Выступление на заседании МО Нестандартные формы работы на уроках английского языка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 85
г. Тольятти
Нестандартные формы работы
на уроках английского языка
выступление на методическом объединении
учителей английского языка
Подготовила
учитель английского языка
Никулина Елена Викторовна
При работе над лексикой перед учителем встают три проблемы: а) какие слова и в каком количестве должны быть включены в курс; б) как лексический материал распределять по этапам и периодам обучения; в) какими средствами и приемами следует обучать иноязычной лексике.
Критерием для отбора лексики является практическая необходимость тех или иных структур, слов, выражений.
В качестве критерия для отбора школьной лексики называют также стилистическую нейтральность лексических единиц.
Важным критерием для отбора лексики в школьном интенсивном курсе является учет словообразовательной ценности лексических единиц.
Возможным вариантом работы над над лексикой является конкурс Кто быстрее строит английские слова». На доске учитель выписывает суффиксы существительных: -er, -ist, -y, -ship, -ment, -ation, -ee, -ance, -ness, -ure, -ity, -ing.
Заранее готовятся два набора карточек, на которых написаны основы слов (10-12 слов на карточке)/
Например:
record-
science-
national-
sky-
important-
understand-
relax-
move-
modest-
train-
know-
speak- honest-
punctual-
press-
teach-
friend-
achieve-
dark-
independent-
journal-
employ-
educate-
geology-
Карточки раздаются учащимся. Им предлагается (за определенное время) образовать существительные от записанных на карточках слов, пользуясь суффиксами, написанными на доске. Ученик, закончивший работу первым, считается победителем. После подведения итогов игры проводится систематизация правил словообразования существительных.
Другим приемом работы над словообразованием является игра «Словообразовательное домино». Готовятся 35 пластинок, на каждой половине которой помещается корень, суффикс или приставка.
-war exact- -lymiss- -take ex- rain-
-y counter- -action press- -urehealth- un-
-ermove- -mentir- -regular im- teach-
-write il- -legal relax- -ationcjmfort- re-
-y terr (or)- -ibleun- -eedis- wealth-
-happy mis- -under
stand employ- -identifiedshy- un-
-known national- -ityin- -separable post- pre-
Играть в домино могут от 2 до 10 человек. 35 пластинок делятся поровну (не важно, если у кого-то будет на 1 пластинку больше или меньше). Ученики ходят по часовой стрелке. Нужно подставить справа или слева пластинки с элементами, которые образуют производное слово с одним из заранее выставленных элементов, например: ex+president или comfort+able.Если у игрока нет подходящей пластинки, он пропускает свой ход. Выигрывает тот, кто первым выставит все свои пластинки.
Учащиеся, как правило, относятся к заучиванию лексики как к скучному, монотонному, трудоёмкому занятию.
Это побудило меня прибегнуть к нетрадиционным приемам работы. Один из них – использование ребусов на этапе закрепления ранее изученных лексических единиц. Ребусом принято называть изображение какого-либо слова или предложения (кодирование слов, фраз) при помощи комбинации рисунков (картинок), букв, цифр, знаков.
Обычно в ребусах зашифровываются существительные в именительном падеже, но можно включать слова любой части речи – числительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, предлоги.
Самыми распространенными принципами кодирования слов можно выделить следующие:
1. Слово + слово (предмет + предмет): basket + ball, arm + chair, bed + room, book + shelf.

2. Предмет + часть слова или часть слова + предмет: t + hat = that, o + pen = open, y + ear = year.

3. Из названия изображенного предмета исключаются буквы при помощи запятой(ых) – если запятая стоит слева от рисунка, то в слове надо исключить первую букву (или несколько букв, если 2-3 запятые), если справа от рисунка – то последнюю(ии)), или добавляются другие буквы взамен вычеркнутых: sheep’’ = she, ‘cup = up, ‘house’’+ t = out, y +’car + d = yard, w +’nine’+ ten’+ r = winter.

4. Буквы (буквосочетания, предметы), изображены один на другом (над ним, под ним), один в другом, рядом друг с другом (одна буква «прислонена» к другой или они как бы держатся за руки), какая-либо буква «идет» по направлению к другой (или другим), тогда при чтении, соответственно, добавляются предлоги ‘on’, ‘under’, ‘up’, ‘in’, ‘at’, ‘with’, ‘to’: e. g. k-in-d = kind, M-on-day = Monday, to-w-n = town, sk-at-e = skate, am-on-g = among, s-up-per = supper.

5. Над рисунком (или рядом с изображением) написаны цифры, тогда буквы читаются в том порядке, который указан цифрами: eat (3,1,2) = tea, ear (2,3,1) = are, Kate (3,2,1,4) = take, net (3,2,1) = ten.

6. Зачёркнутая буква исключается при расшифровке слова или заменяется на другую: monkey = money, coat = cat, coast = coat, bag (a = i) = big, hat (t=m) = ham, lake (l = m) = make.

Ребусы – это еще и увлекательная форма работы над орфографией. Например, здесь зашифровано название страны, где британские школьники любят проводить свои каникулы:

Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания