«Марья искусница» — индивидуальная модель пасхальной одежды.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар-Олы
с углублённым изучением отдельных предметов»

424019, РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Йывана Кырли, 19б, ИНН 1215037531, КПП 121501001,
Тел./факс: 46-56-50, e-mail: korifei19@mail.ruПОРТФОЛИО
Возрождение и пропаганда народных ремесел
Разработка и изготовление молодежного комплекта на девушку 12 лет для праздника Великой Пасхи
«Современная стилизация»
состоящие из платья, жилетки, повязки на голову и сумки
в фольклорном стиле
Девиз: красота и практичность
Руководитель учитель технологии:
Косульникова Н.А.

Йошкар-Ола
2015 г.
Введение
Народные праздники, обычаи, обряды, изделия народных ремесел доходят до нас из глубины веков. Интересно узнать происхождение и первоначальное значение того или иного праздника, обряда, увидеть первоначальный вид того, что мы носим сейчас, проследить дальнейшее развитие всего того узнать что и в каком виде дошло до нашего времени.
Знание истоков народного творчества, обычаев, праздников поможет понять и оценить историю развития народов, стран и целых эпох, судьбы социальных и этнических групп, поколений и отдельных людей, помогает избежать ошибок прошлого, найти способы борьбы с отрицательными явлениями уходящими корнями в толщину народных верований.
Знание старинных народных ремесел умение изготовить что-то своими руками и применить их в современной моде, поможет создать неповторимое, эксклюзивное изделие, которое кроме своего прямого назначения служит нам и оберегом, так как несет в себе вложенною в него любовь, ласку и положительную энергию.

-2921020955
Организационно
подготовительный этап
2330452407920
Пояснительная записка
Мы живем в интересное время, когда люди стали оглядываться на прошлое, возрождать старинные ремесла, народные обычаи, традиции, праздники. Стали возрождать свои разоренные деревни, возрождать свою малую родину.
Пусть всегда живет в сердцах и передается из поколения в поколение все лучшее что было, что нельзя вычеркнуть из памяти людей. Память дает силы сегодняшнему дню, она призывает быть достойными предков.
Люди поняли, что без прошлого нет будущего, что воспоминания детства заряжают жизненной энергией и в зрелом возрасте.
Мы уверены, что это наряд привлечет внимание людей разного возраста и т кто его оденет, будут чувствовать себя нарядными и красивыми.
Проведенное исследование праздника Пасхи показало, что праздник проводится во всех регионах России и не зависит от этнической принадлежности, но каждая деревня имеет свой набор обрядов и действий, сохраняя при этом основные элементы праздника.
Просмотрев множество специальной литературы, как по истории, так и по технологии. Напрашивается к вывод, что мода возвращается, что все красивое, практичное идет к нам из глубины веков (вышивка, бисер, кружевоплетение, ленты). Соответственно моде меняется силуэт и покрой, но и теперь и покрои и силуэт все подстраивается под старину и праздники, и обычаи, и обряды тоже пришли к нам из глубины веков и не утратили своего первоначального значения
Выбранная модель соответствует установленным критериям – это эстетичность, практичность, яркость, эксклюзив, красота, простота и польза.
При работе над проектом мы узнали много нового и интересного, как по истории, так и по технологии.

Исследование национальной славянской одежды
одежда северных народов
праздничная тамбовская одежда
свадебная одежда


.
Женские рубахи имеют множество отличий в центральном, северном и южном регионах. Но их объединяют и многие закономерности. Рубахи севера отличаются более нежной гаммой, выбором тонких кружевных и ажурных тканей, либо шелковых, затканных узорами растительного характера. Особо выделяются северные рубахи Архангельской губернии. Красные узоры на белом, белые узоры на красном - основное отличие декора. Вся жизнь человека и его место в космическом мире отражены здесь в вышивке и ткачестве. В центре уже наблюдается смешение с подсказками Юга, где декорирование рукавов и подолов рубах носит фантастический характер. Например, рубахи Тверской земли (центр) - белы или цвета топленого молока, очень мало вышивки. А у земли Московской - уже много красивого цвета, богатый декор рукавов, ворота, подола Рубахи юга, выполненные из холста или других тканей, ярко и красочно декорированы вышивкой, тесьмами, отличительная деталь - полик, контрастная плечевая вставка.Славяне (в древности словене) – крупнейшая группа родственных по языку этносов в восточной и юго-западной Европе, объединенная общностью происхождения. В зависимости от языковой и культурной близости славяне делятся на три большие группы: восточную, западную и южную.

