«Новые подходы к организации проверки домашнего задания.»(Из опыта работы)


«Новые подходы к организации проверки домашнего задания.»Из опыта работы:
Учителя начальных классов
высшей категории
МБОУ СОШ № 2
им. Адмирала Ушакова
Пономаренко Людмилы Викторовны,
педагогический стаж 33 года.

г. Геленджик 2016г.
Содержание
Введение.
Основная часть.
Заключение и перспективы работы.
Литература.
Введение.
На формирование моего опыта работы оказали влияние изучение методической литературы, желание повысить качества обучения учащихся, сделать их знания по русскому языку углубленными и повысить у учащихся интерес к русскому языку.
Цель:
Выявить эффективные и разнообразные способы и стратегии проверки домашнего задания, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе выполнения домашней работы.
Задачи:
Изучить литературу по возрастным особенностям детей и подобрать наиболее интересные и эффективные способы проверки домашнего задания.
Исследовать и проанализировать материал.
Обобщить полученные данные и сделать выводы.
Объект исследования: 1- 4 класс по программе «Школа 2100»
Предмет исследования: русский язык
Методы: Теоретические и практические методы, наблюдение.
Практическая значимость: данная работа поможет изучить наиболее эффективные способы проверки домашнего задания и выявить, как они влияют на углубленное обучение учащихся.
Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - повышение ответственности учащегося за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации.
В 1960-е годы пропагандировался опыт организации обучения без домашних заданий, когда вся работа над материалом завершается на уроке. Однако этот опыт себя не оправдал. Домашняя подготовка учащихся должна не заменять, а завершать работу, выполненную в классе, под руководством педагога: введение и анализ основных понятий и идей, знакомство с новыми способами деятельности.
Проблема организации домашней работы весьма актуальна. Как отмечается в учебнике педагогики, необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки к самообразованию. Домашнее задание как структурный элемент урока заключает в себе широкие возможности для активизации познавательной деятельности учащихся.
Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является весьма важным. Учитель же имеет возможность выяснить, насколько глубоко усвоен материал и в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний.
В поурочных планах педагога одним из пунктов всегда стоит проверка домашнего задания. Как сделать проверку не только эффективной, но и интересной для учащихся? Чтобы закрепить знания и развить творческие способности учащихся приходится искать эффективные способы проверки домашнего задания.
Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные в данном опыте способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.       
В виду разнообразия форм и видов домашней работы различны методы и способы ее проверки. Новые подходы к современному уроку  вопрос об организации проверки домашней работы ставят одним из главенствующих в методике преподавания.
Основная задача  учителя на этапе всесторонней проверки домашнего задания заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе выполнения домашней работы.
Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом и это обязательный элемент каждого школьного урока.
При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:• фронтальная проверка выполнения упражнения;• выборочная проверка письменного задания;• фронтальный опрос по заданию;• выполнение аналогичного упражнения;• взаимопроверка выполнения письменного задания;• опрос по индивидуальным карточкам;• опрос с вызовом к доске.Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Выход в рациональном использовании всех выше перечисленных способов.
Простой выход к доске с рассказыванием правила или написанием сделанного примера может показаться ученикам скучным занятием.
Именно поэтому приходится прибегать к  инновационным методам проверки.  К таким методам относятся:
Постановка неожиданных вопросов. Неожиданный вопрос, заданный учителем, представляет собой вопрос, который сформулирован немного по-другому, нежели задания после параграфа. Если дети внимательно отнеслись к выполнению домашнего упражнения, то им не составит труда ответить на него.
Рецензирование устного ответа. Сами ученики внимательно слушают ответ своего одноклассника и готовят устную рецензию на него, отмечают достоинства и недостатки ответа, дополняют и расширяют его.
Диктант на основе домашнего упражнения. На уроках русского языка учитель может подготовить выборочный диктант, графический диктант, диктант с группировкой по орфограммам. Весь материал берется из знакомого домашнего упражнения. С этой же целью для проверки можно использовать карточки и перфокарты.
