Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Пустыня (4 класс) УМК Школа России

Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 61»







Номинация: «Лучшая методическая разработка урока»
Методическая разработка урока окружающего мира
по теме «Пустыни» 4 класс УМК «Школа России








Автор: Александрова Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
БОУ г.Омска «СОШ № 61»

Тема урока: «Пустыни».
Формирование УУД:
Личностные:
- осознавать уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
- следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу урока (целеполагание);
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);
- осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;
- производить самооценку в соответствиии с предложенными критериями;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом характера сделанных ошибок (коррекция);
- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция).
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе);
- излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- задавать вопросы.
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- устанавливать причино - следственные связи;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять моделирование (опорные слова, план – схему).
Предметные результаты:
- находить и показывать на карте природную зону «пустыня», рассказывать о ней по карте;
- знать климатические условия пустынь;
- приводить примеры растительного и животного мира пустынь;
- рассмотреть деятельность человека в пустыне;
- обсуждать экологические проблемы пустынь и пути их решения
Цель: формирование ценностного отношения к учебной познавательной деятельности по характеристике природной зоны «пустыни».
Тип урока: урок формирования первичных знаний.
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы и приемы организации деятельности учащихся: частично – поисковый метод, решение проблемной ситуации, словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, наглядный метод, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, индивидуальная работа с деформированным текстом, самооценка.
Оборудование и наглядные пособия: учебник, толковый словарь С.И. Ожегова, иллюстрации растений и животных пустыни, карточки с названиями растений и животных природной зоны «пустыня», карточки с заданиями для работы в группах, настенная карта природных зон, карточки с рассказами о растениях и животных пустыни, списки распределения детей по группам, правила работы в группе, деформированный текст, критерии самооценки, лист оценки работы в группе, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат этапа

1.Самоопределение к деятельности.Орг.м.
- Добрый день, ребята! Давайте проверим, все ли готовы к уроку?
- Какие учебные предметы нам необходимы на уроке окружающего мира?
- Тогда вперед к новым исследованиям и открытиям!
- дети садятся на места;
- проверяют готовность к уроку;
На столах у учеников учебник, ручка, лист оценки работы в группе и лист самооценки ребенка, дневник.
Р- умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);

2.Актуализация знаний, мотивация

- Посмотрите внимательно на картинки животных расположенных у вас на столе, распределите их по группам обитания в природных зонах.
- Какое животное мы не смогли отнести ни к одной из групп?
- Почему? Как думаете, вы все знаете об этом животном?
- А в какой природной зоне живет верблюд?
Дети распределяют животных по группам (лес и степь).

- Верблюд.
- Мы не изучали еще эту природную зону.
- Нет (похвалить детей)
- Это природная зона «пустыня».
П - осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; устанавливают причино - следственные связи;
К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее;

3.Постановка учебной проблемы
(определение затруднения, его место)
- Сформулируйте тему урока.
- Ребята, представьте, вас наградили туристической путевкой в пустыню, подумайте, хватит ли вам ваших знаний, чтобы путешествие было познавательным и безопасным?
- Сформулируйте цель урока:

- Давайте конкретизируем цель на конкретной учебной задаче.

- А что значит быть готовым к путешествию?


- А что вы можете предположить об этой природной зоне?









- В конце урока мы или подтвердим ваши гипотезы, или опровергнем их и докажем новые и оценим свою работу.
- Природная зона «Пустыни».
(следуют ответы учащихся)
- Познакомиться с природной зоной «Пустыни».
- Подготовиться к путешествию в природную зону «пустыни».
- знать географическое положение
- знать климат
- знать о животных и растениях
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ:
1.Название, изображение на карте. (гипотеза: я знаю, что пустыни находятся южнее нашей страны).
2.Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе).
(гипотезы:
- я знаю, что в пустыне растет верблюжья колючка и ей питаются верблюды.
- я знаю, что в пустыне живет верблюд и много других животных).
3.Использование природы данной зоны человеком.
(гипотеза:
- я знаю, что люди в пустынях занимаются скотоводством).
4.Экологические проблемы и охрана природы.
(гипотезы:
- я знаю, что в пустыне есть браконьеры
- я знаю, что в пустыне есть заповедники).
П - постановка и решение проблемы;
Р - принимают и сохраняют учебную задачу урока (целеполагание);
- планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);
- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция).
К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее;