Вышивка
Комплексная вышивка

В вышивке России, наиболее известный период начинается с конца XVIII века. В это время это рукоделие стало одним из основных занятий и для девушек в крестьянских семьях, и для женщин в семьях купцов и помещиков, и для благородных горожанок. Низ изделия

Как правило, вышивкой украшались женские сарафаны, передники, подзоры и столешники. Рубахи вышивались на все случаи жизни: от крестин до похорон. Разновидности

Кружевоплетение


Творческие находки русских мастериц настолько самобытны, что вошли в общую историю культуры под названием «русское кружево». -1859280813435
Исследование и анализ народных традиций в современной одежде
платье

Платье развилось из древних плащей и накидок как результат эволюции кроя, усовершенствования материалов и увеличения разнообразия одежды.
ободок
История ободка насчитывает не одну сотню лет. Это . не просто аксессуар, который удерживает прическу в нужном положении, а завершающий штрих в модном образе.
Кокошник

старинный русский головной убор в виде округлого щита вокруг головы. Название «кокошник» происходит от древнесла-вянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника — гребень.Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом.. 344805243205
Тулуп 

Меховая шуба .Из-за суровых климатических условий на Руси, шуба является специфически русской одеждой. Шубы носили все прослойки общества. Древнерусская шуба, массивная, по длине до самого пола, прямая, рукава с лицевой стороны имели разрез до локтя, щирокий отложной воротник и обшлага были декорированы мехом. -46355288925
Бисероплетение

Россию бисер привозили из Венеции и Богемии. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить М.В.Ломоносов, создавший в 1754 году фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла. Но просуществовала она, к сожалению не долго и закрылась вскоре после смерти Ломоносова.
Современная одежда


Интерпретация национальной одежды
-304801052830


Исследование народных праздников и обычаев
Пасха – древний и сложный праздник, который уходит корнями еще во времена язычества. Для земледельцев Пасха символизировала приход солнца и пробуждение природы. Один из древнейших Пасхальных обычаев - это приветствие словами «Христос воскресе».
В ответ нужно сказать: «Востину воскресе». Большинство народных обрядов совершалось в Великий четверг, который также называют «чистый». Главный ритуал в четверг - привести себя в порядок. Также этот день посвящен уборке дома, т.к. до праздника Пасхи мести пол было не принято.
Христиане верили, что пасхальные яства, освященные молитвою, обладают огромной силой и могут помочь в трудные минуты. Сохранялась также головка от освященного кулича. Только во время сева крестьянин брал ее на поле и съедал на ниве. Это должно было обеспечить щедрый урожай.
Девушки в пасхальную неделю умывались водою с красного яйца, чтобы быть румяными, становились на топор, чтобы стать крепкими. Чтобы руки не потели, в дни святой Пасхи не брали в руки соль.
Существует еще ряд пасхальных примет: если на пасхальной неделе ушибешь локоть - милый вспомнил; если в щи упала муха - жди свидания; если губы чешутся - не миновать поцелуя; если брови станут чесаться - увидишься с любимым.
При помощи пасхального яйца и живые получают облегчение от всех болезней и напастей.
В народном календаре по Пасхе определяли предстоящую погоду: если на Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету; если дождь - добрая рожь.

Описание модели
Нарядное летнее платье для девочки подростка в фольклорном стиле.
Платье отрезное по линии талии. Отделка лифа – это односторонние складки спереди, застежка – притачная планка, из контрастной ткани, на четырех пуговицах. Отделка спинки – это бантовая складка по линии середины спинки (украшенная кружевом по центру). Нижняя часть платья выкроена полусолнцем, низ мягкий.
Рукава с небольшими сборкой в области оката. Низ рукава обработан притачной манжетой, с отделкой посередине из контрастной ткани и кружевом по низу.
Жилетка – декоративный элемент без застежки, выполнена из контрастной ткани, по пройме и низу с отделкой из натурального меха.
Гетры – еще один современный элемент одежды, по верхнему и нижнему краю с отделкой из бахромы.
Головной убор - повязка на голову, выполнена из отделочной ткани, украшена цветком в модной сейчас технике цумами канзаши.
Платье дополняется сумкой на молнии. Сумка округлой формы, выполнена из основной ткани верха и отделана в технике аппликации. Для предания яркости контур отделки выложен пайетками.