Краткий письменный ответ на вопрос. Учитель задает предельно конкретный вопрос, на который можно ответить в двух словах. Подобные задания помогут закрепить знания и обратить внимание учащихся на основные моменты заданного параграфа. После письменного ответа выученная теория дольше отложится в памяти учеников.
Проверка с помощью новых компьютерных технологий. Текст заданного упражнения, примера или задачи проецируется на экране. В данном тексте цветным шрифтом проставляются акценты над самыми сложными моментами. Ребята сверяют записи в своей тетради с тем, что они видят на экране, и исправляют возможные ошибки.
  Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.
Секрет моей работы заключается в гармоничном сочетании традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаю несколько интересных идей.   
Дискуссия
Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.
Например:
Какое утверждение является неверным?
Предложения, в которых мы побуждаем кого- либо к действию, приказываем, просим, называются побудительными.
В конце побудительного предложения всегда ставится восклицательный знак.
Вопрос автору (в форме интервью) 
Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут  наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по теме «Лексика» можно адресовать интересующие вопросы Далю.
Тематический кроссворд
Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд  по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.
Например:
По горизонтали: 1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 3. Антоним к слову поражение. 4. Мир животных. 5. Изменяемая часть слова.
По вертикали: 2. В каком слове сочетание букв чт произносится как (шн)?
6. Главный член предложения.
Неожиданные вопросы
Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.   
 Например:
Какое из прилагательных может сочетаться со словом класс?
Дружественный
Дружелюбный
Дружеский
Дружный
Сделайте морфологический разбор этого прилагательного.
Рецензия на устный ответ
Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника,  подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).
Взаимная проверка
При проверке письменного домашнего задания по русскому языку можно предложить  ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.     
Краткие письменные ответы
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний. 
 Например:
В каком слове есть согласный звук (з)?
Паровоз
Сказка
Сдача
Груз
В каком слове количество букв и звуков совпадают?
Юг
Перья
Заяц
Яблоки
В каком слове три мягких согласных звука?
Пилишь
Житель
Пришить
ясень
Сверка с проектором
Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.  
Рекомендации по организации устного опроса
Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Это можно реализовать на практике так:
Опрос-светофор
В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».
Солидарный опрос
Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, я выбираю наиболее сильного ученика и предлагаю ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается.
Взаимный опрос
Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.
Программируемый опрос
В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.  
Например:
Какое сочетание слов данного предложения не является словосочетанием?
Лягушка делает в сторону небольшой скачок.
Лягушка делает
Делает в сторону
Делает скачок
Небольшой скачок
Тихий опрос
Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.
Опросная цепочка
Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.     
Лист «защиты»
Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.  
Игровая форма проверки усвоенных знаний.
Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаю несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся. 
Чтобы избежать однообразия при проверке знаний в первом и во втором классе, я использую и такие интересные задания:

Игра «Рисуем ответ»
Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.   
Игра «Похлопаем-потопаем»
Проверяя домашнее задание, задаю вопросы и предлагаю варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.
Например: это могут быть и слова как с непроверяемыми гласными, так и с безударной гласной в корне проверяемой ударением, и т.д.
Командная игра «Что и почему?»
В созданных командах назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.        
Игра «Семицветик»
Необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.  
Игра «Лови мяч»
Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.    
Итог Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные мной способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.       
В педагогической и методической литературе предлагаются различные основания классификации домашних заданий.
По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий:
• подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;• направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков;
• способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе;
• направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений;• способствующие развитию самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающем возможностям учеников.
Особым видом являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.).
По виду учебной деятельности учащихся выделяются следующие виды домашней работы:
• работа над текстом учебника и различными дополнительными источниками информации (словари, периодическая печать, Интернет и т.д.);
• выполнение упражнений и решение задач;
• выполнение письменных работ;
• заполнение рабочих тетрадей на печатной основе;
• написание рефератов и докладов;
• изготовление наглядных пособий, макетов и т.д.
В опыте передовых учителей используются также чтение и анализ дополнительных литературных источников; самостоятельная работа с периодической печатью; аннотирование кино и видеофильмов и т.д.