4. Решение учебной задачи (работа в группах)
- Легко ли одному найти ответы на все поставленные вопросы?
Организация групповой работы.
- Чтобы ответить на эти вопросы, мы будем работать в группах постоянного состава.
- Как вы думаете, какое самое сложное задание?
- Мы поручим это группе
- Командиры групп, получите задания и листы оценки работы в группах.
№ 1 группа «Географы» готовится ответить на вопросы:
- Что такое пустыня?
- Какое географическое положение занимают пустыни?
- Каковы особенности климата пустыни?
№ 2 группа «Ботаники» готовится ответить на вопрос:
- Какие растения есть в пустыне? Их особенности.
№ 3 группа «Зоологи» готовится ответить на вопрос:
- Какие животные обитают в пустыне? Характеристика животных.
№ 4 группа «Экологи» готовятся ответить на вопрос:
- Какие экологические проблемы пустыни и каковы пути их решения?
- Давайте повторим правила работы в группе.
- Алгоритм работы в группе находится у вас на столе.
- Нет, надо работать в команде, т.е. группой.


Похвалить ребят..

Командиры получают задания и листы оценки работы в группах.

.
Правила работы в группе (висит на доске):
- Умей выслушать другого.
- Уважай мнение других.
- Не согласен с мнением других – спокойно доказывай свою точку зрения.







Командир группы читает алгоритм и действует в соответствии с ним.
Р - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция); умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);
Л - следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе; следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;
К - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе);
П - осуществляют моделирование.



Самостоятельная работа в группах.
- Командиры групп внимательно прочитайте задания группам, у вас есть алгоритм работы в группе, следуйте ему. Не забудьте про сигнальные карточки: красная – «нужна помощь», желтая – «просим тишины», зеленая – «работа выполнена, мы готовы».
Первая группа, расскажите, как вы будете работать.
- У остальных групп есть вопросы по распределению обязанностей и подготовке?
№ 1 группа «Географы»
Что такое пустыня?
Пустыня – большое, не заселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью (С.И. Ожегова). Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые.
Какое географическое положение занимают пустыни?
Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом.
Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка.
Барханы – песчаный наносный холм в пустыни.
Оазис – место в пустыне, где есть растительность и вода.
Каковы особенности климата пустыни?
Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца.
№ 2 группа «Ботаники»
Какие растения есть в пустыне?
А) Верблюжья колючка.
У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое.
Б) Джузгун.
Это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и не дают ему двигаться. Его плоды очень легкие, ветер переносит их по песку на большие расстояния.
В) Колосняк.
Его ещё называют «песчаным овсом». Корни растения хорошо закрепляют пески и не дают им двигаться под действием ветра.
№ 3 группа «Зоологи»
Какие животные обитают в пустыне?
1) Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных.
2) Верблюд.
Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения - его небо, губы и язык покрыты толстой кожей.
3) Сайгак.
Это животное похоже на овцу с длинными тонкими ногами. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать – со скоростью 80 км/ч. Сайгак избегает холмов и гор поскольку на такой местности становится беспомощным.
4) Тушканчики.
Это грызун, его называют «земляной зайчик», задние ноги длинные и сильные, быстро передвигается большими прыжками до 3-х метров в длину. Длинный хвост помогает поддерживать равновесие при резких поворотах. Выходит кормиться только в сумерках.
5) Песчанки.
Внешне песчанки напоминают крыс или мышей. Длина их тела до 19 см, рыжевато-желтый длинный хвост с кисточкой. Спинка желто-песчаная, брюшко белое. Они питаются в основном растительной пищей. Роют норы и живут группами.
6) Ушастый еж и лисичка – корсак.
Корсак - очень мелкая, тускло окрашенная лисичка. Он несколько мельче песца. Отличительная особенность - широкие скулы. Ноги длинные; шерсть короткая. Корсак охотится на сусликов, тушканчиков.
Ушастый еж - иглами покрыта только спина. Размеры мелкие: длина тела 1227 см, длина хвоста 1723 мм; ноги высокие, а мордочка острая. Основу рациона составляют насекомые.
7) Пресмыкающиеся.
Обитают песчаный удавчик, ящурка быстрая, ящерица-круглоголовка. Они быстро передвигаются. Ящерица-круглоголовка - длина вместе с хвостом более 20 см. Ведет дневной образ жизни, питается насекомыми.
№ 4 группа «Экологи»
Экологические проблемы пустыни и охрана природы.
1. Люди в пустынях живут уже тысячи лет. Основные занятия населения пустыни – это скотоводство и земледелие на орошаемых территориях - на оазисах. Ферганская долина является величайшим оазисом, по которой протекает река Сырдарья. Люди построили каналы, чтобы орошать землю, появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных на первом месте овцы и верблюды.
2. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне.
- Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. От этого снижается урожай.
- Из - за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Осыпаются дороги, поля, постройки.
- Браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.
3.Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч - Гудило обитают утки, гуси, лебеди.
- Оцените в «листах самооценки» работу вашей группы.
Алгоритм работы в группе:
1.Познакомиться с информацией, представленной на столе.
2.Выбрать нужную информацию, необходимую для выполнения задания.
3.Командир распределяет задания внутри группы.
4.Индивидуальное выполнение задания.
5.Обсуждение в группе (пересказ).
6.Презентация работы группы.
7.Заполнение листа оценки работы в группе.

Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, изучают его, пересказывают друг другу, составляют опорный план для выступающего.

- Толковый словарь С.И. Ожегова.

Учебник с. 118, 1 – й, 3 – й абзацы.
Учебник с.119, 2 – й абзац.
Опорные слова:
- юго – запад, Каспийское море
- песчаные, глиняные, каменистые
- оранжевым цветом
- не большая по площади
- барханы и оазисы
- жарко + 70°, а в тени +40°, мало осадков
- лето 5 месяцев, зима 2-3 месяца
Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, изучают его, пересказывают, подбирают картинки растений и таблички с их названиями.
Учебник с. 122, 1 –й абзац.



Учебник с. 122, 2 – й абзац.



Учебник с. 122, 2 – й абзац, дополнительный материал
Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, подбирают картинки животных и таблички с их названиями.





Дополнительный материал.







Учебник с. 122, 5 – й абзац.






Учебник с. 122, 3 – й абзац.





Учебник с. 122, 4 – й абзац.






Дополнительный материал


Учебник с. 123, 1 – й абзац, дополнительный материал.


Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, строят план – схему.
Учебник с. 123, 4 – й абзац, дополнительный материал.
Учебник с.124, 2 – й абзац.
Учебник с.124, 3 – й абзац.
Учебник с.124, 4-й абзац.
Учебник с. 125, «Странички для любознательных»
План – схема:
Занятость населения

скотоводство земледелие

проблемы пустыни

неумеренный выпас скота неумеренное орошение
браконьерство
К - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе);
Р - осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности; принимают и сохраняют учебную задачу урока;
П - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
П - устанавливают причино - следственные связи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков;
П - осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют моделирование (опорные слова, план – схему);
Л - следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;







Презентации работы групп.
- Прочитайте на доске гипотезу, вы опровергаете ее или принимаете, приводите доводы.















Подведение итогов работы в группах (само и взаимооценка)
Выходят группой, рассказывают по очереди.
- Наша группа «географы» работала по гипотезе, что пустыни находятся южнее нашей страны, эта гипотеза доказательна, потому что..
- Наша группа «ботаники» принимает гипотезу, что в пустыне растет верблюжья колючка и ей питаются верблюды, эта гипотеза доказательна, потому что..
- Наша группа «Зоологи» работала по гипотезе, что в пустыне живет верблюд и много других животных, эта гипотеза доказательна, потому что..
- Наша группа «Экологи» принимает гипотезу, что в пустыне есть браконьеры, эта гипотеза доказательна, потому что..
- Наша гипотеза, что в пустыне есть заповедники, нашла свое подтверждение, потому что.
Зачитывают выдержки из листов оценки работы в группе.
Предметные результаты:
- находят и показывают на карте природную зону «пустыня», рассказывать о ней по карте; знают климатические условия пустынь; приводят примеры растительного и животного мира пустынь; обсуждают экологические проблемы пустынь и пути их решения;
Л- осознают уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
Р - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме;
К - излагают точку зрения и аргументировать ее.

5. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.
Включение нового в систему.
- Мы изучаем раздел «Природа России», почему в этом разделе появилась тема о пустыне?
- Как вы думаете, мы готовы к путешествию в пустыню?



Индивидуальная работа с текстом:
- Давайте проверим, что вы запомнили об этой природной зоне. У каждого из вас текст, необходимо прочитать ситуацию, в котором необходимо исправить ошибки.















- Проверьте свою работу и заполните лист самооценки.