Эскиз модели

Рекомендуемые материалы


Применяемые материалы

Свойства применяемых тканей
Ткани старались использовать только натуральные.
Основная ткань верха – хлопчатобумажная отбеленная, полотняного переплетения. При стирке дают большую усадку, осыпается. Ткань имеет ровную матовую, одинаковую с лица и изнанки поверхность. Ткань имеет большую прочность и жесткость.
Отделочная ткань тоже х\б – сатиновая.
Для придания жилету формы и объема использовался синтепон.
Сумка держит форму за счет использования материала, применяемого в рекламной продукции. Его главное свойство гибкость, легкость и износостойкость.
Для цветка в технике цумами канзаши, используются только атласные ленты, их блеск великолепен. Для отделки бусины различной формы и цвета.

Анализ и исследование применяемых материалов
Х/Б ткани:
гигроскопичны,
хорошо впитывают влагу,
прочные,
быстро высыхают,
легко стираются, гладятся,
красивы и удобны в носке.
Отрицательные качества
при стирке садятся,
сильно сминаемы.
Атласные леты:
плотная и гладкая ткань
ткань играет на свету, резко меняя глубину оттенка в зависимости от угла падающего на нее света.
сочные цвета
Отрицательные качества
сильно сминаются,
осыпаются
Натуральный мех
гигроскопичен,
эластичен, поэтому не сминается, держит форму
. износостойкий
воздухопроницаемый
обладает способностью снимать стресс и нормализовать кровяное давление.
Синтепон
придает объемность, мягкость и легкость
способен восстанавливать форму и объем
гипоаллергенный и экологически безопасный
Экономическое обоснование
Расчет себестоимости изделия:
Калькуляция материальных затрат
№ п/п Наименование материалов Количество Цена за ед/метр.(руб.) Сумма затрат
(руб.)
Ткань х/б белая 1,5 м. - -
Ткань отделочная 1 м. 140 140
Ткань подкладочная ситец 1 м 25 25
Тесьма отделочная 1,6 м. 60 96
Кружева х/б 2 м. - -
Нитки п/э - - -
Пайетки 1м. 18 18
Кисточки 5шт. 12 60
Синтепон 50 - -
Мех - - -
Резинка 60 см. - -
Пуговицы 4 шт. 3 12
Ленты - -
Косая бейка 50 см - -
Застежка - молния 2 шт. 30 60
Итого: 411
Белая х/б ткань из "бабушкиного сундучка", мама работает портной поэтому нитки, резинка для белья, синтепон были у нас дома. Кружева, косая бейка и остатки меха у учителя по технологии. Поэтому себестоимость изделия оказалась не велика.

Оборудование, инструменты, приспособления
для техники "канзаши"
Инструменты и материалы
Ткань для изготовления лепестков и листьев, атласные ленты.
Ножницы;
Длинный пинцет, незаменим для работы с мелкими деталями;
Для разметки ткани линейка, ручка, небольшой кусочек мыла (или карандаш);
иголка с ниткой (сшивать лепестки);
зажигалка или свеча, чтобы опаливать края и соединять детали между собой;(для опаливания краев листьев на муфте использовался паяльник и трафарет из бумаги)
клей - пистолет
декоративные булавки.


Техника безопасности при выполнении машинных, ручных и электроработ
Приступать к работе на швейной машине можно только после проведения инструктажа.
Перед началом работы проверить исправность машины, волосы спрятать под косынку.
Под ногами должен быть резиновый коврик.
Чистить и смазывать, заправлять машину только при выключенном моторе.
Нельзя класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины.
Перед включением утюга проверить шнур и положение утюга на подставке.
Работать только на резиновом коврике.
Не ставить утюг подошвой на шнур.
Не проверять нагрев утюга пальцами.
не охлаждать утюг пульвилизатором.
Ручную иглу хранить в специальном месте, нельзя втыкать ее в грудь.
Нельзя шить ржавой иглой, брать ее в рот, сломанную иглу завернуть и выбросить в мусорный ящик.
Рабочее место содержать в порядке, инструменты должны иметь строго определенное место.
Ручные работы выполнять с наперстком.
Ножницы передавать кольцами вперед.
Строго соблюдать правила поведения в мастерской.