Классификация в зависимости от типа предстоящего урока:
• к урокам изучения нового материала:
1) изучение материала учебника и его пересказ;
2) доработка материала, изученного на уроке;
3) группировка материала по какому-либо признаку;
4) сбор материалов из дополнительных источников и окружающей действительности.
5) самостоятельное изучение материала;
6) сравнение фактов, наблюдаемых явлений и объяснение их сходства и различия;
7) работа над ошибками.
• к урокам обобщения:
1) ответы на специально поставленные вопросы учителя;
2) подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;
3) самостоятельное составление плана ответа по теме или подготовка по этому плану;
4) выделение в тексте основного и второстепенного материала;
5) самостоятельное доказательство того или иного положения или вывода, аналогичное тому, которое давалось в классе;
6) подбор дополнительного материала по теме;
7) самостоятельное составление задач по изученной теме (индивидуальное, парное или групповое);
8) формулирование выводов на основании фактического материала (наблюдений, опытов, эксперимента, экскурсии);
9) подготовка таблиц, схем, опорных конспектов;
10) нетрадиционные задания обобщающего характера: составление кроссворда, теста, обучающей программы и т.д. по изученному материалу.
• к урокам контроля и проверке знаний:
1) письменные ответы на вопросы;
2) индивидуальная домашняя контрольная работа;
3) решение нестандартных задач.
 Виды домашней работы: индивидуальная, групповая, творческая, дифференцированная, одна на весь класс, составление домашней работы для соседа по парте (в парах постоянного состава).
Индивидуальная домашняя работа задается, как правило, отдельным учащимся класса. Учитель может проверить уровень знаний конкретного ученика. Такая работа выполняется на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе. Ее целью может быть и коррекция имеющихся знаний по конкретной теме, восполнение имеющихся пробелов и т.д. Это могут быть и необязательные задания, например, для внеклассной работы.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет задание, являющееся частью общего классного задания. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Творческая работа как отдельный вид домашней работы не выделена, но она должна объединять все виды домашней работы. Например, составление задач со сказочным сюжетом, сообщений и докладов. Такой тип домашней учебной работы можно назвать «отсроченным».
Дифференцированная домашняя работа может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной, которая реализуется посредством следующих типичных приемов и видов дифференцированных заданий.
1. Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например, разное количество задач.
2. Задания, включающие несколько вариантов с правом выбора любого из них: «Дома выполнить один из номеров по выбору: №... или № ... на с. ...». Свободный выбор задания не означает, что учитель не может посоветовать тем или иным ученикам начинать решение с более легкого, а потом переходить к более сложным упражнениям.
Для «слабых» учащихся могут быть даны карточки: с пропусками, которые нужно заполнить; с ошибками, которые нужно исправить; с неоконченными решениями.
Одна на весь класс – самый распространенный вид домашней работы. Составление домашней работы для соседа по парте (пары постоянного состава). Например: «Составьте для своего соседа два задания, аналогичных тем, что рассматривались на уроке».
Три уровня домашних заданий
Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.
Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.
Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой. В рамках творческих заданий ученикам предлагается разработать: частушки, басни, сказки, фантастические рассказы и т.д. (по теме); чайнворды, кроссворды и т.п; тематические сборники интересных фактов, примеров, задач; сборники аннотаций на статьи по выбранной теме; учебные комиксы; плакаты – опорные сигналы, схемы, наглядные пособия и т.д.; мнемонические формулировки, стихи и т.д.
Предлагая дифференцированные домашние задания, необходимо учитывать:
• способность ребенка к учебной деятельности (быстрое освоение учебного материала, глубину его осмысления);
• умение выражать свои мысли:
• познавательную активность (проявление интереса к знаниям);
• организованность в работе (умение доводить начатое дело до конца).
Дифференцированные задания особенно целесообразно давать:
• при прохождении темы, в которой встречаются сложные понятия;
• при обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым работам;
• при работе над ошибками в контрольных работах.
Дифференцированное домашнее задание особенно важно использовать на этапе закрепления учебного материала. Если сильные учащиеся на этом этапе изучаемый материал в основном осмыслили и усвоили, то слабые ученики еще испытывают неуверенность, поэтому домашняя работа с использованием дифференцированных заданий на закрепление материала, пройденного на уроке, строится так, чтобы каждый ученик имел возможность самостоятельно выполнить задание соответствующего уровня трудности.