В России пустыни имеются на востоке Калмыкии и в южной половине Астраханской области. В России пустыня занимает небольшую площадь – по берегам Красного моря. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркмении, Узбекистане.
Учащиеся заполняют пропущенные места в предложенном тексте.
Учащиеся выполняют работу и исправляют ошибки в предложенном тексте.
Карточка для детей:
Классный руководитель попросил Сашу, ученика 4 класса приготовить сообщение для своих одноклассников о природной зоне «Пустыни». Вот, что он приготовил, найди и исправь ошибки, которые допустил Саша.
«Пустыни расположены на востоке страны, на берегах Каспийского моря. Поверхность пустыни покрыта горами. Лето в пустыне холодное, поверхность земли нагревается до + 30 градусов, а в тени + 10 градусов. Корни джузгуна проникают на глубину почти на 20 метров. Корабль пустыни – это сайгак. Большой экологической проблемой является браконьерство, так как гибнет много верблюдов».
Дети заполняют лист самооценки.
Лист самооценки:
Ф.И.___________________
Умею показывать на карте природную зону «Пустыни».
Да
Нет

Знаю особенности климата природной зоны «Пустыни».
Да
Нет

Привожу примеры растений и животных природной зоны «Пустыни».
Да
Нет

Знаю характер деятельности человека в пустыне.
Да
Нет

Знаю экологические проблемы пустыни.
Да
Нет

Знаю пути решения экологических проблем пустыни.
Да
Нет


Р - умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);
Р - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция);
К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее;
Л – способны к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Р- производят самооценку в соответствии с предложенными критериями;


6. Итог занятия. Рефлексия деятельности.
- Вспомните тему урока.
- Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?
- Посмотрите, что вам удалось лучше при выполнении задания.
- Что у вас не получилось и почему?
- А что вас может еще заинтересовать в этой природной зоне?
- А где вы можете это найти?
- Природная зона «Пустыни».

- Подготовиться к путешествию в пустыню.
Ответы детей.
Р – выполняют учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме;
К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее;
Л – способны к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

7. Домашнее задание.
- Откройте учебник на с.124, найдите рубрику «Проверь себя», дома выполните это задание, а в ПТ с.58 № ___ на выбор.
Каждый ребенок выбирает себе д/з.
Р – принимают и сохраняют учебную задачу;






Приложение к уроку Лист оценки работы в группе

Лист оценки работы в группе
Название группы: «Географы»
Фамилия имя _____________________________________
Оцените свою работу в группе
Отметьте V вариант ответа, с которым ты согласен (согласен).
1.Все ли члены группы принимали участие в работе группы?
( А. Да, все члены группы принимали участие в работе группы.
( Б. Нет, работал только один.
( В. Кто-то работал больше ___________ (имя), а кто-то меньше.
2.Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
( А. Работали дружно, ссор не было.
( Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
( В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
3.Тебе нравится результат работы группы?
( А. Да, задание выполнено хорошо.
( Б. Нравится, задание выполнено, но можно было бы сделать лучше.
( В. Нет, выполнение задания не нравится.
4.Оцени свой вклад в работу группы.
Отметь нужное место на линейке знаком Х.
Я сделал (а) очень много, без меня работа бы не получилась
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Почти все сделали без меня
ГРУППА №1 «Географы»
Каждый читает свою информацию, а потом рассказывает всей группе.
1.Что такое пустыня? Барханы? Оазис? (найти и выписать определения из «Толкового словаря» С.И. Ожегова)
2.Какое географическое положение занимают пустыни? (учебник с.118, 1 –й, 3 – й абзацы, дополнительный материал на столе)
3.Каковы особенности климата пустынь? (учебник с.119, 4 – й абзацы, доп. Материал).
Составить опорные слова для выступающего (на альбомном листе).

Ф И ребенка
Что делает
Отметка о выполнении
(+ или - )

1
Командир

Распределяет задания между членами группы. Помогает оформлять опорный план.
Показывает географическое положение по карте природных зон.


2
Писарь

Записывает определения. Зачитывает эти определения
(пустыня, барханы, оазис).


3
Планировщик

Помогает оформлять опорный план. Следит за временем.


4
Спикер

Помогает оформлять опорный план. Защищает решение группы.


Начните свой ответ со слов: наша группа работала по гипотезе, что пустыни находятся южнее нашей страны, эта гипотеза нами доказана.
















13PAGE \* MERGEFORMAT141015








Root Entry