Сборник «Логические игры и задачи на уроках математики»


ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАЧИ.1: Задумай числоИгроки задумывают числа, каждое не больше 10, а учитель пытается угадать, какое число они задумали. Участники внимательно следят за вопросами учителя, чтобы потом суметь и самим загадывать, отгадывать...
2: Отвечай сразуУчитель вызывает к доске несколько учеников и спрашивает: «Сколько ребят у доски?» (Все считают.) «Сколько тетрадей нужно взять со стола, чтобы каждый получил по одной тетради? По две тетради?»
3: Какой пример решен?Учитель записывает на доске три – четыре примера. Потом показывает классу карточку с ответом к одному из них. Учащиеся должны ответить, какой пример решен.
4: Назови следующее числоДети стоят в круге. Ведущий бросает мяч любому из детей и называет какое – нибудь число. Поймавший называет следующее число и возвращает мяч ведущему.
5: Кто отгадает?Учитель говорит: «Отгадайте, сколько грибочков в корзиночке. Их меньше трех, но больше одного». Ученик, который правильно ответил получает фишку.
6: Кто больше назовет предметов?Учитель ставит перед детьми задание назвать предметы:а) Определенной величины (высокие, низкие, широкие, узкие);б) Определенной формы (треугольные, круглые. прямоугольные);в) Изготов...
7: Кубик бросай и правильно считайИграют два ученика. Они подбрасывают кубики и по очереди составляют по три примера: два пример на сложение и один на вычитание. Например, если на верхних гранях выпали числа 1 и 4, первый ученик соста...
8: Хлопай с нами!Учащиеся стоят на небольшом расстоянии друг от друга. Учитель объясняет, кто будет считать до пяти, и как только назовет число 5, все должны хлопнуть в ладоши. Когда произносятся другие числа, хлопать...
9: Отгадай числоИграют два ученика (по одному из каждой команды). По заданию ведущего дети быстро называют числа (меньше 8. но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т. д.). Ученик, выполнивший требования игры, получает ф...10: Арифметическое лотоДети становятся в круг. У ребят, стоящих по кругу, прикреплены карточки с числами от 0 до 10. Ведущий говорит число 8. Тогда ученик. Стоящий в кругу и имеющий число 8, обегает круг, чтобы «засалить» у...11: ПалочкиКак с помощью семи одинаковых палочек сложить два квадрата?
12: Три треугольникаКак сложить из семи таких палочек три треугольника?
13: Каких чисел не достает?Учитель произносит два числа, а ученики должны назвать числа, которые находятся между ними. Например, учитель говорит: «14, 17». Ученики показывают поочередно недостающие числа на карточках.
14: ТрамвайУчитель раздает учащимся по две карточки с числами. Ученик, который держит в руке большую карточку с числом 10, будет «трамваем №10». В трамвай «садятся» только те ученики (выстраиваются друг ха друго...
15: Сколько предметов?В одной руке учитель держит часть предметов, остальные – в другой за спиной. Обращаясь к классу, учитель говорит: «У меня всего 6 кубиков, в правой руке – 4. Сколько кубиков в левой руке?» Кто первый ...
16: Разменяй монетуИгру начинает учитель. Учащиеся сидят вокруг стола с монетными кассами. Учитель выставляет монету, например 10 к. Ученик, сидящий справа от него, выставляет любую монету, но меньшую достоинством, напр...17: Красный – синийИгра проводится во время закрепления состава числа, например 6. Дети с красными флажками (у каждого меньше шести) строятся в шеренгу. Ребята с синими флажками по сигналу учителя ищут себе пару. Количе...
18: Покажи цифруНа наборном полотне выставлено определенное количество трафаретов. Учащиеся, пользуясь индивидуальными наборами цифр, находят соответствующую цифру и показывают учителю.
19: Назови фигурыНа наборном полотне из различных геометрических фигур выложен человек Петрушка. Учащиеся должны назвать эти фигуры. В дальнейшем можно подсчитать количество треугольников, квадратов и т. д.