Полезно использовать в домашней работе такие приемы, как:
• выполнение заданий, включающих ошибки в рассуждениях или записях;
• выполнение заданий на выявление закономерностей;
• рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;
• разнообразные приемы самоконтроля.
Ученики каждый раз упражняются в умении доводить работу до логического конца, постоянно повышают уровень своих знаний. Выполнение более сложного варианта становится целью каждого. Такая работа имеет важное воспитательное значение, приучает к тщательному выполнению любого задания, поддерживает на должном уровне активность, формирует чувство самостоятельности и ответственности.
Например:
I. При изучении теоретического материала я даю детям задание: приготовить карточку с примерами на изученное правило. Можно придумать примеры самим, а можно воспользоваться дополнительной литературой, справочниками, словарями и т.д. Учащиеся имеют разный уровень знаний по русскому языку, поэтому при выполнении такого задания проявляется и дифференциация, и индивидуализация.
Покажу это на конкретном примере.
После изучения темы: «Определение глагола как части речи» даю задание: подготовить дома карточку с примерами по этой теме. Слабо успевающие ученики поступают так: читают примеры в учебнике и составляют собственные по аналогии, по данной модели, исходя из собственного опыта.
Учащиеся среднего и высокого уровня развития придумывают примеры сами или выписывают их из художественных, научно–популярных и других текстов. Например:
I. 1. Крупные хлопья снега лениво скользили мимо окна.
2. Кораблев серьезно посмотрел на меня.
II. 1. Внизу, у подножия хребта, растет смешанный лес.
2. Наша команда по баскетболу выехала в Бор в два часа.
Такой вид домашнего задания, проводимый в системе, способствует росту самостоятельности, ответственности, чувства долга, повышению уровня знаний по предмету. Если первое подобное домашнее задание выполнялось не всеми, некоторые ребята забывали карточки дома, другие отсутствие такого домашнего задания объясняли непониманием того, как его выполнять, то после 3–4 раза в классе возникает даже своего рода соревнование: кто нашел больше примеров, кто сдал первым карточку (даже если задано к следующему уроку), у кого примеры интереснее и т.д. Способы проверки такого домашнего задания тоже различны: проверяет и учитель, и сам ученик (самопроверка), и другие ребята (взаимопроверка). В этом случае возрастает и роль ассистентов учителя. Так в течение изучения курса русского языка за учебный год накапливается дидактический материал, который используется и самим учащимся при подготовке к зачету, диктанту, экзамену, и в работе парами, группами.
II. Готовясь к урокам обобщающего повторения, закрепления изученного по определенной теме, предлагаю на выбор несколько заданий, среди которых наряду с нетрадиционным имеется и обычное (из учебника). В классе всегда есть учащиеся, выбирающие именно это задание: оно доступнее, легче, занимает меньше времени. К счастью, сторонников не совсем традиционных видов домашнего задания больше, некоторые из учащихся с удовольствием по желанию выполняют два, а то и три задания.
Вот пример. К обобщающему уроку по теме “ Образование сложных слов. ” задаю (на выбор):
составить кроссворд по теме,
составить тест,
составить текст с грамматическим заданием,
выполнить упражнение из учебника
Большинство учащихся выбирает кроссворд (отдельно на листочке пишут ответы). Несколько человек приготовили тесты и тексты, 3 человека (слабых по предмету) выполнили упражнение из учебника. В зависимости от уровня развития учащихся тесты и кроссворды получаются разными по объему, уровню сложности, да и по оформлению (сказываются индивидуальные склонности, вкусы и т.д.)
Такой вид домашнего задания полезен, т.к. заставляет учащихся еще раз обратиться к теории, проявить самостоятельность при выполнении задания, фантазию и смекалку, почувствовать ответственность.
III. Кроссворды также показывают разный уровень развития учащихся, что служит наглядной иллюстрацией дифференциации при выполнении домашнего задания. Такие работы помогают “оживить” урок, еще раз обратиться к теории; авторы тестов и кроссвордов выступают в роли “учителя”, используется само– и взаимоконтроль, пополняется дидактический материал.
