Дополнительная образовательная программа «ФАНТАЗЁРЫ» для учащихся 10-14 лет


Дополнительная образовательная программа
«Фантазёры»
для учащихся 10-14 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Солонинка Лилия Богдановна,
педагог дополнительного образования











Пояснительная записка

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать
создание детского театра с детского возраста?
Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого
ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей
звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение
у нас, профессиональных артистов».
К.С.Станиславский

С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и воспитания общественного сознания.
Театральная среда способствует развитию подрастающего поколения: театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству – ко всему богатству культуры. Но это не единственная сильная сторона театрального образования. Гораздо важнее, что театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту.
Театр – коллективное искусство. Он приучает ребенка к совместной продуктивной творческой деятельности. При этом театральная деятельность подразумевает не только актерское творчество, но и навыки самого разнообразного труда. Это и пошив костюмов, и изготовление декораций, и умение обращаться с электроаппаратурой, и навыки, необходимые для организационной и административной работы. Что же касается собственно актерского творчества, то здесь важно понимать, что оно развивает ребенка во всей его психофизической целостности. Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического, и духовного здоровья. Таким образом, в театральной деятельности могут найти и реализовать себя дети, ориентированные на самые разные виды деятельности.
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования, однако, надо признать, что школе в большей мере удается формально насыщение школьников знаниями, нежели развитие у них творческого потенциала, способности выйти за рамки сложившихся представлений.
Ребенок, попав в положение актера, работая над ролью, по всем законам театра сам становится его творцом, материалом и инструментом. Но еще он организатор самого себя, и опора для других в общей работе, и человек обучающийся, и человек обучающий.
Умение донести свою идею, отстоять жизненные принципы, используя средства театрального искусства, необходимо тем, кто хочет посвятить свою жизнь педагогической и культурно - досуговой деятельности.
Направленность программы «Фантазеры» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – досуговой, по форме организации – групповой и массовой. Срок реализации данной программы -1 год.
Новизна программы состоит в том, что чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ученик, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания и фантазию. В результате у детей развивается ассоциативно-образное мышление, формируется нравственная и эстетическая позиции. Упражнения для развития речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат учащегося. Театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других.
Занятия формируют в ученике смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свою задумку, умение сосредоточить внимание на поставленной задаче. Учащиеся становятся раскрепощеннее, контактнее, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 10-14 лет. Для детей данного возраста характерна стереотипность мышления, проявляемая в виде школьного равнодушия, неумения высказывать свою точку зрения, эмоциональной обедненности. Соединенная с общей скованностью ребенка, она выражается в отсутствии навыка общения, в том числе и через продукт собственной художественной деятельности, что приводит к затуханию природных склонностей и задатков.
Целью данной программы является: формирование творческой личности ребенка средствами театральной педагогики.
Задачи:
1. Раскрыть индивидуальные способности учащихся, в т.ч. эмоционально - образного восприятия окружающего мира;
2. Развивать речевой аппарат и пластическую выразительность движений;
3. Развивать основные психические процессы и качества (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазию, воображение, коммуникабельность, чувство ритма, смелость публичного самовыражения);
4. Формировать и обогащать духовный мир учащихся.

Отличительной особенностью данной программы является то, что ее основа – практическая творческая деятельность. У учащихся активизируется творческая фантазия, развиваются качества творческого мышления: критичность, диалогичность, гибкость, самостоятельность.

Ожидаемый результат:
Ученик будет знать:
- основные понятия театрального искусства;
- модели театрализованных представлений (мини-композиция, агитбригада, спектакль)
- как использовать в той или иной деятельности свои психические процессы и качества (память, восприятие, фантазия, воображение)

Ученик будет уметь:
- владеть собственным речевым аппаратом;
- концентрировать внимание на происходящем;
- декларировать и выразительно читать литературные произведения;

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- правильно формулировать и выражать свою точку зрения;
- смелость публичного самовыражения;
- развитие коммуникативных навыков;
- обогащение внутреннего мира ребенка.

На протяжении работы объединения все занятия имеют следующую структуру:
- «Гимнастика чувств» (приветствие и игровые упражнения);
- «Техника речи» (упражнения на развитие речевого аппарата);
- «Импровизированный метод существования» (задания на пластику движений);
- «Драматургические опыты» (выполнение заданий на сцене)

Подведение промежуточных итогов по результатам освоения материала данной программы проходит в форме:
- смотра – конкурса;
- мини-композиции;
- спектакля;
- мини-пьесы;
- агитбригады.
В конце года готовится показательный творческий концерт с участием всей группы.