Исследование и анализ технологической обработки платья и жилета
Раскроить

Заготовить рукава,

Приготовить и провести примерку

Исправить не точности

Обработать складки, планку

Обработать плечевые швы, горловину

Соединить части спинки и полочки

Обработать боковые швы

Обработать юбку

Обработать низ изделия и рукава

Обработать проймы

Проверка качества

ВТО
Раскроить ткань и синтепон

Приготовить и провести примерку

Выкроить подкладку

Обработать боковые и плечевые швы

Обработать горловину, линию борта

Обработать проймы

Обработать низ изделия

Отделка мехом

Проверка качества

ВТО
Цветы в технике "канзаши"
раскроить лепестки 5*5
подрезать
опалить срезы
оформить цветок
собрать соцветие при помощи клея
оформить середину
окончательная отделка
-747395-393065
Технологическая
Часть
30327602027555
Конструирование
Для построение чертежа конструкции была использована программа системы "ЛЕКО". Далее было произведено только моделирование
Система "ЛЕКО" - первая САПР модельера-конструктора, в которой предлагается целостный проработанный теоретически и реализованный практически подход к конструированию одежды с использованием компьютера. Систему "ЛЕКО" отличает от используемых в настоящее время отечественных и зарубежных САПР то, что она автоматизирует именно создание конструкции и лекал. Результатом работы конструктора в системе является оцифрованное представление комплекта лекал, которые могут быть вычерчены на плоттере, принтере или могут передаваться в другие САПР для дальнейшей раскладки и раскроя.
В основу системы конструирования САПР "ЛЕКО" заложен новый подход к решению задачи автоматизации работ модельера-конструктора - максимально автоматизировать рутинные типовые действия конструктора при построении лекала, дать конструктору принципиально новые возможности построения лекал, предоставить возможность накопления и повторного использования опыта конструктора.
rightcenter
Находится нужная модель и выставляются размеры.
Предварительный просмотр чертежей


