Статья Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры

Антонян А.Ф., педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Октябрьского района г. Ижевска

НАРОДНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Поэтому главной задачей своей педагогической деятельности я вижу в обогащении детей знаниями о народной культуре, в частности, о народной кукле. Народная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка.
Можно без преувеличения сказать, что в настоящее время весь мир охвачен так называемой «модой на куклу». Всё больше кукол коллекционируют, всё больше появляется мастеров, а с ними и различных новых технологий. Кукол изготавливают из пластика, папье-маше, дерева, глины, а также из ткани. Тряпичную куклу начали изучать, устраивать выставки, обучающие мастер-классы. Традиционной куклой заинтересовались этнографы, краеведы, педагоги и даже психологи. Есть такое выражение «Рождение кукол, как рождение целого народа». Рождение с его мировоззрением, миропониманием и культурой.
Именно педагог должен сейчас обратить внимание на традиционную куклу - как предмет народного искусства. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света.
Чтобы немного прояснить тему, и более детально обозначить проблему рассмотрим понятия традиций и традиционности в народном искусстве, и в этом направлении сравним основные виды тряпичной куклы.
Традиционность общепризнанна как одна из специфических особенностей народного искусства.
Традиция глубоко содержательна, это глубоко внутреннее явление. Основа традиции – правильное отношение к национальному наследию. Наследие – все искусство прошлого. Это опыт народа, то, что способно по новому жить в современности. Традиции народного искусства не лежат на поверхности и не могут быть механически использованы как отдельные технические приемы.
Содержание и функции предмета народного искусства в известной мере определяли его художественный образ, особенности и принципы его воплощения. Но, сколько бы ни говорили о традициях и их особенностях, источником традиций, их носителями являются люди – мастера, творцы народного искусства. А они тоже меняются. Меняется их социальный состав, мировоззрение, уровень культуры. Современные народные мастера - это не прежние крестьяне, работавшие скорее интуитивно, по сложившимся канонам. У сегодняшних мастеров больше выбора в ткани, цвете. Абсолютно иной образ жизни, тоже влияющий на формирование мастера. Более суровая действительность, существовавшая ранее, способствовала выработке более четких и строгих приемов выразительности.
Возникновение интереса к традиционной кукле далеко не нова, но зато сравнительно нова идея ее изготовления. Путь к изучению истории костюма был длительным и творческим. Все началось с подготовки к городскому смотру-конкурсу сувениров среди педагогов. Начав воплощать идею сувенирной куклы, шли долгие и увлекательные поиски, посещали выставки- ярмарки. Все чаще встречались куклы, сделанные на продажу, с упрощенными схемами которые не передают мелких особенностей, без которых кукла теряет образ и способ изготовления, и сделанные порой небрежно. В результате поиска мы остановились на изготовлении куклы именно с деревянным остовом, который очень устойчив, близок к идее нашего будущего образа. Тут началась творческая реализация образа, через изучение и обращение к народной традиционной кукле. В процессе творческой работы пришла идея сделать подробную инструкцию по изготовлению кукол с описанием работы, и смысловым назначением по народному календарю, которая превратилась в методическое пособие «Кто в куклы не играл, тот детство не видал». Данная методическая разработка была отмечена дипломом лауреата I степени на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» в 2011 году. А педагоги получили свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности.
Методическое пособие «Кто в куклы не играл, тот детство не видал» содержит несколько обширных разделов изучения традиционной народной куклы, а также мастер-класс по изготовлению авторской сувенирной куклы.
В пособии можно найти интересные сведения о народной игрушке: о магических свойствах, особенностях технологии изготовления, истории возникновения традиционной куклы, типах и назначениях куклы, а также о ее роли в жизни человека. Научно – теоретическая значимость пособия заключается в том, что в ней собран и обобщен материал искусствоведческого и дизайнерского характера по куклам. Практическая значимость в том, что кукла, выполненная в материале, представляет особый интерес при изучении особенностей и традиций любого народа.
В рамках образовательной программы «Сувенир и дизайн игрушки» обучающиеся знакомятся с народным творчеством через изучение и изготовление кукол, сувенирных игрушек. Обучающиеся на занятиях узнают об истории традиционной куклы. Традиционные куклы помогают прикоснуться к истории, а сделать игрушку своими руками, значит узнать поближе культуру народа, его традиции. Знакомятся с обереговой, обрядовой и игровой куклами, технологией их изготовления. С большим интересом изучают цвета, их значения, символику через наряды и костюмы кукол. Дети запоминают, в каком месяце какую куклу изготовили и для чего она служила.
Также большой популярностью у детей пользуются сувенирные куклы. С огромным удовольствием они изучают костюмы разных народов. Даже некоторые темы творческого проекта выбирают из этой области. Детям нравится создавать сувениры своими руками, делать приятные подарки своим близким и друзьям.
Если исходить из позиции, что приобщение детей к истокам русской народной культуры - это составная часть всей моей работы, то имеет место при оценке эффективности этого направления в работе опираться на общие результаты творческого развития детей. Проведение диагностики личностного развития ребенка, знаний, умений и навыков позволяет оценить не только успехи детей, но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога, а педагог, исходя из полученных результатов делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы, как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости вносит коррективы в план своей работы.
Таким образом, цель работы по приобщению детей к национальному искусству вижу в систематическом использовании в практике своей работы всех разновидностей народного творчества посредством знакомства и изготовления народных кукол. И уже как вершина творческих достижений - это участие детей на выставках различного уровня. Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине на занятиях по изготовлению сувениров.
Список использованной литературы
Ковычева Е.И. Народная игрушка. – Ижевск: 2006.
Ковычева Е.И. Народная текстильная кукла. – Ижевск: 2006.
Семенова Т. Народное искусство и его проблемы. – М.,2009.
Флерина Е. А. Педагогика народной игрушки\\ Игра и игрушка. - М., 2003.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. - Спб.,2004.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





Возник вопрос методическое пособие «Кто в куклы не играл, тот детство не видал» является авторским? Да! Авторы Я и Тогаева Д.А.
Оставить только те источники, на которые есть ссылки в статье, а не те, которые просто используются вами в работе.

Заголовок 1 Заголовок 315