Конспект урока по русскому языку 3 класс Изменение глаголов по числам


1. Тема урока: Изменение глагола по числам
2. Место в учебном курсе: урок в 3 классе, раздел «Части речи», учебник по русскому языку 3 класс / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
3.Тип урока. Изучение нового материала.
Методы урока. Словесные, наглядные, практические, ч- поисковые.
Технология: информационная
Элементы технологий:
1). Работа в парах;
2).Здоровье сберегающие технологии;
3).Технология проблемного диалога.
Цель: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.
Задачи:
-научиться изменять глаголы по числам;
-правильно ставить вопросы к глаголам;
-научить различать глаголы в единственном и множественном числе;
-сотрудничать с другими учащимися в решении учебных задач;
-воспитывать чувство коллективизма, ответственности;
-развивать речь учащихся;
-формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;
-воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ПРЕДМЕТНЫЕ
1). Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число;
2). Выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;
3). Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Познавательные УУД:
1). Извлекать информацию из схем и текстов;
2). Выявлять сущность особенности объектов;
3). На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД:
1). Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
2). Умение прогнозировать предстоящую работу (планирование);
3). Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1). Слушать и понимать других;
2). Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
3). Оформлять свои мысли в устной форме;
4). Работать в коллективе
ЛИЧНОСТНЫЕ
1). Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2). Уметь проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ:
1). Воспитание трудолюбия и способности к познанию;
2). Воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать позитивные
поступки, в том числе речевые;
3). Формирование интереса к русскому языку;
4). Эстетическое воспитание;
5). Воспитание здорового образа жизни
6). Экологическое воспитание.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» 3 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, созданная учителем, дидактический и
раздаточный материал для работы в парах.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
а) Проверка готовности рабочих мест.
- Ребята посмотрите всё ли у вас готово к работе на уроке. Сели правильно.
- Руки ? – на месте
- Ноги ? – на месте
- Локти? – у края
- Спинка? –прямая
II. Минутка чистописания.
-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.(Учащиеся записывают).
1.Какую букву мы будем писать на минутке чистописания, вы узнаете, расшифровав запись.
рптлдтвпаыктжкт- Пишем Заглавную и маленькую букву Тт.
- Что вы можете рассказать о букве Т. Дайте характеристику звука.
( Буква Т обозначает согласные звуки [т],[т ])
- Дайте характеристику звуку? ( [т ]- согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким, парный звонкому [д ].
2.Посмотрите на слайд. Что вы видите?
Запомните последовательность, в которой записаны слоги.
ЕТ ТА ОТ УТ ТЫЗапишите слоги в тетради по памяти.
Проверьте, оцените свою работу при помощи сигналов:
Зеленый – все правильно
Желтый – 1 ошибка
Красный – 2 и более ошибок.
III. Словарная работа. Картинный диктант.
Записать в тетрадь слова, проверить их написание. Взаимопроверка. Поменялись тетрадями и проверьте друг у друга написание слов.
Оцените работу товарища с помощью знаков.
Заяц, молоток, морковь, машина, помидор, собака, карандаш.
IV. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
- Что объединяет все эти слова?
- Что вы знаете об имени существительном? Имя существительное –это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?
- Как изменяются имена существительные?(По числам(ед., мн.ч), родам: мужс., жен.,сред.), падежам.
- Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы попробуйте узнать, о какай части речи в ней говориться.
Только, пожалуйста, не выкрикивайте, если догадались. Умейте дослушать до конца.
Интересная часть речи
В русском языке живёт
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет или поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам… ( глагол)
- Что такое глагол? Глагол – это часть речи.
- Что обозначает глагол? обозначает действие предмета
- На какие вопросы отвечает? Что делать?, что сделать?, что делает?,что сделает? что делал?,что сделал? Что будет делать?
- Каким бывает членом предложения?Сказуемым.
- Как изменяются глаголы?
- Мы затруднились ответить на этот вопрос. Вот именно на него мы постараемся ответить в конце нашего урока.
А сейчас вернёмся к нашим словарным словам и подберём к ним подходящие по смыслу глаголы.
( Молоток стучит, морковь растёт, заяц прыгает, карандаш лежит, собака лает, малина цветет, машина едет).
V. Самоопределение к деятельности
- Посмотрите, кто изображён, на левой части слайда? Птица
На правой? Птицы
Запишите в тетради каждое слово с большой буквы и с новой строчки.
- Какой частью речи являются слова? (Существительные)
-Что изменилось в записи слов? (окончание) ( выделипе окончания в этих словах)
-Почему?( изображен 1 предмет, значит сущ-е ед.числа, справа два предмета- мн.число).
- Составьте нераспространенное предложение к левой части. (Птица летит)
- К правой части? (Птицы летят).
- Запишите их в тетрадь.
-Что изменилось в записи глаголов? (окончание) выделите.
-Почему? ( летит - обозначает действие одного предмета и отвечают на вопрос что делает?- это форма глагола ед. числа),
летят - глагол обозначает действия нескольких предметов и отвечают на вопрос что делают? – этоформа мн.числа) -Укажите у себя в тетрадях.
- От какой части речи вы задаете вопрос? ( от имени существительного) Подпишите часть речи – сущ-е.
Как вы думаете, от чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении?
( число глаголов зависит от числа имени существительного с которым глагол связан)
VI. Тема и цель урока.
Сформулируйте тему урока. Изменение глагола по числам.
Какие цели вы поставите на урок. Чему будете учиться?
Для ответа используйте слова на слайде: будем учиться определять…..-Будем учиться изменять…… и находить…….
(Будем учиться определять число глаголов, будем учиться изменять глаголы по числам и находить глаголы нужного числа)
VII. Физкультминутка
А уж ясно солнышко (Встали на носочки, поднимают руки вверх.)
Припекло, припекло.
И повсюду золото (Опустились, руки на пояс.)
Разлило, разлило.
Ручейки по улице (Бег на носочках.)
Все журчат и журчат.
Журавли курлыкают.
И летят, и летят.
(Идут, высоко поднимая колени, взмахивают руками)
- Скажите, о каком времени года говориться в нашей физкультминутке? о Весне.
- Посмотрите в окно и скажите, какие изменения произошли в природе с приходом весны?
- В каком числе стоят глаголы во втором четверостишии?
- Поставьте эти глаголы в единственном числе и прочитайте четверостишие, изменяя текст.
( Ручеёк по улицеВсё журчит и журчит.
Журавль курлыкаетИ летит, и летит).Обобщение: глагол изменяется по числам.
Оцените свою работу
VIII. Первичное закрепление.
На слайде записаны столбики слов
девочка
девочки
подснежник
подснежник
цветут
собирает
собирают
цветёт

Из двух столбиков подберите, составьте и запишите пары так, чтобы поучилось верное сочетание слов.
Проверяем.
девочка (сущ., ед.ч.) собирает (глагол, ед.ч.),
девочки (сущ., мн.ч.) собирают (глагол, мн.ч.),
подснежник(сущ., ед.ч.)цветёт (глагол, ед.ч.),
подснежники (сущ., мн.ч.) цветут (глагол, мн.ч.).
Работа с каждой парой слов. (Кто?) девочка (что делает?) собирает. Можно сказать девочка собирают?
(Нет, «девочка — в ед.ч., собирают- во мн.ч.»).
Можно сказать «девочки собирает»?
Глаголы «собирает» и „собирают» имеют одинаковое значение. Чем они отличаются? («собирает» —в ед.ч., «собирают» — во мн.ч.).
Как определили, в каком числе стоит глагол? (Посмотрели на число существительного).
Глагол «собирает» изменяется по числам? (Да).
Быть может, только этот глагол изменяется по числам? (Нет, «цветёт» — «цветут», «поёт» — «поют» и т.п.).
Итак, глаголы изменяются по числам? (Да).
Глаголы изменяются по числам, что это значит. Это значит, что у глагола есть форма единственного и множественного числа.
Как правильно определить число глагола? Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух или более предметов, то он стоит во множественном числе.
-Откроем учебник и проверим, совпало ли наше открытие с правилом учебника. С.109.
- Правильный вывод, вы сделали? ( Да)
-Какие ещё новые вопросы, вы прочитали к глаголам единственного и множественного числа? ( что сделает? что делал?- ед.ч. что сделаю? что делали?- мн.ч)
- Теперь вернёмся к нашему затруднению. Как изменяются глаголы? Глаголы изменяются по числам: ед.ч.и мн.ч.
IX. Закрепление.
- А сейчас мы проверим как вы поняли тему нашего урока. Работа с учебником.
-А сейчас выполним упражнение № 191 ( Самостоятельная работа)
- Сколько предложений в тексте? 8 предложений
- Прочитайте их
1 вариант – списать 1-4 предложения
2 вариант – списать 5-8 предложения
Определить число глаголов.
-А сейчас выполним задание на слайде.
Задание 1.
Найдите лишнее слово в строке и объясните свой выбор.
1. Играют, смотрят, пишет, рисуют.
2. Поливает, цветут, растут, пахнут.
( Глаголы ед. ч , все остальные стоят во мн. ч.)
Оцените свою работу
Задание 2.
Ребята у вас на партах лежат карточки. Работая в парах, распределите глаголы на две группы.
(Живет, шумят, светит, бежит, плывут, журчат, зеленеет, думает, наступает, играют)
- А теперь немножко поиграем и отдохнем, выполним задание на внимание: «Услышав глагол единственного числа, хлопайте в ладоши».
Чтение учителем отрывка из книги Т. Рик «Здравствуй Дядюшка Глагол»:
«…Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок».Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Молодцы, самые внимательные!
Задание 3.
Игра «Помоги братьям лосям спуститься на землю». ( Ученики должны правильно распределить глаголы единственного и множественного числа в две корзины. Один ученик распределяет мешочки с глаголами единственного числа в 1 корзину, а второй ученик распределяет глаголы множественного числа во 2 корзину).

Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
Задание 4.
Угадайте предметы по их действию.
Сияет, свети, греет. Что?
Бегают, прыгают, лают. Кто?
Течёт, журчит, льётся. Что?
Вывод. Глагол связан с именем существительным, стоит в том же числе, что и имя существительное.
X. Итог урока.
- Какой итог можем подвести? Что вы узнали нового о глаголах?
XI. Домашнее задание.
Записать 4 глагола единственного числа и 4 глагола множественного числа. Выучить правило на с.109
XII. Рефлексия.
- Мы сегодня много писали, думали, говорили, а теперь я вам предлагаю оценить свою работу необычным способом, созданием картины «Весна».
Если у тебя все получилось, то приклей к дереву зеленый листочек.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то приклей к солнышку желтый лучик.
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то приклей к ручейку голубую льдинку.
Вывод по рефлексии.
- Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась. На дереве распустились зелёные листочки, ярко светит солнышко. Будем надеяться, что очень скоро такую картину мы сможем увидеть и в окошко.
– Природа весной просыпается и набирается сил, а вы на уроках набираетесь знаний!
– А я радуюсь вашим успехам! МОЛОДЦЫ !