, загадок, поговорок.
Использование русских народных песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Представление кукольного театра.
Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
Разработка сценариев мероприятий.
Беседы, вопросы, разъяснения.




Проект составлен с учетом реализации образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки- это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И очень важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Музыкальное воспитание развивает у детей способность чувствовать, понимать и любить музыку, выразительно стройно петь, ритмично двигаться, и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах.
Ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни. Приобщение к истокам русской народной культуры начинается с колыбельной песни, в которой воплощены народная мудрость, традиции, обычаи.
Содержание русского музыкального фольклора отражает жизнь народа и его опыт, оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие, формирует эмоциональную сферу, совершенствуя мышление, развивая творческий потенциал дошкольников. В результате ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.


Реализация проекта
Создана развивающая среда в группе: собран демонстрационный материал (библиотечка с потешками, поговорками, загадками; предметы старины.) Приобретен кукольный театр. Подготовлены и проведены занятия на тему:
«Масленница»

«Рождество»;
«Знакомство с русскими народными инструментами»;
«Русская народная одежда»
«Русская народная игрушка – Матрешка»
«Наша Родина»
«Хлеб всему голова!»
«Русские народные игры»
«Хоровод»
«В гостях у русской народной сказки»

11 «Рукоделия мастериц, нашего села»



Проведены следующие мероприятия «Осенняя ярмарка», «Выставка поделок из природного материала».
Разучены русские народные игры.
Проведены беседы на тему: «Пасха»
Создан уголок «Русская изба»
Работа с родителями: проведена ярмарка, выставка, оформление уголка, изготовление атрибутов.



Вывод:
Таким образом, под влиянием музыкальных произведений, произведений устного народного творчества у ребенка складывается привычка рассмативать слово как живое и многогранное речевое средство.
Это совершенствует языковую подготовку ребенка, развивает образность, выразительность детской речи, естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.
Заканчивается проект проведением праздничного гуляния на участке детского сада, с играми, аттракционами, чаепитием с блинами.
Список литературы:
Комплексные занятия по программе «Детство»
З.А.Ефанова, О.В.Симонова, О.А.Фролова.
2. Улашенко Н.Б. «Музыка».
3. Праздники в д/саду Н.Зарецкая, З.Роот.