Программа рассчитана на 111 часов (3 часа в неделю)
Учебно-тематический план

№ п/п
Раздел, тема
Количество часов



Всего
Теоретич. занятия
Практич. занятия

1.
«Гимнастика чувств»
27
9
18

1.1
Взаимодействие с партнером




1.2.
Внимание и организованность




1.3.
Артистическая смелость




1.4.
Последовательность и завершенность действия




2.
«Техника речи»
21
6
15

2.1.
Дыхательная гимнастика




2.2.
Голосовая гимнастика




2.3.
Артикуляционная гимнастика




2.4.
Басни-диалоги




3.
«Импровизированный метод существования»
30
9
21

3.1
Я в предлагаемых условиях




3.2
Импровизация




3.3
Инсценировка




3.4
Умение выступать перед публикой




4.
«Драматургические опыты»
33
6
27

4.1
Активизация творческой деятельности




4.2.
Основы сценической композиции




4.3.
Моделирование массового театрализованного представления




4.4.
Элементы театрализованного действия (сюжет, идея, действие, драма, конфликт, интрига





Содержание курса

На протяжении всей работы объединения все занятия имеют следующую структуру:
- «Гимнастика чувств» (приветствие и игровые упражнения);
- «Техника речи» (упражнения на развитие речевого аппарата);
- «Импровизированный метод существования» (задания на пластику движений);
- «Драматургические опыты» (выполнение заданий на сцене)

Раздел I. «Гимнастика чувств»
Этот раздел включает в себя большое количество различных упражнений, необходимых для развития творческой деятельности:
- организованность, способность взаимодействовать с партнерами;
- различные стороны зрительного восприятия и зрительную память (наблюдательность, воображение, фантазию, ориентировку в пространстве).
- непрерывность, логику, последовательность и завершенность действия.
- способность проявлять артистическую смелость и характерность при выполнении индивидуальных заданий.

Раздел II. «Техника речи»
Данный раздел включает в себя:
- знакомство детей с технологией формирования речи;
- обучение их способам подготовки речевого аппарата к его использованию в действии;
- привитие навыков выразительного чтения.
Используется артикуляционная, голосовая и дыхательная гимнастика.

Раздел III. «Импровизированный метод существования»
Этот метод в театральной педагогике называется «Этюдным методом существования». Все задания этого раздела осуществляются на сцене и доминантой является позиция «Я в предлагаемых условиях».
В результате формируются следующие умения и навыки:
- видеть, слышать, понимать товарища и воздействовать на него;
- управлять своим вниманием;
- четко формулировать свои мысли, выступая перед публикой.

Раздел IV. «Драматургические опыты»
На базе навыков и умений, полученных при прохождении первых двух разделов, учащиеся выступают от лица выбранных им персонажей. Мостиком к этому этапу являются:
- импровизационные показы, когда закрепляются сюжетные сценки, записывается текст и порядок действий.
- инсценировка литературных произведений, когда учащимся поручается та или иная роль.
В процессе постановки мини-пьес на сцене учащиеся познают основные методы и приемы оформления спектакля (драматическое действие, интрига, действие, сюжет, декорация, костюмы, грим, свет, шумы, музыка).
Данный раздел является ключевым и определяет тему занятий.

Методическое обеспечение

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание данного курса, предполагают наличие специального помещения со сценой. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, отрывки из произведений.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: аудио- и видео-записи, тексты художественных произведений, музыкальные записи, литературные произведения, видеофильмы, костюмы для перевоплощения.

Формы занятий.
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мизансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
театральные игры,
конкурсы,
викторины,
беседы,
экскурсии в театр и музеи,
спектакли
праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы, викторины ;
итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Результаты контроля усвоения умений
и навыков фиксируются в таблице.
Фамилия, имя учащегося





Критерии оценки результативности
владеет слабо
(кол-во/ %)
владеет хорошо
(кол-во/ %)
владеет отлично
(кол-во/ %)


Умение произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц





Умение коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке





Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке





Владение комплексом артикуляционной гимнастики.