IV. Еще один вид домашнего задания – составление текста на заданную тему с использованием изученных орфограмм. Например, в 3 классе после изучения темы “ Имя прилагательное как часть речи», ребята получают задание на дом: сочинить текст о зиме, употребив в нем как можно больше прилагательных.. Слабые учащиеся получают в качестве помощи примеры слов и словосочетаний, которые можно включить в текст.
Вот фрагмент текста “Зимушка–зима”.
Мокрый снег падал на крыши сонных домов, на спящие деревья, на дороги. Деревья издавали жалобные звуки. Но вернувшимся из школы ребятам непогода не страшна. Из мокрого снега озорники лепят высокую крепость. К вечеру крепость выстроена. А расшалившиеся дети не хотят идти домой. (Пыхтина Маша)
Такие задания направлены на развитие связной речи, умения, следуя за сюжетом, не забыть о втором задании, на развитие памяти, внимания. Тексты могут быть использованы на уроке закрепления в качестве диктантов, взаимодиктантов.
V. При повторении изученного по какой–либо теме или в конце года даю такое задание: составить словарный диктант на одну из орфограмм, представленных в списке. Ребята могут работать и в парах, и в группах, и по одному. Орфограммы после короткого обсуждения (кому что “ближе”, у кого какой дополнительный материал есть и т.д.) распределяем на уроке, чтобы все темы были освещены. Работы получаются разного уровня сложности, разного объема, главное – участие принимают все (т.к. всем хочется побывать в роли учителя), повторяют материал, самостоятельно привлекают дополнительную литературу. Такие диктанты используем на уроках повторения, на зачетах и на консультациях для отстающих.
ПРИМЕР 1. “ Раздельное написание НЕ с глаголами”.
(Не)делай, (не)прыгай, (не)спеши, (не)топай, (не)ленись, (не)рвать, (не)можем.
ПРИМЕР 2. “Н и НН в прилагательных”.
Осе - ий ветер, боль-ой человек, весе-ий день,
С этими словами дети могут составить листовки. Виды таких текстов–листовок.
“Уважаемые взрослые и дети! Я призываю вас не рвать первые весенние цветы. Они могут исчезнуть, и мы не сможем больше ими любоваться!
Такое задание учит отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, убеждать других в своей правоте. Лучшие тексты прозвучали по школьному
Кроме названных, использую такие виды домашних заданий, как сочинения–миниатюры разных жанров, требующие обращения к личному опыту ученика; подготовка таблиц, схем, опорных конспектов обобщающего характера; разработка наглядных пособий; работы с различными словарями, сборниками пословиц и поговорок, что имеет большое развивающее и воспитательное значение.
Заключение.
Систематическая работа по проверке домашнего задания, приводит к положительным результатам. Этот процесс обусловлен не одним годом работы, что свидетельствует о том, что изучение данной темы важно во всех звеньях школы.
Надеюсь, что предложенный мною опыт работы найдет отклик у коллег, они поделятся своими находками и идеями по данной теме.
Литература.
Андреев А.В. Творческий подход к проверке домашнего задания// Педагогика 1999, № 6.
Борзова Л.П.Методика преподавания обществознания в начальной школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ:учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей.– М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2004.-222 с.
“Дидактический материал к учебнику “Русский язык” Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной/ Под науч. ред. Е.В.Бунеевой.– М: Баласс, 2011.
Желзовский Т.И., Вяткин А.Г. Опыт развития познавательной деятельности учащихся// Педагогика, 1993, № 1.
Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М., 1985.
Коротаева Е.В. Уровни мыслительной активности // Народное образование. 1995. № 10.
Кулыгина А. Н. Активизация обучения: сущность и содержание// Педагогика, 1994, № 1.
Ряболин Н. Познавательная активность учащихся на занятиях// Педагогика, 1996, № 3.
Сенько Ю.В. Меллер Е.Н. Обучение и познавательная активность учащихся. М., 1989.
Шамова Т.И. Активизация обучения учащихся. М., 1982.
Харламов И.Ф. Педагогика М., 2000.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989.