20: Пройди в воротаДва ученика держатся за руки, изображая «ворота». В руках у них карточка с числом, состав которого изучается. Остальные ученики получают или карточки с числами, или мелкие предметы. По команде «Пройди...
21: ДорисуйНа доске схематические рисунки. Играют два ученика (по одному от каждой команды). Они должны дополнить каждый ряд кружочками до определенного числа (например, до 7). Побеждает команда, выполнившая зад...
22: ХлопкиУчитель хлопает. Дети считают хлопки. Вызванный ученик называет число хлопков и стрелкой на диске показывает соответствующее количество кружочков. Затем игра усложняется. Учащиеся считают хлопки молча...
23: Лишний предметУчитель выставляет на наборном полотне ряды геометрических фигур. В каждом ряду одна фигура отличается цветом (формой, размером). Учащиеся должны найти «лишнюю» фигуру и объяснить, почему они так реши...
24: Составим «поясок»Учащимся предлагается разместить один за другим квадрат, треугольник, круг. В такой же последовательности они должны разложить за этими фигурами следующие такие же фигуры, затем еще раз повторить то ж...25: Много, мало, одинУчитель называет слова много, мало, один, а учащиеся должны показать соответствующее количество предметов.
26: Цвет платья
На улице, встав в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя, и Надя. Девочка в зеленом платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом и Валей. Какое платье носит каждая из девочек? ( Аня - в белом платье, Валя - в голубом, Галя- в зеленом, Надя- в розовом ).
27: Кто на чем уехал
Три друга: Алеша, Боря, и Витя - учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, один - на трамвае и один - на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: ”Боря, ты забыл в школе тетрадку”. Кто на чем ездит домой? (Алеша на трамвае, Боря на автобусе, Витя на троллейбусе).
28:Сколько лет
В семье четверо детей, им 5, 8, 13 и 15 лет. Детей зовут Аня, Боря, Вера и Галя. Сколько лет каждому ребенку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на три? ( Вере- 5 лет, Боре- 8 лет, Ане- 13 лет, Гале- 15 лет)
29: Фамилия
В пионерский лагерь приехали три друга: Миша, Дима и Кирилл. Известно, что каждый из них имеет одну из фамилий: Алиев, Малинин, Кадников. Миша не Кадников, отец Димы инженер. Дима учится в 6-м классе. Алиев учится в 5-м классе. Отец Алиева слесарь. Какая фамилия у каждого из ребят? ( Миша- Алиев, Дима- Малинин, Кирилл - Кадников).
30:Геометрические фигуры
На столе лежат в ряд четыре фигуры: треугольник, ромб, круг, квадрат. Цвета этих фигур - зеленый, желтый, синий, красный. В каком порядке лежат фигуры и каков цвет каждой из них, если фигура красного цвета лежит между зеленой и синей, справа от желтой фигуры лежит ромб, круг лежит правее треугольника и ромба, причем треугольник лежит не с краю, и, наконец, фигура синего цвета не лежит рядом с фигурой желтого цвета? (желтый квадрат, зеленый ромб, красный треугольник, синий круг).
ЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.
Вопрос Ответ
1) Мотоциклист ехал в поселок и встретил 3 автомашины и грузовик. Сколько всего машин ехало в поселок? Мотоциклист ехал в поселок2) Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу из пункта А и В: первый со скоростью 20 км/ч., второй 15 км/ч. Какой из велосипедистов будет ближе к А в момент встречи? В момент встречи они оба находились на одинаковом расстоянии от А
3) Когда делимое и частное равны между собой? Если делитель 1
4) В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? 3: дедушка, отец и внук
5) Сколько будет, если два десятка умножить на три десятка? 600
6) Какой знак нужно поставить между 4 и 5, чтобы получить число меньше 5, но больше 4. 4 , 5
7) Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? 30 км.
8) Кирпич весит 2 кг. и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич? 4 кг.
9) Сколько километров в 1 000 000 мм? 1 км10) На лесопильном заводе каждую минуту машина отпиливает кусок в 1 м. Через сколько минут она распилит бревно в 6 м.? 5 мин.