Индивидуальный подход к обучению на уроках русского языка и математики в начальной школе


Индивидуальный подход на уроках русского языка и математики как средство, повышающее возможности воспитания и обучения обучающихся по программе коррекции 8 вида.
Учитель начальных классов: Трач Юлия Геннадьевна
Одним из эффективных средств помощи детям , обучающимся по программе 8 вида, повышающим возможности их воспитания и обучения, является осуществление индивидуального подхода, основанного не только на чётком понимании причин отклонения от нормы, но и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребёнка в конкретных условиях.Наличие индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания. Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере. Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, является органичной частью педагогического процесса. Условиями реализации принципа индивидуализации являются:– оценка изменений индивидуальных качеств ученика;– выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;– учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;– предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.В психолого-педагогической практической деятельности принцип индивидуализации реализуется в соответствии с правилами:– работа со школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;– поиск психолого-педагогических способов коррекции поведения ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;– постоянно отслеживать эффективность воспитательного воздействия на каждого ученика. Принцип социального закаливания предполагает включение «трудных» детей в ситуации, которые требуют от них волевых усилий для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработки социального иммунитета, рефлексивной позиции. Условиями реализации принципа социального закаливания являются:– включение ученика в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;– выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;– стимулирование самопознания ученика в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;– оказание помощи учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях. В психолого-педагогической практической деятельности принцип социального закаливания реализуется в соответствии с правилами:– проблемы отношений учащихся надо решать с ними, а не за них;– учащийся не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем;– не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;– волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;– нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.«Не навреди!» – этот медицинский лозунг при общении с израненными детскими душами и должен соблюдаться в первую очередь. Педагог не должен забывать, что ребенок – он такой, какой есть, и необходимо уметь работать и с послушным ребёнком, и с шалуном. Первые ступени на пути к «трудному» ребёнку: принять (принять таким, каков он есть), понять (вникнуть в суть проблемы с позиции старшего без нравоучений), помочь (вместе найти выход из создавшейся ситуации и «сопровождать» его в решении проблемы, а не стараться всё сделать за ребёнка, чтобы не воспитать в нём иждивенца).Целью организованной работы с Дневником является: создание условий для комплексного развития личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать ответственность за свои решения и поступки во всех сферах деятельности; оказание помощи при социальной адаптации обучающихся воспитанников. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:1. Формировать умения осознанно осваивать и применять знания и навыки по охране и укреплению своего здоровья, по культуре общения, коммуникативным моделям поведения в различных ситуациях, по правовой культуре; прививать навыки самостоятельной трудовой деятельности.2. Развивать способности к профессиональному самоопределению, индивидуальные личностные качества каждого ребёнка.3. Оказывать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы ученика.4. Выработать единые требования воспитания ученика совместно с родителями,педагогами.Предполагаемый результат: достижение социальной компетентности воспитанника с отклонениями в развитии, его интеграция в современное общество.