Полочка и спинка для жилета Полочка, спинка и рукав для платья

Моделирование
Моделирование жилета Моделирование платья

Раскладка выкройки на ткань
rightbottomlefttop

Технологическая карта №1
Обработка платья
Инструменты и приспособления:
Швейная машина Janome
Оверлог Janome MyLock 644D
Утюг Scarlett SC-SI30S03
нитки х/б №50 – для сметывания
иглы ручные № 1-3
ножницы
№п/п Последовательность обработки Технические условия Графическое изображение
Проверить детали кроя Наличие симметричности Притачать отделку по линии середины манжеты Нитки в цвет ткани
Приготовить и провести примерку Сметать части полочки, спинки и юбки; боковые, плечевые швы, рукав.Частота стежка 1-2 в1см. Внести изменения после примерки Обработать бантовую складку на спинке Стачать, разутюжить, отделка кружевом Обработать передние складки на полочке Стачать, заутюжить Обработать планку Притачать планку Обработать боковые, плечевые швы, рукава, соединить части полочки и спинки Стачать, обметать, ВТО. Начало и конец строчки закрепить обратным ходом частота 5ст. в 1 см. Обработать горловину окантовочным швом, Ширина окантовки 1 см. Д/Н 45° Заготовить манжеты, низ обработать кружевами Стачать, обметать; ВТО, настрочить кружева
на 0,1 см. Обработать юбку и подкладку Стачать, обметать; ВТО Обработать низ изделия Собрать на сборку верх и обтачать сподкладкой Соединить верхнюю и нижнюю часть платья, Стачать, обметать, ВТО
Начало и конец строчки закрепить обратным ходом частота 5ст. в 1 см.Настрочить резинку Окончательное ВТО Проверка качества
Технологическая карта № 2
Обработка жилетки
Инструменты и приспособления:
Швейная машина Janome
Оверлог Janome MyLock 644D
Утюг Scarlett SC-SI30S03
нитки х/б №50 – для сметывания
иглы ручные № 1-3
ножницы
№п/п Последовательность обработки Технические условия Графическое изображение
Проверить детали кроя
Наличие симметричности
Приготовить и провести примерку Сметать части полочки, спинки Частота стежка 1-2 в1см Внести изменения после примерки Выкроить подкладку По основной детали верха Обработать боковые, плечевые швы Стачать, обметать, ВТО
Начало и конец строчки закрепить обратным ходом частота 5ст. в 1 см. Обработать горловину обтачным швом Обработать пройму, отделка мехом Стачать, обметать, ВТО
Начало и конец строчки закрепить обратным ходом частота 5ст. в 1 см
Мех закрепить потайными стежками Обработать низ изделия Стачать, обметать, ВТО
Начало и конец строчки закрепить обратным ходом частота 5ст. в 1 см Окончательное ВТО Проверка качества Технологическая карта № 3
Гетры (прямоугольник, верх и низ на резинке)
Инструменты и приспособления:
Швейная машина Janome
Оверлог Janome MyLock 644D
Утюг Scarlett SC-SI30S03
нитки х/б №50 – для сметывания
иглы ручные № 1-3
ножницы
№п/п Последовательность обработки Технические условия Графическое изображение
Проверить детали кроя
Наличие симметричности
Приготовить и провести примерку Сметать части полочки, спинки Частота стежка 1-2 в1см К верхнему и нижнему краю настрочить бахрому Обметать, настрочить Обработать боковой шов Стачать, обметать, ВТО
Обтачать резинкой верхний и нижний край Окончательное ВТО Проверка качества
Технологическая карта № 4
Сумка
Инструменты и приспособления:
Швейная машина Janome
Оверлог Janome MyLock 644D
Утюг Scarlett SC-SI30S03
нитки х/б №50 – для сметывания
иглы ручные № 1-3
ножницы
№п/п Последовательность обработки Технические условия Графическое изображение
Проверить детали кроя
Наличие симметричности
Отделка сумки в технике аппликация Настрочить кусочки ткани на переднюю часть сумки, по контуру выложить и настрочить пайетки. Соединить торцевые части сумки с молнией Соединить торцевую и боковую части сумки Соеденить части сумки и уплотнитель По основной детали верха Выкроить подкладку, на 1 см. меньше детали верха Обтачать ручку у сумки, с последующим уплотнением Настрочить на торцевую часть сумки Соеденить части подкладки и сумку крестообразным подшивочным швом Украсить кисточками по периметру сумки Проверка качества
4568190-281940
Заключительная
часть
-7283452183765
Самооценка
Технологию начала изучать только в пятом классе, поэтому маме и учителю технологии только помогала сметывать и обрабатывать элементарные узлы, все началось с безобидной идей – сшить современную одежду с элементами старины. Мне было интересно, что может получиться, как шить современную одежду с элементами старины.
Работа в конечном итоге получилась яркой и оригинальной. В ней можно увидеть несколько видов народно-прикладного творчества: искусство изготовления одежды, цумами канзаши, частичку лоскутного шитья.
Это платье отвечает всем задуманным требованиям. Я считаю, оно станет хорошим пропагандистом народного творчества.
Благодаря этому проекту, читая много литературы, я узнала намного больше о развитии искусства нашей страны, о старинном празднике пасхе и его приметах, чем знала раньше.

Предложения и рекомендации в возможности реализации изделия
Платье и сумку хочется носить самой, но можно использовать в качестве подарка.
Можно использовать, как образец изделий народного творчества, демонстрируя модель.
Можно использовать на уроках технологии, как наглядное пособие.
Можно сдать в школьный музей, как один из видов народного ремесла.

"Пасхальные радости" 28.04.2015
Восторги и стремление к познанию – это состояние души, которую мы запечатлели в формах одежды.
Мы искали гармонию и совершенство, погрузились в мир старины и открытию новых перспектив.
Удивительная красота линий лоскутной техники, пусть даже имитации, каждый такой вариант будет прекрасен по-своему, как цветы на лугу или звезды на небе.
Во время праздников, которые проходили на Руси славяне веселились от души и придумывали разные танцы. В современной интерпретации русский танец все так же богат и самобытен.
Народные обычаи, традиции, праздники всегда будут жить в сердцах людей. Умение изготовить что-то своими руками и применить их в современной моде, поможет создать неповторимое, эксклюзивное изделие, которое кроме своего прямого назначения служит нам и оберегом, так как несет в себе вложенною в него любовь, ласку и положительную энергию