применение нетрадиционных форм урока


« Применение нетрадиционных форм урока» Учитель математики МОУ СОШ № 1 Пшеничных Татьяна Викторовна Причины появления «нестандартных» уроков Главная задача каждого преподавателя- не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, пробудить стремление к самообразованию, реализации своих способностей, научить учиться. Как вызвать интерес учащихся к математике? Как научить «сильных» и «слабых»? Наверное, каждый из вас задумывался над ответом на эти вопросы. И так как основной формой получения знаний в школе является урок, я прежде всего стараюсь построить его так, чтобы вовлечь всех учащихся в работу на уроке, использую нетрадиционные уроки. Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит новые обязанности и ответственность). Принципы проведения «нестандартных» уроков Отказ от шаблона в организации урока.Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность.Не развлекательность, а занимательность и увлечение.Поддержка альтернативности, множественности мнений.Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.«скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.Использование оценки в качестве формирующего(а не результирующего) инструмента. Некоторые правила участия в «нестандартных» уроках для учителей Принимать участие в дидактической игре- в роли ведущего, одного из персонажей, члена жюри.Не ставить отметки, кроме высоких, поощрительных; чаще пользоваться не количественными отметками, а качественными.Найти посильную, выполнимую работу всем, даже самым слабым ученикам; поддерживать инициативу учащихся, их предложения по содержанию этапов урока.Поощрять чувство юмора учащихся и самому проявлять его. Видоизменение традиционных способов организации урока:Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала:Уроки, опирающиеся на фантазию:Уроки по аналогии с различными общественными явлениями: лекция- «парадокс» взаимн.обучения эврика мудрости защита идей общ.смотр знаний конференция творческий отчёт симпозиум аукцион исследование мозговая атака интервью репортаж «удивительное рядом» изобретательство сказка «Группы»педагогических фантазий Видоизменение традиционных способов организации урока:Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала:Уроки, опирающиеся на фантазию:Уроки по аналогии с различными общественными явлениями:Уроки по аналогии с известными в общественной практике формами, жанрами, методами деятельности: КВН справочное бюро деловая игра эстафета турнир конкурс театр клуб знакомств Что?Где?Когда? Час вопросов и ответов заседание учёного совета заочная экскурсия путешествие в … 6. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ:Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций:Уроки с игровой состязательной основой:Внесение в ход урока форм внеклассной работы: На стенах, вырезанные из бумаги волны, парусники, чайки, рисунки на морскую тематику оформление 1.Класс делится примерно на 3 равные по силе команды во главе с капитаном. Каждой группой заранее придумывается название корабля и цвет флага.2.Работа внутри группы:- выполнение рисунка корабля;- подготовка к конкурсу капитанов;- повторение теоретического и практического материала.3. Выбирается жюри.4. Подбираются задания для конкурсов, разрабатывается сценарий, критерии оценки деятельности учащихся, подготавливаются маршрутные листы и путевая ведомость. Проводится инструктаж жюри. Подготовка Урок-путешествие по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» Вступительное слово учителя “ Перетягивание каната” (устный конкурс). “Морское братство” (письменный конкурс). “Узелки” (групповая работа). “Один за всех, все за одного” (конкурс капитанов). “А ну-ка сосчитай” (конкурс штурманов) “Дружная команда” (письменный конкурс). Подведение итогов. Ход урока повторить и обобщить знания учащихся по данной теме; развивать интерес к предмету; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать навыки работы в группе; воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь. Целеполагание Название конкурса Итог “Дружная команда” “А ну-ка сосчитай” “Один за всех, все за одного” “Узелки” “Морское братство” “Перетягивание каната” Корабль“Рациональный Корабль “Правильный” Корабль “Быстрый” Название корабля Путевая ведомость «дружная команда» «а ну-ка сосчитай» «один за всех и все за одного» «узелки» «морское братство» «перетягивание каната» Примечание Штрафные баллы Набранные баллы Название конкурса Маршрутный листНазвание корабля: Примеры карточек Карточка № 21.Выполните сложение:А)3 +1 В)4 + 2. Выполните вычитание:А)10 - 6 В) 4 - 1 Карточка № 11.Выполните сложение:А)8 + В) +4 2. Выполните вычитание:А)16 -5 В) 9 -3 х +2 =5 У+ =2 -1 Х- =2 - Корабль «Рациональный» Корабль «Правильный» Корабль «Быстрый» «А ну-ка сосчитай» «дружная команда» КОРАБЛЬ “БЫСТРЫЙ”Парусник за первый час прошел 3     км, за второй час – на     км больше, а за третий – на     км меньше, чем за второй час. Когда у парусника была наибольшая скорость? КОРАБЛЬ “ПРАВИЛЬНЫЙ”За первую неделю плавания на теплоходе было израсходовано 2      т пресной воды, за вторую 10       т воды, а за третью на 4    т меньше, чем за вторую. Сколько пресной воды было израсходовано за эти три недели? КОРАБЛЬ “РАЦИОНАЛЬНЫЙ”За первый месяц баржа перевезла 3     т груза, за второй месяц - на 1     т больше, а за третий – на    меньше, чем за первый. За какой месяц баржа перевезла наибольшее количество тонн груза? Долгосрочная Краткосрочная Результативность Сотрудничество Изоляция Психологическое состояние учащегося Самовыражение Потребление Характер процесса Активность Пассивность, реактивность Поведение учащегося Внутренняя мотивация Внешняя стимуляция Развитие интереса Эвристические Информативные Основные методы Субъекты -учитель и учащийся Учитель-субъект Отношения Познавательнаятрудовая, игровая Познавательная Виды деятельности учащихся «нестандартный» Традиционный Сопоставление традиционного и «нестандартного» уроков Спасибо за внимание.