Умение произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями





Умение произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие





Умение запоминать заданные режиссером мизансцены





Умение создавать пластические импровизации под музыку разного характера





Находить оправдание заданной позе





Умение сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему





Умение менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса





Инсценировка литературного произведения в заданной педагогом роли
















Календарно-тематическое планирование

Раздел
№ п/п
(неде-ля)
Тема
Дата
Кол-во часов

I.
«Гимнастика чувств»


1.
Обыгрывание детских стихотворений
1. «Зернышко», «Как один»
2. Дыхательная гимнастика
3. «Игры с воображаемым предметом», «Картина», «Оживите»

1,5
1,5


2.
Исполнение песен на новый лад
1. «Деревянные куклы», «Кто летает?»
2. Голосовая гимнастика
3. «Изобрази птицу или животное», «Кукольный театр»

1,5
1,5


3.
Активизация творческой фантазии
1. «Фотографы», «Повтори быстро»
2. Артикуляционная гимнастика
3. «Войди в образ», «Зеркало»

1,5
1,5


4.
Подбор материала для мини-этюдов
1. «Запрещенное движение», «Окно»
2. «Басни-диалоги»
3. «Артисты пантомимы», «Цирковые животные»

1,5
1,5


5.
Разработка и организация мини-этюдов
1. «Зернышко», «Как один»
2. Дыхательная гимнастика
3. «Массовые сценки», «Игра с воображаемым предметом»

1,5
1,5


6.
Мини-пьесы «Новичок», «Ох уж эти дети!», «Детский сад»
1. «Деревянные куклы», «Кто летает?»
2. Голосовая гимнастика
3. «Воображаемое путешествие», «Животные во дворе»

1,5
1,5


7.
Отработка сценических образов
1. «Фотографы», «Повтори быстро»
2. Артикуляционная гимнастика
3. «Чтобы это значило?», «Шуточная олимпиада»

1,5
1,5


8.
Моделирование массового театрализованного представления
1. «Запрещенное движение», «Окно»
2. «Басни-диалоги»
3. «Скульптор и модель», «Импровизация сказки»

1,5
1,5


9.
Итоговое занятие. Показательные выступления
1. «Зернышко», «Как один»
2. Дыхательная гимнастика
3. «Массовые сценки», «Игра с воображаемым предметом»

1,5
1,5

II.
«Техника речи»


10.
Основы сценической композиции
1. «Деревянные куклы», «Кто летает?»
2. Голосовая гимнастика
3. «Воображаемое путешествие», «Животные во дворе»

1,5
1,5


11.
Отработка образов на сцене
1. «Фотографы», «Повтори быстро»
2. Артикуляционная гимнастика
3. «Чтобы это значило?», «Шуточная олимпиада»

1,5
1,5


12.
Мини-композиция «Наши мамы!»
1. «Запрещенное движение», «Окно»
2. «Басни-диалоги»
3. «Скульптор и модель», «Импровизация сказки»

1,5
1,5


13.
Моделирование массового театрализованного представления
1. «Зернышко», «Как один»
2. Дыхательная гимнастика
3. «Массовые сценки», «Игра с воображаемым предметом»

1,5
1,5


14.
Отработка сценических образов на сцене.
1. «Деревянные куклы», «Кто летает?»
2. Голосовая гимнастика
3. «Воображаемое путешествие», «Животные во дворе»

1,5
1,5


15.
Организация и проведение веселых новогодних переменок
1. «Фотографы», «Повтори быстро»
2. Артикуляционная гимнастика
3. «Чтобы это значило?», «Зеркало»

1,5
1,5


16.
Итоговое занятие «Новогодние забавы» (театр-экспромт)
1. «Запрещенное движение», «Окно»
2. «Басни-диалоги»
3. «Скульптор и модель», «Импровизация сказки»

1,5
1,5

III.
«Импровизированный метод существования»


17.
Действие. Сюжет.
1. «Зернышко», «Как один»
2. Дыхательная гимнастика
3. «Массовые сценки», «Игра с воображаемым предметом»

1,5
1,5


18.
Отработка образов на сцене
1. «Деревянные куклы», «Кто летает?»
2. Голосовая гимнастика
3. «Воображаемое путешествие», «Животные во дворе»

1,5
1,5


19.
Композиция «Широкая масленица»
1. «Фотографы», «Повтори быстро»
2. Артикуляционная гимнастика
3. «Чтобы это значило?»

