Конспект урока по познанию мира на тему Листья


Тема: Листья и их значение.SMART-цель: к концу урока дети будут знать, что такое листья, значение и функции листьев.
познакомить учеников со значением листьев, их функцией;дать понятие о природном явлении «листопад»Задачи: научить определять часть растения - лист;развивать наблюдательность, речевой аппарат, умение высказыватьсвои мысли и предположения, чувство прекрасного, познавательные качества;воспитывать бережное отношение к природе.Тип: урок сообщения новых знаний.Вид: путешествие в осенний лес.Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная.Методы работы: стратегии критического мышления: чтение с остановками, кластер.Межпредметная связь: музыка, математика.Оборудование: слайдовая презентация, картинки «Лесовичок», «Ёжик», «Мудрая Сова», аудио записи;
для каждой группы: листы белой бумаги, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры;
у каждого ученика тесты, индивидуальный лист оценивания.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Прозвенел уже звонок.Начинается урок.Мы сегодня не одни,Гости на урок пришли.Повернитесь поскорей,Поприветствуйте гостей!Сядьте ровно, ножки вместе, Ручки положи на стол,Начинаем разговор.
- Ребята, к нам на урок пришёл Лесовичок. Он приглашает нас на прогулку в лес по учебной тропинке. Пойдём? В пути мы узнаем много нового и интересного.
А знаете ли вы правила поведения в лесу? Лесовичок не поведет нас пока не убедится в этом.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
- Правила вы знаете, поэтому девиз нашей прогулки: «Любить и охранять природу!» Организуют работу.
Отвечают на вопросы.
Называют правила поведения в лесу.
Ученица читает стихотворение.
2. Проверка домашнего задания.
- Итак, в путь. По узкой тропинке мы вышли к старому пню. Он преградил нам дорогу. Как же нам его обойти? Ребята, посмотрите, из пня что-то торчит. ТЕСТ. Нам нужно проверить, как вы усвоили изученный материал. Если справитесь с работой, то пень сможем обойти.
ТЕСТ. (Слайды 1 - 6)
На какие группы делятся растения?
А) цветы, овощные культуры, деревья
Б) фруктовые деревья, цветы, травы
В) деревья, кустарники, травы
Что такое корень?
А) часть растения, которая придаёт
форму
Б) наземная часть растения
В) подземная часть растения
Стебель нужен растениям для того, чтобы …
А) доставлять питательные вещества от корня к другим органам
Б) удерживать растение
В) придавать растению форму
Для жизни растений нужны …А) тепло, свет, питательные вещества
Б) тепло, вода, питательные вещества
В) тепло, свет, вода, воздух, питательные вещества.
У каких растений мы едим корнеплоды?
А) помидоры, яблоки, лук
Б) картофель, редис, морковь
В) огурцы, баклажаны, чеснок.
Ключ: В В А В Б
Критерии:
5 баллов - нет ошибок
4 баллов - 1 ошибка
3 балла - 2 ошибки
2 балла - 3 и более ошибок Обратная связь.
Проверяют домашнее задание
Взаимопроверка
3. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, а чтобы узнать, о чем мы узнаем в волшебном лесу, мы должны отгадать загадку, которую принёс Лесовичок:
Падают с ветки желтые монетки.
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит деньги не считая,
Вам, и нам, и всем подряд! (листья)
- Мы продолжаем знакомство с органами растений. И тема нашего урока - «Листья и их значение».- Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (Что такое листья? Каково их значение? Почему листья желтеют и опадают?)- А в каком месте на планете Земля есть множество различных листьев? (в лесу).
Здравствуй, лес!Дремучий лес,Полный сказок и чудес,Ты о чем шумишь листвоюНочью темной, грозовою.Что нам шепчешь на заре,Весь в росе, как в серебре?Кто в глуши твоей таится.Что за зверь? Какая птица?Все открой, не утаи;Ты же видишь, мы свои.
- А в какое время года лес самый красивый, яркий? (осенью)- Итак, ребята, теперь мы, преодолев преграды, можем отправиться в волшебный лес.
- В волшебном осеннем лесу каждый из вас может взять один листочек с дерева. Сядьте поудобнее каждый на свой пенёчек и мы продолжим урок. Отгадывают загадку.
Прогнозируют.
Отвечают на вопрос.
Ученик читает стихотворение.
Отвечают на вопросы
Под музыку ходят вокруг деревьев.
Берут листок с дерева.
Образуют группы по виду листьев – «Дуб», «Берёза», «Клён».
Физминутка«Дождик» Выполняют пальчиковую гимнастику.
4. Осмысление. Работа над темой урока. 
- Ребята, давайте поработаем с текстом. После того, как вы самостоятельно прочитаете текст, вам нужно составить кластер «Листья». От каждой группы будет выступать спикер.
Кластер каждой группы будет оцениваться по следующим критериям:
3 балла 2 балла 1 балл
1. Содержание. Записаны 5- 6 терминов. Записаны 3-4 термина. Записаны 1-2 термина.
2. Оформление. Работа выполнена аккуратно, красочно. Работа выполнена не совсем аккуратно. Работа выполнена неаккуратно.
3. Организация работы. Работу выполняли все члены группы. Работу выполняла часть группы. Работу выполнил 1 член группы или с помощью учителя.
Презентация кластера.
Орган растения пластинка и черешок листопад

дышит ЛИСТ испаряют лишнюю влагу

Поглощает углекислый газ хвоя выделяет кислород
- Ребята, а вы знаете, почему листья желтеют и опадают? Мнение детей.- Какие растения называют хвойными?
- Какую пользу приносят листья людям? (поглощают углекислый газ, выделяют кислород – очищают воздух, украшение)
- Почему комнатные растения нужно протирать и опрыскивать водой? Читают текст самостоятельно.
Составляют кластер.
Спикер каждой команды презентует свою работу.
Баллы за презентацию кластера каждый ученик ставит в индивидуальный лист оценивания.
Опережающее задание: информацию рассказывает подготовленный ученик.
Отвечают на вопросы.
Физминутка«С зайчиком» 5. Закрепление изученного материала. Тест «Плюс-минус».
Если вы согласны с утверждением, ставите +, если не согласны -.Растениям не нужен свет. -
Растениям нужны тепло, воздух, вода, свет. +
Лист испаряет лишнюю влагу. +
Хвойные деревья всегда зелёные. +
Лист поглощает кислород и выделяет углекислый газ. -
Критерии оценивания:
5 баллов - нет ошибок
4 баллов - 1 ошибка
3 балла - 2 ошибки
2 балла - 3 и более ошибок
Выполняют тест.
Взаимооценивание.
Рефлексия. 
- Мы подошли к дереву успеха.
Критерии самооценки:
«5» - зелёный
«4» - жёлтый
«3» - красный
Если урок понравился, было интересно и всё понятно - приклеивают листья на дерево.
Если урок был не интересным, было скучно – листья под деревом.
Попрощаться с нами прилетела Мудрая Сова. Она принесла нам какое-то послание (критерии оценки за урок).
«5» - 19 баллов
«4» - 18-15 баллов
«3» - 14-10 баллов
«2» - менее 9 баллов.
Проводят самооценку. Приклеивают листья к дереву успеха.
Домашнее задание. - Ребята, а кто это нас встречает? (ёжик) Он напоминает нам, что нужно записать домашнее задание: стр. читать, пересказывать.
- На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо! Записывают домашнее задание.