1,5
1,5


20.
Драматическое действие. Интрига.
1. «Запрещенное движение», «Окно»
2. «Басни-диалоги»
3. «Скульптор и модель», «Импровизация сказки»

1,5
1,5


21.
Отработка образов на сцене.
1. «Зернышко», «Как один»
2. Дыхательная гимнастика
3. «Массовые сценки», «Игра с воображаемым предметом»

1,5
1,5


22.
Мини-композиция «Любовью дорожить умейте!»
1. «Деревянные куклы», «Кто летает?»
2. Голосовая гимнастика
3. «Воображаемое путешествие», «Животные во дворе»

1,5
1,5


23.
Моделирование массового театрализованного праздника
1. «Фотографы», «Повтори быстро»
2. Артикуляционная гимнастика
3. «Чтобы это значило?»

1,5
1,5


24.
Элементы драматического действия
1. «Запрещенное движение», «Окно»
2. «Басни-диалоги»
3. «Скульптор и модель», «Импровизация сказки»

1,5
1,5


25.
Отработка образов на сцене
1. «Зернышко», «Как один»
2. Дыхательная гимнастика
3. «Массовые сценки», «Игра с воображаемым предметом»

1,5
1,5


26.
Мини-композиция «Прекрасны все женщины на свете!»
1. «Деревянные куклы», «Кто летает?»
2. Голосовая гимнастика
3. «Воображаемое путешествие», «Животные во дворе»

1,5
1,5

IV.
«Драматургические опыты»


27.
Первоапрельские розыгрыши. «Праздник ежиков»
1. «Фотографы», «Повтори быстро»
2. Артикуляционная гимнастика
3. «Чтобы это значило?»

1,5
1,5


28.
Моделирование сценария агитационной бригады.
1. «Запрещенное движение», «Окно»
2. «Басни-диалоги»
3. «Скульптор и модель», «Импровизация сказки»

1,5
1,5


29.
Агитбригада «Здоровому – все здорово!»
1. «Зернышко», «Как один»
2. Дыхательная гимнастика
3. «Массовые сценки», «Игра с воображаемым предметом

1,5
1,5


30.
Моделирование сценария «Маленькое чудо большой репки»
1. «Деревянные куклы», «Кто летает?»
2. Голосовая гимнастика
3. «Воображаемое путешествие», «Животные во дворе»

1,5
1,5


31.
Отработка образов на сцене
1. «Фотографы», «Повтори быстро»
2. Артикуляционная гимнастика
3. «Чтобы это значило?»

1,5
1,5


32.
Спектакль «Маленькое чудо большой репки»
1. «Запрещенное движение», «Окно»
2. «Басни-диалоги»
3. «Скульптор и модель», «Импровизация сказки»

1,5
1,5


33.
Мини-композиция «Мы идем за кулисы»
1. «Фотографы», «Повтори быстро»
2. Артикуляционная гимнастика
3. «Чтобы это значило?»

1,5
1,5


34.
Упражнения на внимание, фантазию, воображение.
Упражнение на беспредметное действие.
Упражнение на заданное действие.

1,5
1,5


35.
Упражнения на воображаемые обстоятельства "Если бы"

1,5
1,5


36.
Творческий отчет кружка «Фантазёры»

1,5
1,5


37.
Подведение итогов. Составление репертуара на следующий год.

1,5
1,5








Литература

Волохова Н.Г «Вместе круглый год, замечательные и оригинальные сценарии на все случаи школьной жизни» /М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

Ищем таланты/ред.-сост. Л.И. Жук.-Минск: Красико-Принт, 2009.

Климовский Вадим, «Мы идем за кулисы» (книга для детей), изд. «Детская литература», Москва, 2002 год.

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М Театрализованные игры в школе.- М.: Школьная пресса, 2003.

Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я: Пособие для классных руководителей. -М.: АРКТИ,2002.

Начинающим актерам/ Ред.-сост.Л.И.Жук-Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002.

Театр круглый год/ ред.-сост. Л.И.Жук.-Минск: Красико-Принт, 2007.

//Театр круглый год/ Приложение к журналу «Читаем, учимся, играем»,2007.

Узорова О.В., Е.А.Нефедова. Сценки-минутки на школьном уроке. -М.:АСТ «Астрель», 2002.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 2 Заголовок 315